Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем или мировом рынке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении[1 c 12]. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем. Учитывая то, что окружение и условия жизни организации будут меняться[3 c 15].

Цель данной работы - выбор и обоснование стратегии и тактики управления организацией на различных этапах развития на примере вертолетостроительной фирмы.

Цель работы обусловила решение следующих задач:

- определение сущности стратегического управления,

- рассмотрение порядка разработки и реализации стратегии развития предприятия,

- анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию и анализ ее внутренней среды,

- разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития и составление плана работ и организация его выполнения,

- определение стратегических направлений развития вертолетостроительной фирмы.

Объектом исследования является стратегия вертолетостроительной фирмы.

Предметом исследования является система управления предприятия.

Теоретической основой написания курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по изучаемым вопросам и проблемам.

Методологической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: анализа, тестирования, исследования, экспертных, экономико-математических оценок.


1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Стратегия как ключевой элемент системы управления предприятием

Тактика — это более детализированное, специальное планирование развития конкретной ситуации в течение ограниченного периода (как правило, менее одного года)[5, c 250]. Например:

• предварительные коммерческие предложения;

• проводимая в течение трех месяцев рекламная кампания с целью продвижения на рынок новой продукции;

• предложения и контрпредложения администрации фирмы или профсоюза во время заключения ежегодных трудовых соглашений, определяющих величину зарплаты.

Очевидно, что тактика соподчинена стратегии, которая является одной из ключевых составляющих управления. Выбор стратегии и её реализация представляют основную часть содержания стратегического управления (см. Приложение 1).

Для фирмы стратегическое планирование является важнейшим условием эффективного управления ее развитием.

Методы планирования занимают одно из главных мест в управлении современной корпорацией, а также при разработке и реализации инструментов экономической политики на правительственном уровне управления[11, c 277]. С одной стороны, они выполняют функцию снижения неопределённости развития, создают устойчивые ожидания относительно будущего управляемой системы, а с другой, выполняют функцию механизма обучения, отбора эффективных решений, накопления полезного опыта. Эти методы изначально родились на микрохозяйственном уровне, стратегическое планирование получило широкое распространение в корпорациях[5, c 251]. Таким образом, отличие данного планирования от всеобъемлющего состоит в том, что стратегическое планирование предназначено для решения широкомасштабных задач и этапов развития экономической системы.

Обычно цель стратегического планирования состоит в необходимости осуществления эффективного управления экономическими изменениями. А его результатом обычно выступают новые продукты, технологии, рынки, а также их комбинации, организации. Существующие классические подходы к разработке стратегии развития экономической системы упускают из виду инерцию эволюционных изменений, как бы выводя её из системы плана и его реализации [12, c 279].


Именно указанное свойство, что планирование, стратегия есть эволюционирующий вместе с системой элемент, а не что-то воздействующее на неё экзогенно, должно определять качество стратегии и тактики фирмы. Следовательно, можно говорить о том, что разработка стратегии развития любого уровня экономики и подготовка плана должны включать имманентные особенности эволюционного процесса данного и сопряжённых с ним уровней [6, c 67]. В этом смысле происходит преобразование этапов решения стратегических проблем, включавших ранее осознание необходимости решения проблемы, формулировку вариантов их решения, оценку вариантов по критерию привлекательности, процедуру выбора одного или несколько вариантов. В названную схему добавляется ещё один этап выявление закономерностей эволюционного процесса системы и оценка потенциальной эффективности происходящих управляемых и неуправляемых изменений.

Стратегия дает ответ на вопрос: "Каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения?" Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия определяет свободу выбора в соответствии с изменяющейся ситуацией [5, c 252].

Суть стратегического управления заключается в том, что, с одной стороны, в организации существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой, структура управления фирмой адекватна "формальному" стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Стратегический менеджмент одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей корпорации и разработке конкретных программ для их достижения [13, c 277].

Стратегический менеджмент рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.

В эффективно управляемых предприятиях стратегии разрабатываются во всех сферах и по всем направлениям их деятельности и ориентированы на решение таких задач, как:

– адаптация системы к изменяющимся экзо- и эндогенным факторам или условиям;

– проведение необходимых изменений в структуре и функциях системы и ее основных звеньях;

– создание организационной структуры, соответствующей данным изменениям;


– подбор, обучение и удержание управленческих кадров, способных реализовать данные стратегические изменения на практическом уровне управления деятельностью всех структурных компонентов системы (см. Приложение 2).

