Файл: «Управление формированием прибыли на предприятии» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действующая национальная модель формирования бухгалтерской прибыли и её основные компоненты представлены в Отчете о финансовых результатах. Однако полученную прибыль можно увидеть в балансе не всегда: чистая прибыль («прибыль к распределению»), отраженная в форме №2, направляется на выплату дивидендов, формирование резервного капитала и создание фондов (в том числе в составе нераспределенной прибыли), перечень которых установлен организацией самостоятельно – эти записи будут произведены декабрем отчетного года – прибыль будет «размыта».[19]

Отчет о финансовых результатах содержит также информацию о деятельности по созданию прибыли и о средствах, заработанных или истраченных в течение определенного периода. В нем отражаются не только конечные финансовые результаты деятельности, полученные за отчетный период, но также абсолютный и относительный уровни рентабельности, достигнутые за время, прошедшее со дня составления предыдущего отчета[20].

Порядок формирования прибыли представлен на рисунке 2.

Перечень доходов и расходов, представленный в гл. 25 НК РФ, по мнению Е. Н. Станиславчика, не отражает экономической сути деятельности организации, это своего рода формула расчета налоговой базы, то есть суммы, с которой предприятие будет платить налог на прибыль[21].

Следует учитывать также, что доходы и расходы текущего периода по ряду позиций не идентичны притокам (поступлениям) и оттокам (выплатам) средств в этом периоде. Например, производственный результат - выручка от реализации продукции не идентична поступлениям вследствие предоставления отсрочки платежей и наличия у предприятия дебиторской задолженности. Амортизационные отчисления в составе текущих затрат не являются выплатой.

-

-

=

=

=

+

-

-

=

-

Рисунок 2 - Модель формирования прибыли в соответствии с действующим отчетом о финансовых результатах

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль и иные платежи из прибыли

Чистая прибыль

Прочие расходы

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль от продаж

Прочие доходы

Валовая прибыль


Себестоимость продаж

Выручка от продаж

Одной из форм планирования прибыли в предстоящем периоде, является, как отмечает И. А. Бланк, формирование целевой суммы прибыли планового периода[22]. Целевая сумма прибыли представляет собой плановую потребность в финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли предприятия, обеспечивающая реализацию целей его развития в предстоящем периоде. Расчет целевой суммы прибыли ведется по каждому элементу этой потребности.

Главная роль в процессе планирования целевой суммы прибыли отводится определению потребности в ка­питализируемой ее части, то есть необходимого объема финансовых средств для реализации инвестиционных возможностей предприятия[23]. Планирование целевой прибыли следует осуществлять с использованием метода многовариантности, с тем, чтобы определить потребности организации в финансовых ресурсах при постановке различных целей деятельности, иметь наглядное представление о возможностях в достижении заданных параметров развития[24].

Определенная таким образом плановая величина целевой, желаемой прибыли одновременно показывает как ее формирование, так и распределение, использование на нужды накопления и потребления организации. Такой подход к проведению плановых расчетов будет являться одним из основополагающих элементов механизма управления прибылью, позволяющего вырабатывать необходимые управленческие решения для достижения запланированного уровня производственного и социального развития, более целенаправленно использовать имеющийся потенциал хозяйствующего субъекта[25].

В процессе управления формированием прибыли предприятия главная роль, по мнению, И. А. Горелкиной, отводится прибыли по основной (операционной) деятельности.

Модель формирования стратегически ориентированной прибыли выглядит следующим образом: общая прибыль определяется как сумма целевой прибыли и прочих доходов за вычетом прочих расходов[26].

С формированием операционной прибыли, определяемой в отчетности в виде показателей прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, связаны текущие издержки, под которыми понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов на осуществление основной деятельности предприятия, формирующие себестоимость продукции[27].


Для принятия управленческих решений затраты различают­ся по следующим направлениям: по степени эластичности к объему производства; безвозвратные затраты; вмененные затраты; инкрементные и маргинальные затраты.

