Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии (Понятие и функции финансовых ресурсов предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-организация финансовых отношений;

-управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Содержание первой функции финансового механизма является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.

Действие второй функции финансового механизма выражается через функционирование финансового менеджмента.

Финансовый механизм состоит из двух подсистем - управляющей и управляемой.

Управляющая подсистема включает в себя финансовую службу предприятия и ее подразделения, таким образом, субъектом управления финансового механизма являются финансовая служба и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры.

Управляемая подсистема (объект управления) включает в себя:

-финансовые отношения;

-источники финансовых ресурсов;

-финансовые ресурсы предприятия;

-денежный оборот предприятия.

Основным объектом управления в финансовом механизме выступает денежный оборот предприятия. Он определяется как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, которые проходят через все счета предприятия, в том числе и расчетный.

Под финансовым инструментом в буквальном смысле подразумевается любой договор, по которому одновременно у одной компании происходит увеличение финансовых активов, а у другой - финансовых обязательств.[3]

Финансовые инструменты – это документы(договоры или контракты), который имеют материальную стоимость, выраженную в денежном эквиваленте (или подтверждают движение денежных средств), с помощью которых была осуществлена операция на финансовом рынке. Финансовые инструменты по своей структуре подразделяются на первичные и вторичные (их еще называют производные). К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и др. К производным финансовым инструментам можно отнести фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

Финансовыми методами называют способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.


Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.[3]

Среди финансовых методов выделяют финансовый учет, планирование, прогнозирование, финансовый контроль и регулирование, анализ, кредитование, налогообложение и др. В эти методы входят приемы финансового управления такие как процентные ставки, дивиденды, валютные котировки, кредиты, займы и многие другие.

Финансовый рычаг ("финансовый леверидж") - это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств.

Глава 2 Система управления финансами на предприятии

2.1 Финансовые службы и подразделения предприятия

Управление финансами в компании осуществляется специально созданными для этого службами, которые чаще всего возглавляет заместитель директора по финансам или финансовый директор.

В структуру финансовой службы входят различные подразделения, которые занимаются финансовым анализом, прогнозированием и планированием, кредитной политикой, управлением денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями, налогообложением и взаимоотношениями с государственными регулирующими органами, инвестиционной деятельностью. Кроме этого, в компетенцию финансовой службы может быть включено и составление бухгалтерской отчетности компании, а также ведение управленческого учета.

Деятельность финансовых служб подчинена главной цели - обеспечению и поддержанию финансовой стабильности, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.

К основным задачам финансовых служб относятся:

  • организация взаимоотношений предприятия с другими субъектами хозяйствования;
  • поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания;
  • своевременное обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности предприятия;
  • эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Отдельно следует выделить такую функцию финансовых служб, как разработка финансовой политики, к элементам которой относятся:

  • учетная политика;
  • кредитная политика;
  • политика управления денежными потоками;
  • амортизационная политика;
  • управление издержками;
  • дивидендная политика.

Структура финансовой службы должна отвечать масштабам деятельности предприятия, его стратегическим целям и направлению деятельности.

Финансовый директор или заместитель директора по финансам - это ключевая фигура. Он отвечает за разработку стратегии и тактики финансового менеджмента, их реализацию для достижения целей, стоящих перед предприятием. К должностным обязанностям заместителя директора по экономике и финансам в первую очередь относят решение задач, определяющих финансовую политику и реализующих экономические цели предприятия. Приведем некоторые из них:

  • Выбор схем управления службой, путей и способов их совершенствования.
  • Организация эффективной работы экономической службы, подбор и расстановка кадров, управление структурными подразделениями службы.
  • Предоставление заинтересованным лицам финансово- экономических показателей деятельности предприятия.
  • Работа с банковской системой и партнерами по бизнесу.
  • Формирование и развитие отношений с собственниками.[8, c.21]

Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия, готовит пояснительную записку к годовому отчету и возглавляет подготовку к отчетному докладу на общем собрании акционеров, разрабатывает и анализирует инвестиционные проекты (финансовую часть), составляет прогнозы финансовых показателей.

Отдел финансового планирования разрабатывает долгосрочные и краткосрочные финансовые планы, управляет составлением основного бюджета предприятия.

Отдел налогового планирования разрабатывает налоговую учетную политику, составляет расчеты по налогам и налоговые декларации, представляет их в налоговые органы, контролирует своевременность и полноту уплаты налогов, осуществляет сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Отдел оперативного управления ведет расчеты с дебиторами и кредиторами, контролирует взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, обеспечивает соблюдение платежной и расчетной дисциплины.

Отдел ценных бумаг и валютного контроля формирует портфель ценных бумаг, управляет движением ценных бумаг и валют, осуществляет контроль над валютными операциями с целью соблюдения законности и финансовых интересов предприятия.

Целесообразно построенная система управления финансами исполняет функции контролера и казначея предприятия.

В случае каждой конкретной компании, состав финансовых подразделений может сильно изменяться. На предприятиях, которые больше по масштабам деятельности, может содержаться довольно много служб, секторов, бюро, отделов. Малые предприятия могут иметь службу, где функции и обязанности групп совмещаются и осуществляются меньшим числом работников, но при этом, все равно должна поддерживаться функциональность и сохраняться эффективность работы данной службы.


2.2 Методы управления финансами предприятия

Управление финансовыми ресурсами предприятия - это совокупность целевых методов, операций, способов и приемов воздействия на финансы для достижения нужного результата. Методы финансового управления разнообразны. Ключевыми среди них являются: регулирование, прогнозирование, планирование, страхование, самофинансирование, кредитование [9].

Данные методы можно подразделить на две группы: первая группа - методы формирования финансовых ресурсов. К ним относятся регулирование, прогнозирование и планирование. Вторая группа - это методы управления финансовыми ресурсами, а именно, самофинансирование, кредитование, страхование.

Рассмотрим основные методы управления финансовыми ресурсами, которые могут использоваться на любом предприятии. К ним относятся прогнозирование и планирование. [6]

Прогнозирование деятельности предприятий - это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период. Результаты прогнозирования деятельности предприятий учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, при оценке ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров. Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является стартовым пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая необходима потребителю. Главной целью прогноза считают определение тенденции обстоятельств, которые влияют на конъюнктуру рынка. При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные - на 1-1.5 года, среднесрочные - на 4-6 лет и долгосрочные - на 10-15 лет. В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

Прогнозирование необходимо так же для составления экономических планов развития.

Планирование - это процесс разработки и установления руководством предприятия, системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия, как в текущем, так и на перспективу.

Разработка и обоснование планов развития предприятия осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов. В наибольшей степени совершенным методом разработки норм считается расчетно-аналитический. При нем нормы и нормативы технически подтверждаются посредством всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем изучения влияния различных факторов. Используются также и другие методы, такие как хронометраж, фотография рабочего дня и другие. В основу всех норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде [9].


Составными элементами приведенных методов являются специальные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и т.д. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

  • бухгалтерская отчетность;
  • сообщения финансовых органов;
  • информация учреждений банковской системы;
  • информация товарных, фондовых, валютных бирж;
  • прочая информация.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.[10, c.124]

2.3 Влияние государственной политики на финансовый механизм предприятия

В условиях современности, в определении эффективности деятельности предприятий серьезную роль играет государство. Оно оказывает влияние на все сферы экономической деятельности общества путем выполнения правовой, экономической, социальной, оборонной, управленческой и др. функций, т.к. рынок не способен регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Привилегией государства является гарантия поддержания соответствующего правопорядка в стране и ее национальная безопасность. Это и является гарантом для развития предпринимательства и экономики. [11,c.22]

Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.[12]

Инструментом государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются административные (прямые) и экономические (косвенные) методы. Они должны использоваться в совокупности при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, дабы не разрушить рыночные основы и избежать кризисных явлений.

Административные методы (прямые) должны использоваться тогда, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. Среди них выделяют ограничения, квотирование, запреты, лимиты.