Файл: «Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время система психофизиологического профессионального отбора рассматривается как процедура определения соответствия человека выбранной профессии, пригодности к овладению специальностью, успешному выполнению профессиональных обязанностей в штатных и специфически нештатных условиях. Диагностика профпригодности очень значима при проведении профотбора на профессии, связанные с деятельностью максимальной сложности, требующие оперативности принятия решений в ситуациях с особыми условиями труда (экстремальными).

Поскольку в большинстве профессий нет необходимости в очень строгом профотборе, для исследования в настоящей работе было выбрано крупное химическое предприятие АО «Сибур», имеющее взрывоопасные цеха.

Особые условия труда определяют повышенные требования не только к уровню состояния здоровья и физической подготовленности, но и к индивидуально-психологическим особенностям работающих на взрывоопасных производствах. Это и обусловило актуальность выбранной темы.

Соответствие профессии во взрывоопасном производстве – одно из звеньев в цепи факторов безопасности труда. Это так называемый «человеческий фактор производства», самый весомый из всех факторов, влияющих на безопасность труда.

В данной курсовой работе взята проблема соответствия психологическим нормам персонала (слесарей-ремонтников и электрогазосварщиков), это так называемые «обслуживающие» профессии. Эти люди работают во взрывоопасных цехах, они подвергают свою жизнь опасности, так же как и операторы и диспетчеры производства, но если профессии оператора посвящено огромное количество литературы, то «обслуживающие» профессии незаслуженно не берутся в рассмотрение.

Актуальность темы подтверждается не обилием информации по ней в литературе, в периодике и в сети Internet, многие исследования лишь перекликаются с ней по некоторым аспектам, но не раскрывают ее. Специальной литературы по «обслуживающим» профессиям на взрывоопасном производстве не существует. Здесь назову лишь несколько авторов, на работы которых опирается теоретическая часть исследования, это: К.М. Гуревич, М.А. Котик, С. Лазарев, К.К. Платонов, Ю.В. Щербатых и др. Это говорит о том, что в советское время проблемам психологии безопасности труда уделялось особое внимание, нежели в современное время. Перечисленная литература сегодня очень ценится, и ее не найдешь на полках книжных магазинов. Также, к сожалению, по теме соответствия обслуживающих профессий на взрывоопасных производствах специальная информация отсутствует, однако близкими к данной теме являются статьи Г.Е. Журавлева, Б.Н. Рыжова и их соавторов. В них выражается современный взгляд на проблему безопасности, декларируется важность и актуальность этой проблемы, утверждается, что основу безопасности составляют люди, пропагандируется необходимость создания на предприятиях так называемой «Службы человека».


Объектом исследования является профессиональная психологическая пригодность технического персонала (слесари-ремонтники и электрогазосварщики) АО «Сибур-Нефтехим».

Предметом исследования являются психофизиологические, личностные и интеллектуальные способности вышеназванных категорий работников. Это такие профессионально важные качества, как сила и лабильность нервной системы (психофизиологические особенности); хороший уровень концентрации и устойчивости внимания, а также осторожность, аккуратность, добросовестность, способность к волевой саморегуляции, настойчивость, самообладание (личностные особенности); умение анализировать понятия, классифицировать, обобщать, рассуждать по аналогии и пр. (интеллектуальные особенности).

АО «Сибур-Нефтехим» имеет взрывоопасные цеха и очень ответственно подходит к вопросу безопасности труда. На заводе была создана психологическая служба с целью психофизиологического профессионального отбора для проверки соответствия работников взрывоопасных цехов психологическим требованиям с помощью специальных методик, утвержденных Ростехнадзором России 12.02.1996 г. (диагностики профпригодности).

Цель исследования – разработка параметров профессиональной пригодности технического персонала предприятия АО «Сибур-Нефтехим».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить и обобщить имеющиеся представления по проблеме профессионального соответствия обслуживающего персонала взрывоопасных цехов в научной психологической литературе.

2. Провести исследование профессионального соответствия работников к психологическим требованиям во взрывоопасном производстве.

3. Провести сравнительный анализ и обобщить результаты исследования.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психологической литературы; психологические методики; опросники; тесты; сравнительный анализ результатов исследования; контент-анализ.

Теоретическая часть представлена обзором литературы, рассматривающей основные понятия, сопутствующие данной теме, излагаются проблемы психологической пригодности к профессиям во взрывоопасном производстве.

Данная работа может быть полезна практическим психологам, работающим на аналогичных предприятиях. В работе дан обзор психологической литературы по данной теме, определение основных понятий о специфике работы ремонтного персонала во взрывоопасных цехах, пример анализа и обобщения результатов исследования.


1. Психофизиологические аспекты профессионального отбора и диагностики профессиональной пригодности на взрывоопасных предприятиях

1.1. Определение профессиональной пригодности и ее структура

Психологическая пригодность к профессии есть свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и степени удовлетворения человека своей работой. Оба критерия относительны, а иногда субъективны [8, с.3].

Поскольку профессиональная пригодность есть свойство личности, постольку она, как и другие личностные свойства, формируется в процессе деятельности – в учёбе, на производстве и т.д. Очевидно, профессиональная пригодность формируется в самом труде; но практически невозможно отрицать необходимость изучения естественных предпосылок профессиональной пригодности, изучения всех её физиологических, психологических и социальных аспектов, которые в каждом конкретном случае позволяют прогнозировать пути и средства достижения оптимального результата [8, с.9].