По степени эластичности к объему производства различают переменные и постоянные затраты. Переменные затраты прямо зависят от изменения объема производства и продаж. Однако степень такой зависимости различна. Она может носить пропорциональный характер, регрессивный или прогрессивный. Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства и продаж. Они могут иметь место, даже если предприятие временно не осуществляет свою деятельность. Постоянные затраты являются таковыми в коротком периоде деятельности, называемом релевантным периодом.[28]

К безвозвратным затратам относятся расходы на материалы другие ресурсы, потребность в которых отпала. Их величина не может быть изменена в будущем, поэтому они не учитываются в принятии решения.

Вмененные затраты характеризуют возможность, которая потеряна или которой жертвуют при выборе альтернативного поведения[29].

Инкрементные (приростные) затраты - это дополнительные затраты, связанные с дополнительным изготовлением и реализацией продукции. Дополнительные затраты и доходы в расчете на одну единицу продукции называют маргинальными (предельными). Все рассматриваемые затраты могут быть как переменные, так и постоянные[30].

Поведения издержек, то есть их движение в ответ на изменение объема производства, оказывает решающее влияние на формирование прибыли.

Операционный анализ позволяет отслеживать роль основных факторов в формировании прибыли - объема продаж, цены, затрат, и обеспечить эффективное управление формированием прибыли. Использование этих показателей, по мнению многих ученых, позволяет в практике смоделировать наиболее предпочтительные показатели деятельности: задав необходимый уровень прибыли и зная цену реализации и объем издержек, финансовый менеджер может управлять процессом формирования прибыли, задавая его приоритетные цели[31].

В соответствии с существующими моделями формирования себестоимости, можно предложить следующие модели формирования прибыли, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная схема моделей формирования прибыли[32]


Модель формирования прибыли по результатам калькулирования методом абсорпшен-костинг

Модель формирования прибыли по результатам калькулирования методом директ-костинг

Выручка

Выручка

‑ Производственные затраты (включая постоянные)

‑ Переменные расходы

= Валовая прибыль

= Маржинальная прибыль

‑ Коммерческие и административные расходы

‑ Постоянные расходы

= Прибыль

= Прибыль

Таким образом, модель формирования прибылью – является важной основой функционирования механизма её управления.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:[33] прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности[34].

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. За счет чистой прибыли можно выплачиваются некоторые виды сборов и налогов, штрафы, санкции и др.[35]

Выводы.

Прибыль как экономическая категория представляет собой распределительную форму чистого дохода общества, созданного в сфере материального производства в результате соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов). Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ показателей прибыли позволяет выявить проблемы обеспечения эффективной деятельности предприятия и разработать мероприятия, направленные на их решение. Основным источником информации для проведения анализа прибыли предприятия является финансовая (бухгалтерская) отчетность.


ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «АРМАДА»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Армада»

Общество с ограниченной ответственностью «Армада» представляет собой объединение граждан для совместной деятельности. ООО «Армада» зарегистрирована 15 февраля 2011 г.

Регистрирующая организация – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Самарской области (отдел работы с налогоплательщиками №2 Автозаводской район).

Юридический адрес предприятия: 445044, Самарская область, г. Тольятти, ул. Офицерская, д. 2, кв. 48.

Основной целью ООО «Армада» является удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.[36]

Общество имеет гражданские права и несет обязанности, связанные с осуществлением любых видов деятельности, не запрещённых федеральным законом Р.Ф.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  • услуги «Телекс»;
  • услуги подвижной спутниковой радиосвязи;
  • услуги фиксированной телефонной связи в выделенной сети связи;
  • продажа сотовых телефонов, аксессуаров к телефонам, планшетам; продажа симкарт.

Данное ООО имеет свой самостоятельный баланс и круглую печать со своим фирменным наименованием.

Высшим органом управления общества является общее собрание учредителей. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором, избираемым общим собранием учредителей.

­­

Структура управления представлена на рис. 3. Из представленной на рис. 3 структуры управления видно, что она построена по линейно-функциональному признаку. Руководство предприятием возложено на директора предприятия, который разрабатывает стратегию развития предприятия, осуществляется планирование финансово-хозяйственной деятельности. На директора предприятия возложены также функции маркетинга и управления персоналом. Разработкой товарной, ценовой политики занимается начальник отдела продаж. Обязанности заключения договоров с поставщиками возложены на начальника службы снабжения и логистики. В непосредственном подчинении начальников отделов находятся менеджеры, продавцы.[37]