Файл: Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты(Понятие и характеристика государственной гражданской службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 427

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы системы государственной гражданской службы и кадровой работы

1.1. Понятие и характеристика государственной гражданской службы

1.2. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих

1.3. Кадровая работа в государственных органах

Глава 2. Регулирование государственной гражданской службы и кадровой работы государственного органа (на примере Сибирского регионального центра МЧС России)

2.1. Характеристика Сибирского регионального центра МЧС России

2.2. Оценка кадровой политики Сибирского регионального центра МЧС России

2.3. Анализ механизмов государственной службы на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования государственной службы и кадровой работы государственного органа на примере Сибирского регионального центра МЧС России

3.1. Проблемы управления карьерой государственного служащего на примере Сибирского регионального центра МЧС России

3.2. Обеспечение совершенствования кадрового потенциала государственного служащего на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Проанализировав положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» можно сделать вывод, что отдельные принципы не нашли свою дальнейшую реализацию в законах. При этом, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в статье 3 содержит несколько иной перечень принципов государственной службы, чем Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», например, принципы федерализма, законности, взаимосвязи государственной службы и государственной службы. По логике Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должен содержать все те принципы, которые изложены в Федеральном законе от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ, поскольку он является общим нормативно-правовым актом, распространяющим свое действие на все виды государственной службы. В свою очередь Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ должен дополнять и конкретизировать эти принципы с учетом специфики государственной гражданской службы и её отличий от иных видов государственной службы. Все это свидетельствует об отсутствии единого подхода законодателя к формулированию принципов государственной службы и государственной гражданской службы, в частности.

Если мы посмотрим положения Закона Красноярского края от 20.12.2005 г. № 17-4314 «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края», то он вообще не содержит принципов функционирования государственной гражданской службы Красноярского края. Таким образом, можно предположить, что региональный законодатель подразумевает распространение принципов, закрепленных федеральным законодательством, в правовом регулировании государственной гражданской службы Красноярского края. Между тем, их отсутствие в Законе Красноярского края от 20.12.2005 г. № 17-4314 считаем пробелом регионального законодательства. В связи с изложенным, считаем необходимым закрепить принципы государственной гражданской службы Красноярского края в региональном законе, притом расширив его по сравнению с перечнем принципов, закрепленных Федеральным законом «О государственной гражданской службы», что допустимо согласно действующему законодательству.

Кадровое обеспечение МЧС обладает рядом специфических черт.

Кадровые подразделения и учреждения территориальных органов МЧС России включают в себя:


Дальневосточный региональный центр;

Сибирский региональный центр;

Уральский региональный центр;

Приволжский региональный центр;

Северо-Кавказский региональный центр;

Южный региональный центр;

Центральный региональный центр;

Северо-Западный региональный центр;

Главное управление МЧС России по г. Москве;

Главное управление МЧС России по Республике Крым;

Главное управление МЧС России по г. Севастополь.

Приказом МЧС России от 5.04.2012 № 174 установлены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В МЧС существует определенный перечень требований к работникам подразделений.

Служба и работа в федеральной противопожарной службе ГПС МЧС России на должностях: пожарный, водитель пожарного автомобиля, радиотелефонист, начальник караула, инспектор (инженер) пожарной безопасности и т.д., а также специалисты обеспечивающих служб пожарной охраны МЧС России.

Для должностей среднего и старшего начальствующего состава необходимо наличие высшего профессионального образования, которое можно получить в образовательных учреждениях МЧС России.

Для должностей рядового и младшего начальствующего состава, а также должностях работников ФПС ГПС МЧС России высшее профессиональное образование не обязательно.

Работа на должностях спасательных формирований МЧС России (далее СВФ): спасатель, кинолог, водитель специальной техники, сапер, горноспасатель, водолаз, а также иные специальности спасательных функций.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 предусмотрено: формирование на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Установлена штатная численность военнослужащих СВФ в количестве 7230 единиц, гражданского персонала - в количестве 17 220 единиц.

СВФ предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации, являются составной частью сил гражданской обороны.


СВФ в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.

На военнослужащих СВФ распространяются все права, льготы, гарантии и компенсации, установленные для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вопросами трудоустройства СВФ занимаются кадровые подразделения и учреждения территориальных органов МЧС России.

Прохождение военной службы в спасательных воинских формированиях и территориальных органах МЧС России попадает под действие Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих».

Для воинских должностей в территориальных органах МЧС России и в спасательных воинских формированиях МЧС России необходимо наличие высшего профессионального образования, которое можно получить, в том числе, в Академии гражданской защиты МЧС России.

Для прохождения срочной военной службы по призыву необходимо обратиться в соответствующие военные комиссариаты.

Прохождение государственной гражданской службы в МЧС России.

Замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в центральном аппарате МЧС России происходит по конкурсу, подробнее в разделе Гражданская служба в МЧС России.