Факт «соответствия - несоответствия» человека требованиям трудового поста имеет непростую структуру. Наиболее очевидными могут быть признаки физической тяжести работы, пространственных и временных ее ограничений, а так же производные от них (требования к скорости действий, к перенесению скоростных и иных перегрузок, недостаток движе­ний, невесомость). Так, если приходится поднимать, опускать, передвигать очень тяжелые предметы, с трудом дотягиваться до рычагов управления или прилагать к ним большие усилия, действовать очень быстро, укладываясь в доли секунды, то феноме­ны «соответствия — несоответствия» человека и работы замеча­ются сравнительно легко как самим субъектом труда, так и ок­ружающими [10, с.36].

Наиболее общим признаком соответствия человека работе являются ее успешность и его удовлетворенность избранным трудовым путем, преобладание благоприятных функциональных состояний в ходе трудовой деятельности (таких, как внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, приятные эмоциональные переживания от контактов с предметной и общественной средой).


Пять структурных компонентов пригодности человека к работе [10, с.39]:

1. Гражданские качества (отношения к обществу, моральный облик).

В некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, судья, руководитель, политик).

2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда (коротко – профессионально-трудовая направленность личности) [10, с.40].

Например, нет никакой заинтересованности в биологии или физиологии животных.

3. Дееспособность общая (физическая и умственная).

Она складывается из качеств, нужных не в одном, а в очень многих видах деятельности: широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность.

4. Единичные, частные, специальные способности, то есть качества, очень нужные в каких-либо определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, способность мысленно представлять пространственный предмет, «вертеть» его в уме — для конструктора и т.п. Сами по себе они еще не делают «автоматически» человека «асом», но необходимы в общей системе профпригодности.

5. Навыки, опыт, выучка.

Это тоже компонент профпригодности: научишься, тогда и будешь годен [10, с.40].

Из сказанного следует, во-первых, что творцом профпригодности в немалой степени является сам субъект деятельности. Ему важно ориентироваться в разнообразии и в тонкостях личных качеств людей. Во-вторых, профпригодность не создается, как правило, за счет какого-либо одного «выпирающего» цен­ного психологического качества человека.

1.2. Проблемы психологической пригодности к профессиям на взрывоопасном объекте

Основой профессионально важных качеств являются специальные способности. Разработка диагностики специальных способностей в большинстве случаев преследовала цель прогнозирования будущей профессиональной успешности претендента на профессию. Применение тестов для профессионального отбора стимулировалось социальным заказом со стороны промышленников и военных ведомств, которые были заинтересованы в быстром включении кадров в работу, снижении затрат на их подготовку, уменьшении риска аварий, травматизма [20, с.99].


Опыт американских тестологов свидетельствует о том, что эффективность психологического отбора в профессию высока [20, с.99]. Так, например, в результате проведения отбора снижается отсев из учебных заведений с 30 - 40 до 5 - 8%, на 40 - 70% снижается аварийность по вине персонала, на 10 - 25% повышается надежность систем управления, затраты на подготовку специалистов уменьшаются на 30 - 40%. В настоящее время проблемами профотбора в США занимаются в 12 университетах и в 20 научно - исследовательских центрах, принадлежащих, главным образом, армии [20, с.101]. Направление этих работ носит в основном эмпирический характер: ни психологического анализа способностей, ни научного анализа обоснования применения тестов для выявления этих способностей не проводится. Попытки объяснить профессиональную успешность лишь наличием профессиональных способностей подвергаются критике со стороны отечественных и зарубежных ученых.

На формирование пригодности к профессии оказывает влияние большое число факторов, и определенный уровень развития способностей далеко не всегда является среди них главным. Профессиональное становление зависит от таких особенностей, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлеченность ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценка и др. Все эти факторы вообще не могут быть учтены при тестовом обследовании, между тем они могут стать решающими при формировании профессионала. Низкий уровень развития способностей в свою очередь далеко не всегда является препятствием для овладения профессией. Большинство исследователей, занимающихся этими проблемами, приходят к выводу о вариативности развития и проявления способностей у разных людей. Есть много случаев раннего профессионального самоопределения при наличии ярко выраженных способностей, одаренности, особенно в творческих профессиях. В этих случаях выбор профессии как бы «предопределяется» [20, с.116]. О невозможности прогнозирования будущей профессиональной успешности на основе актуального уровня способностей говорят не только факты позднего профессионального самоопределения, но и сама природа способностей [20, с.116]. Так, никто не может предсказать, в какой степени может развиваться та или иная способность, в принципе, она может развиваться постоянно.

Проблема профессиональной пригодности органически связана с проблемой надежности человека на производстве. Одно из лучших изложений проблемы надежности и можно найти в книге Б.Ф. Ломова «Человек и техника». Он пишет: «Как качественная характеристика надежность есть способность системы (или ее звена, детали) выполнять требуемые функции в заданный интервал времени. В количественном определении надежность есть вероятность того, что система или ее элемент будут выполнять требуемые функции удовлетворительно в течение заданного времени и в заданных условиях. Число, выражающее эту вероятность, называют коэффициентом надежности. Поскольку абсолютно надежных систем не существует, данный коэффициент всегда меньше (пусть даже на очень малую величину) единицы» [15, с.78].