Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем или мировом рынке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- изучение состава производства продукции, используемых в России и в развитых странах мира;

- разработка исследования, выбор научных инструментариев;

- проведение непосредственных исследований по изучению мнений потребителей.

- систематизация, обработка, анализ мнений различных групп населения и составление номенклатурного реестра продукции, соответствующей требованиям рыночной экономики;

- разработка стратегии реструктуризации ассортиментной политики и ее практическая последующая реализация, которая осуществляется предприятиями [22, с. 156].

На первом этапе исследования осуществляется сбор информации о выпускаемых продуктах. Затем, на основе международной информации различных литературных источников, публикаций, материалов конференций составляется полный реестр продуктов, пользующихся спросом населения.

На втором этапе разрабатывается методика изучения данной проблемы, осуществляется выбор научных инструментариев, состава респондентов, регионов проведения изучения, групп населения, разрабатывается анкета для респондентов и осуществляется выбор способа их опроса. Третий этап предполагает выбор экспертов, на основе мнения которых осуществляется корректировка анкеты, реестра ассортиментного набора продукции, проводится непосредственное изучение различных групп потребителей. Четвертый этап включает в себя систематизацию и анализ полученных результатов исследования, их математическую обработку, формирование нового ассортиментного ряда продукции. Этот этап завершается разработкой постадийной реструктуризации ассортиментной политики различными структурными организациями страны [16, с. 85].

Последовательность постадийной реструктуризации ассортиментной политики, дифференцированная по видам логически взаимосвязанных видов деятельности, определяется необходимостью постепенного расширения видов производимой продукции. В основу проведения эксперимента были приняты следующие выработанные принципы:

- наибольший охват имеющейся в России и развитых странах мира номенклатуры продукции;

- анализ уровня производственного потенциала предприятий и определение возможностей выработки на них новых видов продукции;

- определение ориентировочных цен на продукты;

- выявление физической доступности их для большинства населения;

- определение объемов производства продуктов [16, с. 85].

Современный уровень развития производительных сил и управления производством требуют принципиально новых подходов к проблемам выбора технологических процессов и степени использования ресурсов. Необходимо создание и внедрение малоотходных и безотходных технологий, позволяющих наиболее полно извлекать ценные компоненты для человека из сырья, а также уменьшать ущерб, наносимый окружающей среде в результате выброса отходов производства [4]. В настоящее время переход на малоотходные и безотходные технологии должны рассматриваться как стратегическое направление в решении вопросов рационального использования ресурсов и охраны окружающей среды.


Глобальными направлениями в области эффективного управления микросредой предприятий как выявлено в процессе проведения исследований, являются:

- создание высокоэффективных средств хранения, обработки и переработки сырья, обеспечивающих выработку качественной продукции широкого ассортимента;

- разработка ресурсосберегающих технологий, позволяющих извлекать из сырья максимальное количество полезных продуктов и снижать себестоимость выработанной продукции;

- создание новых поколений высококачественной продукции повышенной питательной, биологической и вкусовой ценности, доступной для всех слоев населения;

- разработка и реализация мер по усилению интеграционных процессов на выгодных основах для всех его участников;

- создание и использование эффективного экономического механизма распределения дохода между всеми участниками сырьевого рынка, обеспечивающего необходимые условия для воспроизводства и развития приоритетных сфер [11, с. 256].

Наиболее весомым аргументов экономического развития предприятий выступает сложившаяся социально-экономическая обстановка, признанная главным условием обновления и экономического развития производства. В тесной взаимосвязи с проблемами благосостояния населения находятся преобразования в сфере трудовой деятельности человека и особенно в характере и ее условиях. Основными социальными характеристиками для дифференциации оплаты труда являются уровень квалификации, интеллектуализация труда, соотношение между затратами умственной и физической энергии, а также степень сложности труда. Совершенствование системы управления качеством позволяет не только повышать качество продукции, но и выпускать конкурентоспособные продукты расширенного ассортимента, удовлетворяющее первоочередные потребности населения. Социальные процессы, происходящие в обществе, отражают уровень спроса на рынке. Прежде всего, на него будет влиять численность населения. Для обеспечения её роста и нормального потребления продуктов питания необходимо повышение уровня жизни населения страны.