Для прохождения государственной гражданской службы в территориальных органах МЧС России необходимо обращаться по контактам кадровых подразделений.

1.3. Кадровая работа в государственных органах

В современном законодательстве пока наиболее полно раз­работаны вопросы кадровой работы в процессе прохождения государственной гражданской службы. При этом в правовом поле выделяются три проблемы: должностной регламент; аттестация; квалификационный экзамен.

Должностной регламент (от франц. reglament - совокуп­ность правил, определяющих порядок деятельности организации, проведения заседаний и конференций) устанавливает статус должности государственной службы и основывается на следую­щих принципах: законности; соответствия полномочиям государственного органа; эффективности; стимулирования самостоя­тельности и инициативы государственных служащих; персональ­ной ответственности государственного гражданского служащего за порученное дело; стабильности должностных функций; ориен­тации на прогрессивные технологии служебной деятельности[17].


Должностной регламент определяет права, обязанности и ответственность государственного гражданского служащего, закрепляет условия и основания замещения, а также квалификационные требования по должности, предъявляемые к замещающему ее лицу. Он устанавливает правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых по должности, разделяя разрешенные и обязательные сообразно рассматриваемым делам и исполняемым производствам, а также перечни вопросов, рассматриваемых, согласовываемых или разрешаемых лицом, замещающим должность, в том числе в порядке свободного административного усмотрения, административного правоисполнения, нормативного правового предположения, индивидуального решения, служебного взаимодействия, оказания государственной услуги, а также показатели результативности исполнения должности.

Должностной регламент определяет права, обязанности и ответственность государственного гражданского служащего, закрепляет условия и основания замещения, а также квалификационные требования по должности, предъявляемые к замещающему ее лицу.

Должностной регламент выполняет ряд функций:

  • нормообразующую;
  • статусообразующую;
  • кадрово-технологическую;
  • кон­трольную;
  • регулирующую;
  • системообразующую (рисунок 4).

Рисунок 4 1Функции должностного регламента

Он устанавливает правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых по должности, разделяя разрешенные и обязательные сообразно рассматриваемым делам и исполняемым производствам, а также перечни вопросов, рассматриваемых, согласовываемых или разрешаемых лицом, замещающим должность, в том числе в порядке свободного административного усмотрения, административного правоисполнения, нормативного правового предположения, индивидуального решения, служебного взаимодействия, оказания государственной услуги, а также показатели результативности исполнения должности.

Законодательством предусмотрен ряд мер по введению в действие и использованию должностного регламента: включение его в служебный контракт; утверждение представителем нанима­теля; вхождение составной частью административного регламен­та государственного органа; осуществление профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служа­щего в соответствии с должностным регламентом. При этом к муниципальному гражданскому служащему не могут предъяв­ляться требования, не закрепленные в этом регламенте.


Положения должностного регламента являются своего рода «моделью» должности государственной службы и определяют ус­ловия конкурса на замещение вакантной должности, ложатся в ос­нову критериев аттестации государственного служащего и вопро­сов, касающихся сдачи служащим квалификационного экзамена[18].

Оценка соответствия результатов деятельности служащего требованиям должностного регламента становится постоянной задачей, поскольку без результатов такой оценки невозможно эффективно осуществить необходимые кадровые технологии, важнейшими среди которых являются конкурс на вакантную должность, формирование кадрового резерва, оценка профессио­нальной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена, решении вопросов о поощрении служащего или применении санкций.

Органы управления государственной службой разрабаты­вают и утверждают примерные должностные регламенты при­менительно к соответствующим категориям и группам долж­ностей, поскольку они определяют главные черты и различие обязанностей, прав и ответственности, других стержневых по­ложений должностного регламента. Примерный должностной регламент является основанием разработки должностных рег­ламентов, определяющих статус каждого государственного гражданского служащего.

Аттестация государственного служащего проводится в целях определения соответствия государственного служащего заме­щаемой должности государственной службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Она призвана способствовать формированию кадрового со­става государственной службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должно­сти гражданской службы в муниципальном органе при сокра­щении ее должностей, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда государственных служащих.

Строгое выполнение правил проведения аттестации и реко­мендаций аттестационной комиссии - юридическая обязанность государственного гражданского служащего.

Аттестацию рассматривают в широком и узком смысле. Аттестация, рассматриваемая в широком смысле, это процесс, в ходе которого решаются следующие задачи: формирование высокопрофессионального кадрового корпуса государственных служащих; обеспечение стабильности кадров государственной службы; выявление потенциальных возможностей государственных служащих с целью их наиболее эффективного использования; стимулирование профессиональной компе­тентности и повышения квалификации работников; повыше­ние организованности, ответственности и дисциплинирован­ности кадров государственного аппарата; воспитание государственных служащих и др. В узком смысле, аттестация – это процесс, благодаря которому совершенствуется деятельность государственного органа по подбору, повышению квалифика­ции и расстановке государственных служащих.