Файл: Основные функции в системе менеджмента (на примере ООО «Стомус»).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента предприятия
1.1.Понятие системы менеджмента
1.2.Основные функции системы менеджмента
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности и системы менеджмента предприятием ООО «Стомус»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Исследование системы управления предприятия
Глава 3. Разработка рекомендаций по формированию системы менеджмента ООО «Стомус»
3.1. Совершенствование функции «Организация»
Введение
Управление предприятиями и решаемые ими задачи управления весьма трудоёмкие, что приводит к повышению ответственности за принимаемые управленческие решения.
Осознание управленческой деятельности в последние годы как особого вида деятельности, необходимого в условиях рыночной экономики, с этой деятельности особое место отводится системе менеджмента, в частности определения и роста ее развития.
Совершенствование системы управления предприятия является важным элементом разработки проектных и плановых управленческих решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующего современного менеджмента, проектов или плановых мероприятий, которые разрабатываются на предприятии. Развитость функционирования предприятия вследствие возрастающей сложности, комплексности и усиления взаимосвязей в большей мере зависит от качества использования существующей системы менеджмента.
Повышение качества системы управления предприятия может быть достигнуто при проведении исследования всех сторон внешней и внутренней деятельности организации, проведения общей диагностики системы управления предприятием, что подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию системы менеджмента в торговом предприятии ООО «Стомус».
Предметом изучения в работе является система менеджмента предприятия.
Объектом исследования в работе служит ООО «Стомус».
В курсовой работе для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы системы управления предприятия;
–рассмотреть основные функции менеджмента;
– представить организационно-правовую характеристику предприятия;
– провести диагностику системы управления ООО «Стомус»;
– разработать и представить мероприятия по повышению системы управления в торговом предприятии ООО «Стомус».
Информационной базой написания работы являлись: законодательство РФ, учебники и учебные пособия; материалы специализированных периодических и интернет-изданий; документация ООО «Стомус»; материалы собственных исследований.
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента предприятия
1.1.Понятие системы менеджмента
Система управления – это группа взаимосвязанных и целенаправленно взаимодействующих элементов, каждый из которых, вносит определённый вклад в характеристики целого[1].
Понятийный аппарат системы управления представлен в таблице 1:
Таблица 1
Понятийный аппарат системы управления
Понятие |
Определение |
Автор определения со ссылкой на источник литературы |
Управление |
Самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением функций и методов экономического механизма управления |
Мельников В.П[2]. |
Организация |
Процесс деятельности по упорядочению элементов того или иного объекта в пространстве и времени |
Долгов А.И. |
Система управления |
Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы) |
Акимова Т.А. |
Система управления |
Совокупность связей по поводу воздействия, согласующего деятельность людей в социально-экономической системе |
Фрейдина Е.В. |
Исследование систем управления |
Вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями |
Мельников В.П[3]. |
Результативность управления |
Степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления |
Мескон М.Х[4]. |
Систему управления предприятием можно оценивать на стадии проектирования предприятия, при исследовании систем управления действующих предприятий и для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления[5].
Системы управления предприятием сферы услуг оценивается по ряду компонентов (рис.1)[6]:
– механизм управления;
– структура управления;
– процесс управления;
– механизм развития;
– искусство управления.
Рисунок 1. Компоненты системы управления предприятием
Системная организация управления предприятием распространяется на все виды деятельности организации и в современных условиях ХХI в. использует в первую очередь концепцию рыночного управления, а также следующие направления к построению управления: научного управления; административного управления (классическая теория управления); управления с позиции психологии и человеческих отношений; концепции адаптации или стратегии приспособления; концепции глобальной стратегии; концепции целевой ориентации; управления с позиций науки о поведении; системный и ситуационный, т.е. подходы к управлению как к процессу[7].
Система управления оценивается при помощи разных подходов (рис. 2).