Стратегическая область деятельности руководства любого предприятия включает в себя ряд следующих определенным образом направленных стратегий [4, c 31].

Прежде всего, это стратегия развития предприятия, в рамках которой осуществляется определение смысла существования (миссии), цели, задач и требующихся для их реализации ресурсов [6, c 65]. Как показывает практика, эффективное развитие предприятия невозможно без адекватной стратегии управления персоналом (кадровой политики). Она включает в себя совокупность действий по отношению к сотрудникам предприятия, позволяющих добиться реализации организационных целей развития.

1.2. Стратегии управления предприятиями в условиях мирового кризиса

Развитие международных отношений и усугубление мирового кризиса неразрывно связаны с расширяющимися возможностями использования новых методов и приемов управления. С одной стороны, это обусловлено объективными потребностями реформирования современного общественного производства и постоянно возрастающим усложнением функций управления. С другой стороны, без современных методов и способов управления невозможно обеспечить оптимальное решение сложных управленческих задач, появившихся в условиях обострения конкурентной борьбы товаропроизводителей за рынки сбыта продукции в мировом масштабе. В значительной мере проблемы разработки и реализации эффективных подходов к принятию управленческих решений осуществляются в рамках стратегического управления. Это сравнительно новое для отечественной науки направление позволяет создавать гибкие управленческие структуры, обеспечивать соответствие систем управления и уровня имеющейся материально-технической базы производства [16, с. 15].

Стратегическое управление является по своей сути современной модификацией традиционных форм и методов управления предприятием, обеспечивающей выработку долгосрочной стратегии для выживания в условиях рыночной системы, характеризуемой острой конкуренцией за сбыт товара. Оно призвано создавать управленческий инструментарий, способный превратить концепцию в процесс принятия конкретных управленческих решений, подлежащих реализации на практике. Разработка конкретных форм стратегического управления является результатом эволюции теории и методологии управления, вызванной глубокими объективными причинами, вытекающими из ускоряющихся темпов изменения общественного производства [7, с. 8].


На эффективность управления предприятием оказывает существенное воздействие внешняя среда, под влиянием которой оно должно постоянно видоизменяться, реформироваться с целью принятия адаптивного этому управленческого решения [13, с. 25].

Результаты исследования позволили выявить совокупность воздействий внешней среды, которыми являются:

- развитие внешнеэкономических связей,

- нестабильность политической обстановки и межрегиональные конфликты,

- неустойчивое положение экономики России в мировом хозяйстве,

- несовершенство законодательной и нормативной базы, регламентирующей взаимоотношения в экономике,

- отсутствие эффективных методов государственного управления,

- низкий социально-экономический, образовательный и культурный уровень определенной части руководителей населения,

- ограниченность сырьевых ресурсов,

- обострение конкурентной борьбы между предприятиями,

- диспаритет цен,

- резкое снижение уровня технологичности и инновационности производства,

- уровень развития инфраструктуры рынка и каналы товародвижения,

- постоянно расширяющиеся потребности населения в товарах и др. [8, с.56].

Стратегия предусматривает непрерывное поэтапное принятие и все новых, более сложных управленческих решений; поиск новых методов для решения поставленных целей и задач и концентрация усилий на важнейших перспективных направлениях деятельности; непрерывность процесса разработки стратегии, охватывающей на каждом последующем этапе предстоящий период и исключение ретроспективных задач. Кроме того, предусматривается возможность предвидения и охвата всех резервов фирмы, выявляемых в полной мере только в процессе реализации стратегии при составлении проекта конкретных мероприятий [5, с. 14]. Развитие ассортиментной политики в современных условиях функционирования организаций представляется доминантной социально-экономической проблемой общества. Доминантой новой ассортиментной политики выступает спрос населения, в зависимости от которого формируются объемы производства продукции. Именно поэтому поло-жения методологии по реструктуризации ассортиментной политики основаны на исследовании спроса населения. Особенностью разработанной методологии является предложение о постадийном развитии производства в зависимости от потребностей и инновационно-инвестиционных возможностей [22, с. 156].

Реструктуризация ассортиментной политики предполагает проведение следующих видов исследования: