Файл: "Реформа электроэнергетики в России".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Электроэнергетика — это отрасль энергетики, включающая в себя производство, передачу и сбыт электроэнергии. В объеме этой курсовой работы мы рассмотрим развитие электроэнергетики России, реформы, которые были проведены, их итоги и последствия, а также состояние электроэнергетики в настоящее время.

Российская электроэнергетика — одна из важнейших среди отраслей российской экономики. Она предоставляет предприятиям и населению страны услуги по снабжению электроэнергией, а также осуществляет продажу и обмен электроэнергии с сопредельными государствами. Электроэнергетический сектор России — один из проблемных секторов промышленности, транспорта и сельского хозяйства страны. Его проблемы создают проблемы для развития экономики России в целом. Являясь одной из крупнейших в мире по установленной мощности электростанций и объемам вырабатываемой электроэнергии, Россия занимает 4-е место, после США, Китая и Японии. Этому способствовало наследство, доставшееся от Советского Союза - наличие единой энергосистемы и диспетчерского управления на большей части страны, ставшее одним из важнейших преимуществ России на мировом рынке электроэнергетики. Но стоит заметить, что сегодня, по объему производства Россия не достигает уровня производства электроэнергии советского времени (1990г.). В период 90-х годов, после распада Советского Союза, ключевыми влияющими факторами для отрасли на территории России стали:

  • Падение платежеспособности и платежной дисциплины потребителей.
  • Уменьшение потребления электроэнергии вследствие спада в промышленности.

А как результат первых двух факторов: недостаток инвестиций в новое строительство и обновление основных фондов, как следствие – выбытие генерирующих мощностей.

К концу 1990-ых -началу 2000-ых годов началось восстановление экономического роста и связанный с этим рост потребления электроэнергии. Тогда и начала отчетливо проявляться перспектива нехватки генерирующих мощностей и возможностей сетевой инфраструктуры по удовлетворению потребностей экономики в электроэнергии. В качестве решения данной проблемы, Анатолий Чубайс, стоявший во главе менеджмента РАО «ЕЭС России», предложил решить эти проблемы с помощью реформы. Среди ключевых мер реформирования были предложены и осуществлены:

1. Разделение активов РАО «ЕЭС России» по видам деятельности (монопольные и потенциально конкурентные).

2. Приватизация активов в потенциально конкурентных видах деятельности.


3. Формирование рыночной конкурентной среды.

Разделение активов и их приватизация удалось выполнить в кратчайшие сроки, и в целом, их можно признать успешными. В то же время срокам проведения реформы было принесено в жертву создание рыночной среды. Поэтому, этот фактор нельзя признать успешным и законченным. Реформа также имела ряд негативных последствий, среди которых можно выделить форсированный рост цен на электроэнергию, утрату доверия инвесторов на фоне неясной ситуации с вводом новых генерирующих мощностей.

Глава 1 Электроэнергетика в России

1.1 История развития электроэнергетики в России

Электроэнергетика– первая из естественных монополий России, прошедшая путь преобразований от модели монопольного рынка с доминирующей на нем вертикально интегрированной компанией (РАО «ЕЭС России») к потенциально конкурентному рынку. Разделение РАО «ЕЭС России», приведшее к появлению комплекса новых участников рынка, находящихся в пусть и ограниченно, но конкурентных отношениях, было завершено 1 июля 2008 года, однако процесс построения новой модели экономических отношений в отрасли продолжается.[3]

Российская электроэнергетика стала одним из мировых лидеров по глубине рыночных преобразований и степени либерализации рынка, обогнав большинство стран мира, включая США, Канаду и ведущие страны Европы.

До 1991 года это был единый энергетический комплекс, который находился в подчинении министерства энергетики и включал в себя электрические сети всех классов напряжения от 0,4 до 1150 кВ, электрические станции, энергосбыт и диспетчерское управление.

Из единой иерархии немного выбивались только отдельные муниципальные и заводские электрические сети разных классов напряжения, но последние регулярно переходили на баланс сетевой организации (до границ завода, либо вместе с заводской ПС). Изменение баланса оформлялось простым решением местного исполкома на уровне субъекта РФ и считалось облегчением бюджетных расходов завода на эксплуатацию. Развитие электрических сетей выполнялось следующим образом:

При составлении пятилетки институт Энергосетьпроект формировал схему развития электрических сетей, исходя из сроков ввода запланированных разными ведомствами объектов, прогнозируя электрические нагрузки на пятилетку. Не существовало частного бизнеса, а вероятность изменения планов была относительно небольшая.


ТУ для присоединения потребителей выдавались сетевым предприятием без заключения договоров. Почти все электрические сети строились заявителями и сдавались на баланс (эксплуатацию) в сетевое предприятие после завершения строительства.

Проектированием всех сетевых объектов занимались только специализированные институты — филиал Энергосетьпроекта в регионе (для сетей 35 кВ и Выше), Сельэнергопроект (ВЛ 0,4-10 кВ) и пр., исполнением — специализированные мехколонны. Широкой вариативности исполнителей работ не существовало. Каждый район электрических сетей жил в контакте с бригадиром мехколонны, а те в свою очередь выполняли все работы в своих классах напряжения по любым заказам – как от ведомств по исполнению ТУ, так и от сетевого предприятия, в том числе выполнение ремонтов. В случае необходимости (непогоды, массовых отключений), мехколонны совместно с подразделениями сетевого предприятия привлекались к ликвидации последствий аварий под руководством оперативного штаба при Исполкоме.

Стоит добавить, что допустимый к строительству (реконструкции) объем работ жестко регламентировался по линии министерства, соблюдая режим экономии. Местные требования к объемам работ на уровне сетевых компаний оформлялись решениями научно-технических советов, в которых исследовался опыт эксплуатации оборудования и вводились необходимые (доказанные) изменения. Основой сетевого строительства был типовой номенклатурный перечень продукции отечественного производства.

В общем и целом энергетика развивалась последовательно, без резких толчков, в плановом режиме с заранее известными исполнителями по проектированию и СМР, с узким кругом поставщиков строго номенклатурного оборудования и, что важно, сформированным 5-ти летним планом развития. Не существовало тендерных схем закупок. Такая схема давала возможность планирования бюджета у каждого участника процесса сетевого строительства, и это составляло основу уверенного развития как каждого региона в отдельности, так и всей страны в целом.

Правовой базой преобразования российского электроэнергетического рынка в 2000х годах стало Постановление Правительства от 11 июля 2001 года No 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» . В основу реформы также лег корпоративный документ – «Стратегия реформирования РАО «ЕЭС России» .[6] В тот момент для участников электроэнергетического рынка была очевидна необходимость существенных, возможно, радикальных изменений принципов его организации. Слишком серьезные были вызовы, встававшие перед ними: старение основных фондов, дефицит инвестиций, структурные и территориальные диспропорции в тарифном регулировании и т.д. Правда, мнения о модели трансформаций рынка электроэнергии в России в начале 2000-х высказывались разные.[7] Проведенный спустя 10 лет экспертный опрос, охвативший как руководителей электро-энергетических компаний (генерирующих, сетевых, сбытовых), ассоциаций потребителей, так и исследователей и аналитиков, показал, что в целом выбранная модель реформы российской электроэнергетики себя оправдала. Выдвинувшиеся на первый план в 1990-е – начале 2000-х годов проблемы дефицита инвестиций, надежности электроснабжения, дисбалансов регулирования рынка данные реформы решили. Либерализация рынка придала ему необходимую гибкость, позволила скоординировать его развитие с топливными рынками, которые были либерализованы и дерегулированы раньше (речь идет, прежде всего, о рынке угля и нефти). [4]