Рисунок 2. Подходы к оценке системы управления предприятием
Выделяют следующие критерии оценки системы управления:
– сложность организационной структуры и обоснование целесообразности функционирования каждого из ее звеньев;
– скорость реагирования на вновь возникающие ситуации и принятия соответствующих управленческих решений;
– стратегия, в соответствии с которой осуществляется руководство организацией в целом и каждой из отдельных ее подсистем;
Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с заданным набором ключевых норм, которые регулируют деятельность аппарата компании:
– издержки, которые приходятся на содержание управленческого аппарата, а также их соотношение с полученными результатами;
– результаты непрерывного мониторинга деятельности менеджмента высшего звена;
– оценка воздействия управленческого аппарата на конечный результат деятельности предприятия;
– численный и качественный состав руководящего звена, а также соотношение с общим количеством работников[8].
Таким образом, результаты деятельности организации зависят не только от работы персонала, но также и от того, насколько грамотно и функционально выстроена организационная структура предприятия. Для этого проводится периодическая проверка с целью выявления несоответствия, а также приведения параметров к современным требованиям и нормам[9].
Совершенствование управления предприятием проводится по разным направлениям, начиная от постановки целей бизнеса, формулировки миссии компании, стратегического планирования, и заканчивая приемами и способами принятия тактических решений[10].
1.2.Основные функции системы менеджмента
Функции управления возникают из необходимости регулировать труд людей, объединенных в рамках организации. Они всегда направлены на достижение целей деятельности организации.
Функции системы менеджмента принято подразделять на две группы: основные (общие) и конкретные[11].
К основным функциям относят: планирование, организацию, мотивацию (стимулирование), руководство (координацию), контроль (учет, анализ).
Планирование предусматривает постановку стратегических и текущих целей деятельности и разработку планов, программ по их реализации.
Функция «организация» направлена на проведение мероприятий, связанных с реализацией планов. Она связана с разработкой наиболее гибких и экономичных организационных структур, формированием кадровой политики, организационным проектированием процесса управления.
Функция «мотивация» связана с изучением потребностей работающих и выработкой методов управленческого воздействия на эти потребности ради достижения целей организации.
Функция «руководство» связана с формами управленческих воздействий руководителя, его властью, направленными на активизацию деятельности персонала и повышение производительности труда.
Функция «контроль» предусматривает проведение управленческих действий, направленных на обеспечение выполнения планов, т.е. анализ, учет промежуточных и конечных результатов, выявление потерь или эффекта, внесение корректив в деятельность предприятия.
Конкретные функции управления направлены на реализацию конкретной деятельности, отражают специфику управления конкретной деятельностью: управление запасами, управление кадрами, управление финансами, управление деловой политикой и т.д. При реализации любой конкретной функции одновременно реализуются все основные.
Система управления предприятием сферы услуг основана также на использовании управленческим персоналом соответствующих функций (рисунок 3):
Планирование как функция управления. Планирование – это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели могут быть достигнуты[12].
Организация как функция управления. Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.
Мотивация как роль управления должна реализовываться через механизмы стимулов, и всякие действия работника должны иметь положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей и достижения его целей. Руководитель должен построить такую мотивационную структуру, с помощью которой он бы смог осуществить воспитание коллектива в нужной форме[13].
В данное время именно правильно организованная и эффективная система стимулирования персонала является одной из практических проблем менеджмента.
Рисунок 3. Матрица функций управления торговой организацией
Система мотивации определяется конкретной ситуацией, в которой работает предприятие. Эффективное управление персоналом основано на правильном понимании мотивации персонала. Разработка эффективной системы форм и методов управления персоналом, возможна лишь при понимании руководства предприятия того, что движет персоналом, что побуждает персонал к деятельности, какие мотивы лежат в основе действий персонала[14].
Мотивация труда – совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность его поведения[15]. Проектирование системы мотивации строится на следующих принципах: Система мотивации персонала должна соответствовать корпоративной стратегии предприятия. Система мотивации персонала должна быть гибкой при использовании различных методов мотивации и видов стимулирования, и обладать способностью к изменениям.
Система мотивации должна быть адаптивной к динамичной внешней среде. Принцип комплексности система мотивации должна строиться всесторонне, с учетом многофакторности проблемы. Принцип системности системы мотивации включает взаимное согласование, увязку, устранение противоречий между различными направлениями, методами, элементами системы мотивации. Принцип ясности системы мотивации – критерии оценки труда и система вознаграждения за полученные результаты должны быть понятны работникам предприятия.