Файл: Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты(Понятие и характеристика государственной гражданской службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 433

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы системы государственной гражданской службы и кадровой работы

1.1. Понятие и характеристика государственной гражданской службы

1.2. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих

1.3. Кадровая работа в государственных органах

Глава 2. Регулирование государственной гражданской службы и кадровой работы государственного органа (на примере Сибирского регионального центра МЧС России)

2.1. Характеристика Сибирского регионального центра МЧС России

2.2. Оценка кадровой политики Сибирского регионального центра МЧС России

2.3. Анализ механизмов государственной службы на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования государственной службы и кадровой работы государственного органа на примере Сибирского регионального центра МЧС России

3.1. Проблемы управления карьерой государственного служащего на примере Сибирского регионального центра МЧС России

3.2. Обеспечение совершенствования кадрового потенциала государственного служащего на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Актуальность выбранной темы исследования обоснована рядом факторов. В частности социальной значимостью института управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС) и ролью квалифицированных кадров осуществляющих повседневную деятельность в нем.

На государственную службу возлагаются серьезные и ответственные задачи. От профессионализма и компетентности государственных служащих зависит успех многих направлений государственного управления. Что касается социальных институтов, которые осуществляют профилактику чрезвычайных ситуаций, то они должны быть функционально готовы к практической деятельности в экстремальных условиях и к прогнозированию системы рисков, которые порождают чрезвычайные ситуации, к осуществлению системы профилактических мер, предотвращающих их возникновение. Это требование в полной мере относится к деятельности МЧС, на которое возложены основные функции по предотвращению чрезвычайных ситуаций и устранению их последствий. В настоящее время структуры Министерства осуществляют широкую программу действий, направленных на обеспечение безопасности общества и человека.

Эффективность работы МЧС в решающей степени зависит от кадрового состава. Условия работы в составе МЧС предъявляют специфические требования к сотрудникам. Эти требования должны быть сформулированы и реализованы на практике в виде нормативных документов, регламентирующих кадровые процессы в МЧС.

Деятельность по профилактике и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий зависит от профессионализма и компетентности работников службы МЧС. Очень важно разработать и реализовать стратегию кадрового обеспечения подразделений МЧС.

Объектом исследования выступает – деятельность Сибирского регионального центра МЧС России (далее – СРЦ МЧС России). Предметом – кадровое обеспечение управленческой деятельности СРЦ МЧС России.

Цель работы – разработка мероприятий по оптимизации кадрового обеспечения управленческой деятельности на примере Сибирского регионального центра МЧС России.

Задачи, которые необходимо решить в рамках достижения поставленной цели:

  • рассмотреть сущность системы государственной службы в РФ ;
  • определить нормативно-правовые основы государственной гражданской службы;
  • рассмотреть специфику кадрового обеспечения МЧС;
  • провести анализ оперативной обстановки в Красноярском крае ;
  • дать организационно-правовую характеристику СРЦ МЧС России;
  • провести анализ кадрового состава СРЦ МЧС России;
  • провести анализ технологии кадрового обеспечения СРЦ МЧС России;
  • разработать основные направления совершенствования кадрового обеспечения СРЦ МЧС России;
  • представить правовое и организационное обеспечение мероприятий по внедрению проектных предложений;
  • разработать управленческие решения по совершенствованию кадрового обеспечения.

Научная и практическая ценность ожидаемых результатов заключается в использовании современных достижений науки и практики по обеспечению эффективности управленческой деятельности СРЦ МЧС России.

Методологической основой настоящего исследования являются общенаучные методы познания: диалектический, логический, системного анализа, а также специальные научные методы - сравнительного правового анализа, толкования правовых норм и метод прогнозирования.

Глава 1. Теоретические основы системы государственной гражданской службы и кадровой работы

1.1. Понятие и характеристика государственной гражданской службы

Посредством осуществления государственной службы свою практическую реализацию и воплощение получают функции государства, выступающие одним из основных элементов всего государственного механизма. Г.В. Атаманчук говорит о том, что «государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах»[1].

Государственная гражданская служба, военная служба правоохранительная служба, являясь видами государственной службы, образуют систему государственной службы Российской Федерации, что устанавливается статьей 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[2]. Каждому виду государственной службы присущи свои специфические особенности и черты, но объединяют их и общие признаки, главным из которых является тот факт, что все они являются разновидностью государственной службы Российской Федерации.

Государственная гражданская служба может быть исследована с различных позиций: как общественно-политическая, социологическая, организационно-управленческая или правовая категория, в философском, политологическом, социологическом, сравнительно-историческом, юридическом аспектах. В российской юридической науке государственная гражданская служба рассматривается также в нескольких значениях: как вид деятельности и система органов, как совокупность общественных отношений и политико-правовой институт.


Разнообразие подходов к государственной гражданской службе объясняется многогранностью этого явления, что создает возможность его исследования несколькими отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным и трудовым правом.

Сущность государственной службы прежде всего выражается в понятиях. Представляют интерес взгляды ученых монархическо­го периода развития России, отразившие особенности отечествен­ной государственной службы. При этом выделяются два подхода (рисунок 1):

1) ак­цент на служении государству;

2) акцент на исполнении должно­сти[3].

Рисунок 1 Сущность государственной службы

В современном законодательстве о государственной граж­данской службе Российской Федерации принят узкий вариант ее трактовки, причем ухудшенный тем, что в нем не нашлось места самому государству: государственная служба трактуется как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполне­ния полномочий государственных органов и лиц, замещающих го­сударственные должности[4].

Эта формулировка понятия государ­ственной службы страдает рядом недостатков: во-первых, эта служба трактуется не как государственная, а как ведомственная, поскольку ее границы не выходят за пределы государственного органа - структуры более низкого уровня по сравнению с государ­ством; во-вторых, не определено понятие «профессиональная» деятельность, поскольку не ясно, о какой профессии идет речь; в-третьих, формулировка «обеспечение полномочий государствен­ных органов» носит расплывчатый и некорректный характер. Она дает повод к принижению роли государственной службы в осу­ществлении государственного управления, в частности, админи­стративного.

Недостатки предложенной модели побудили ученых РАГС при Президенте Российской Федерации уточнить официальную формулировку понятия государственной службы и дополнить ее трактовку положением о том, что эта служба - не только профес­сиональная управленческая деятельность, но и система социальных институтов - правового, социального (в узком смысле слова), орга­низационного, экономического, политического и нравственного[5].

При этом сущность государственной службы определяется тремя уровнями: государства и общества; самой государственной службы; личностным уровнем - положением государственного служащего в системе соответствующих отношений (рисунок 2).


Рисунок 2 Уровни государственной службы в Российской Федерации

Таким образом, в определении сущности современной рос­сийской государственной службы выявилось два подхода - ши­рокий (ориентация на задачи государства) и узкий (ориентация на исполнение должности государственной службы). Узкий под­ход принят за основу официальной трактовки государственной службы, что порождает отрицательные последствия, в частности, создает условия для абсентеизма (безразличного отношения к интересам государства), коррупции, равнодушия к потребностям граждан и др.

В России сложилась двухуровневая система государственной службы, которая учитывает федеративное государственное устройство страны. Именно двухуровневой системой российской государственной службы во многом обусловлены своеобразные черты и характерные особенности правового статуса государственных служащих РФ[6].

С содержательной стороны деятельность государственных служащих связана с выполнением исполнительно-распорядитель­ных, административно-хозяйственных, информационно-аналити­ческих, проектно-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций. Подобная деятельность вызы­вает большие психологические перегрузки (проявление нервно-физиологических структур). Однако было бы ошибочным только на этом основании определять требования к служащим, условиям их отбора, формированию круга обязанностей, функциональных характеристик места работы, условий труда, форм его оплаты. Данные проблемы следует решать с учетом других качественных характеристик государственной службы и прежде всего как пра­вового и социального института[7].

Исходя из этого, следует определять цель деятельности государственных служащих и государственной службы в це­лом как социальной организации. Продуктивным представляется «сферный» подход, поскольку он отражает сущность государ­ственной службы как системы социальных институтов. В каждой из сфер деятельность государственных служащих приобретает свою специфику.

По содержанию цели государственной службы могут быть социальными, экономическими, политическими, организацион­ными, правовыми, идеологическими и т. д. (рисунок 3).

Что касается средств деятельности, то в этом качестве используются различные виды прежней, ранее реализованной (накопленной) деятельности - материальные (финансы, ЭВМ, множительная техника, информация) и духовные (идеи, тради­ции, правила, технологии, способы деятельности и т. д.).


Существуют значительные трудности с определением ре­зультатов деятельности. Их нельзя оценивать по количеству проектов, информационных материалов, телефонных звонков, принятых посетителей, рассмотренных жалоб и т. д. Это должны быть успехи в реализации социально-политической, экономиче­ской, организационно-правовой политики государства, полномо­чий ведомства. Однако, как успехи в этом деле, так и недостатки имеют двух субъектов - политическую элиту и государственную службу. Причем элита имеет приоритет[8].

Рисунок 3 Цели государственной службы в Российской Федерации

Для того чтобы выделить результаты деятельности государ­ственных служащих, используют ряд косвенных методов: оценка экспертами деловых, профессиональных, нравственных и лично­стных качеств; опросы населения; отзывы клиентов; сравнение итогов работы служащего с правами и обязанностями, содержа­щимися в должностном регламенте, и т. д.

Следует также учитывать, что в федеральном законодатель­стве государственная служба ограничивается обеспечением пол­номочий государственных органов. В науке управления, в адми­нистративном, государственном и некоторых других отраслях права полномочие рассматривается как составная часть компе­тенции и статуса органа, его право и обязанность действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом. При этом компетенция (от лат. competencio - добиваюсь, соответствую, подхожу) представляет собой совокупность юридически установленных прав и обязан­ностей конкретного государственного органа, определяющих его правовой статус в системе государственных органов[9].

Что касается государственного органа (от греч. orjanon -орудие, инструмент), то он представляет собой государственную структуру, обладающую организационным единством, собствен­ной компетенцией и специальным назначением (законодатель­ные, исполнительные, судебные органы и т. д.). В конституцион­ном праве под государственным органом понимают коллектив граждан или отдельного гражданина (например, Президент РФ), наделенных государственно-властными полномочиями, уполно­моченных государством на осуществление его задач и функций и действующих в установленном государством порядке. Иными словами, это организованная часть государственного механизма. наделенная необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государст­венного регулирования социальных процессов.