Основными направлениями в достижении данной цели будут являться снижение уровня безработицы и уровня инфляции. Проведение государством социальной политики в целях повышения материального уровня жизни низкооплачиваемых и приравненных к ним слоев населения, в том числе населения села, позволит обеспечить высокий уровень платежеспособного потребительского спроса на отечественные продукты питания. В предлагаемом варианте расходуемые на приобретение отечественных товаров денежные средства населения будут переходить в сферу торговли. Через каналы распределения и товародвижения могут финансироваться оптовые базы и предприятия. Полученные в результате реализации продукции денежные средства предприятия будут направлять на расширение производства, приобретение материалов, развитие человеческих ресурсов. Эффективно работающие предприятия будут платить налоги в государственный бюджет, обеспечивать тем самым финансовую безопасность страны и возможность социальной поддержки низкооплачиваемых слоев населения [15, с. 12]. Одновременно бюджетные средства можно расходовать на создание новых рабочих мест, когда работники будут получать заработную плату и выплачивать налоги.


В условиях быстро и постоянно изменяющейся бизнес-среды компании вынуждены постоянно изменяться, и залог успешной жизни на рынке – это готовность отреагировать на любые внешние изменения. Это требует определенных усилий, организационных, ресурсных, моральных, но с ускорением темпов изменений уже и одной готовности меняться оказывается мало. Для того, чтобы добиться успеха, компания должна меняться уже тогда, когда изменения еще не требуются. Реализация последовательных изменений деятельности способствует выживанию компаний в конкурентной борьбе.

Установлено, что результирующими показателями эффективности управления предприятий в условиях рынка должно быть увеличение объемов продаж, свидетельствующего о повышении эффективности работы отрасли, а также правильности принятия управленческих решений, рентабельности, подтверждающей эффективность использования ресурсов. На уровне предприятия следует использовать объем продаж в сочетании с рентабельностью производства, объемом прибыли, платежеспособность и финансовой устойчивостью предприятия.

Одним из эффективных направлений деятельности корпораций и других хозяйствующих субъектов является стратегическое планирование. Определенными этапами этого вида планирования, на наш взгляд, являются:

- определение концепции развития производства на перспективу;

- выбор номенклатуры продукции, которая может занять большую нишу и емкость рынка, обеспечить предприятию достаточную для развития массу прибыли;

- разработка прогноза рыночных предпочтений в каждом конкретном виде продукции;

- выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на увеличение потребности в выпускаемой продукции;

- прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;

- оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимально полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за весь жизненный цикл продукции [12, с. 45].

Таким образом, эффективность управления заключается в следующем: обеспечении и удовлетворении материальных потребностей персонала, интересов потребителей и поставщиков сырья. В свою очередь, благоприятное решение этих проблем во многом зависит от норм рационального поведения, когда рациональность и экономичность являются важными факторами доверительных отношений в коллективе.


ГЛАВА 2 ВЫБОР СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРТОЛЁТОСТРОИТЕЛЬНОЙ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

2.1. Стратегия развития вертолетостроительной отрасли в России

Госхолдинг "Оборонпром" и его 100-процентная "дочка" ОАО "Вертолеты России" разработали стратегию развития отечественной вертолетостроительной отрасли. Она подразумевает кооперацию с иностранным партнером, рост производства вертолетов и выход на мировой рынок с новой конкурентоспособной продукцией.

Главная цель "Оборонпрома" - успешная конкуренция с ведущими мировыми производителями вертолетов: американскими Bell Helicopter и Agusta Westland и европейским Eurocopter. Однако соперничать самостоятельно - бесперспективно. Если в производстве боевых вертолетов Россия сохранила свой потенциал, то работать с гражданским заказчиком заводы почти полностью разучились. В то же время основной спрос на вертолеты сейчас предъявляют МЧС, скорая помощь, крупные коммерческие корпорации [20].

Таким образом, России нужно выбрать из "большой тройки" одного партнера, который поделится технологиями взамен на доступ к потенциально огромному российскому рынку.

Рынок вертолетов сейчас переживает потребительский бум, причем как со стороны военных заказчиков, так и гражданских. К примеру, объем продаж Eurocopter вырос вдвое за последние два года. Все мировые производители вертолетов загружены заказами на ближайшие несколько лет.

Определились в "Оборонпроме" и с профильными моделями вертолетов, которые планируется наиболее активно продвигать как на внутренний, так и на внешние рынки. Это глубоко модернизированная "восьмерка" (Ми-8М), средние многоцелевые Ми-38, Ка-226 и Ка-62, Ми-54 (вертолет бизнес-класса, его планируют производить в кооперации с иностранным партнером), боевой Ми-28 и учебно-тренировочный "Ансат".

Реализация этих планов потребует больших финансовых затрат. "От момента разработки до реализации любого вертолетного проекта должно пройти как минимум 10 лет. Короткие деньги, которые могут предложить производителям банки, не помогут, нужно бюджетное финансирование", - считает гендиректор компании "Русские вертолетные системы" Михаил Казачков.

России вертолеты очень нужны, и СССР в свое время был на первом месте по новым конструкциям, по мобильности и по техническим характеристикам. Однако потом, в 1990-е годы, Россия, к сожалению, во многом позиции утратила. Хотя вертолеты - это целые летающие госпитали, просто необходимые в гражданских целях. Вертолет нужен в народном хозяйстве, в строительстве - при возведении высотных зданий или где, допустим, строят на сваях. К тому же не стоит забывать, что производство вертолетов потянет за собой смежные отрасли, а также стимулирует решение социальных проблем, ведь в некоторых регионах плотность населения категорически снижается.


Стратегическая цель - создание компании мирового уровня с диверсификацией бизнеса в наукоемких отраслях промышленности и высоких технологий. Важнейший приоритет «ОБОРОНПРОМА» - превращение слабоструктурированных стратегически важных отраслей промышленности в эффективный бизнес.

1.  Консолидация вертолетостроительной отрасли России

Корпорация «ОБОРОНПРОМ» выполнила государственную задачу по созданию интегрированной структуры в области вертолетостроения.

За пять лет реформирования вертолётостроительной отрасли Корпорацией «ОБОРОНПРОМ» решены принципиальные задачи:

  • разработан современный модельный ряд вертолетной техники, создан и запущен механизм продажи «жизненного цикла» вертолетов, налажена ресурсная поддержка важнейших проектов
  • начат процесс интеграции в международные бизнес-проекты (в частности, создание совместного предприятия с итальянской компанией AgustaWestlandпо организации сборочного производства в России вертолетов AW139)
  • сформирована программа инновационного развития, организованы проектные команды для управления бизнес-проектами
  • реализуется сбалансированная рыночно-ориентированная стратегия развития ОАО «Вертолеты России», предусматривающая трехкратный рост объемов производства и увеличение доли вертолетов российского производства на мировом рынке
  • начато образование центров компетенции, построение новой структуры вертолетостроительной отрасли с высоким уровнем внутренней, внешней и международной кооперации, перехода на международную систему менеджмента качества.

В рамках кардинальных изменений системы управления Корпорация «ОБОРОНПРОМ» завершила внесение в уставный капитал своей дочерней компании ОАО «Вертолеты России» акций вертолетостроительных предприятий, входящих в интегрированную группу[20].

Консолидация двигателестроительной отрасли России

Корпорация «ОБОРОНПРОМ» является центром интеграции двигателестроительных предприятий и объединяет более 80% активов российской отрасли авиационного двигателестроения.

В сфере двигателестроения Корпорацией «ОБОРОНПРОМ»:

  • активизированы работы по рационализации бизнесов предприятий, снижению издержек, реструктуризации и развитию производства, санации проблемных предприятий при поддержке государства
  • разработана программа инновационного развития, дан старт «прорывным» двигателестроительным проектам (семейство перспективных двигателей тягой 9-18 тонн, двигатель для ПАК ФА, вертолетный двигатель для скоростного вертолета, наземные энергетические ГТУ)
  • достигнуты принципиальные договоренности с основными заказчиками и бизнес-партнерами (ОАК, «Вертолёты России», «Газпром», энергетические компании и др.) о координации деятельности в рамках совместных приоритетных проектов и межотраслевых технологических платформ
  • на принципах государственно-частного партнерства организована деятельность по востребуемым рынком двигателестроительным проектам и налажена их ресурсная поддержка.