Реформа электроэнергетики в России проектировалась и реализовывалась, опираясь на накопленный в мире опыта преобразования энергетических рынков. Но при этом она не стала полной копией реформы ни в одной из других стран. Анализ накопленного и собранного опыта показывал, что лучшего образца реформы рынка электроэнергии не существует. Каждая страна выбирает свой собственный индивидуальный вариант, ориентируясь на свои приоритеты, которые зависят от многих факторов, таких как технологическое состояние электроэнергетического сектора, доступность инвестиций, а кроме всего прочего политический консенсус в обществе по поводу социальных задач энергетики (инновационно-технологический рост, сокращение негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение регионального развития и пр.). [17]

Для России ключевыми целями реформы в начале 2000-х были: привлечение инвестиций в электроэнергетику, обновление основных фондов, удержание тарифов на электроэнергию на приемлемом для основных групп потребителей уровне.

Основными инструментами трансформации стали либерализация и дерегулирование рынка, приближение к рынку совершенной конкуренции. Государство не полностью отказалось от своего влияния на рынок: сохранилось на значительный период времени его тарифное регулирование, оно также гарантировало возврат средств, направленных на инвестиции, рассчитывая на приток частных средств.

За 2005–2012годы в отрасль было привлечено инвестиций в объеме 4,6 трлн рублей. Существенно выросли показатели надежности работы системы электроэнергетики.

В других индустриально развитых странах перед реформой электроэнергетики кроме повышения инвестиционной привлекательности сектора также ставились несколько другие задачи: содействие распространению технологий возобновляемой энергетики; сокращение выбросов парниковых газов; энергосбережение и пр. В целом эти задачи также выполнены: более конкурентный рынок электроэнергии создан; существенно выросли поставки электричества сегментом возобновляемой энергетик (кумулятивные установленные мощности только в ветрогенерации в индустриально развитых странах, включая Китай, в 2013 году приблизились к 300 ГВт; хотя совокупные установленные мощности в солнечной энергетике все еще в несколько раз меньше, чем в ветроэнергетике, по прогнозам Clean Edge, к 2021 году будет достигнут ценовой паритет между этими видами генерации и они составят реальную конкуренцию газовой генерации), технологический уровень ВИЭ столь существенно вырос, что в некоторых регионах позволил достичь цен на энергию, сопоставимых с поставками электроэнергии другими видами генерации.[6]


Период реформ начала 2000-х годов закончился и соответственно, почти все поставленные на тот момент задачи, были достигнуты. В середине 2010-х годов можно констатировать, что перед электроэнергетикой в мире в целом, в том числе в России, встает целый комплекс новых вызовов, или ранее недооцененные проблемы выдвигаются на первый план.[8] Общественные дебаты о продолжении энергетических реформ в индустриально развитых странах начавшиеся еще в конце 2000-х, сейчас идут полным ходом.[8] Так, в 2010 году британское Министерство энергетики и изменений климата (Department of Energy & Climate Change) открыло дебаты о реформах, способных перестроить электроэнергетический рынок страны, сделать его более устойчивым, стимулировать применение новых технологий, уходя от прямых субсидий неуглеродной генерации и долгосрочных контрактов на поставку «зеленой энергии» к установлению минимальных цен на электричество, вырабатываемое разными видами генерации, и пр.[9]

В мае 2012 года журнал «The Economist» опубликовал статью с характерным подзаголовком «Правительство запускает радикальную реформу рынка электроэнергии», посвященную дебатам о новом этапе реформы электроэнергетики в британском парламенте и программе реформ Министерства энергетики и изменения климата.[10] Аналогичные публичные дебаты прошли в начале 2010-х, в американском штате Массачусетс, завершившиеся докладом для легислатуры штата, подготовленным Исполнительным офисом жилищного и экономического развития (Executive Office of Housing and Economic Development) по согласованию с Исполнительным бюро по делам энергетики и окружающей среды (Executive Office of Energy and Environmental Affairs). Доклад констатировал, что потенциал развития рынка электроэнергии, открытый Законом о реструктуризации электроэнергетики 1997

года (The 1997 Electric Restructuring Act), который предусмотрел реорганизацию вертикально интегрированных энергетических компаний и разделение компаний по видам деятельности, к началу 2010-х себя исчерпал. Ввиду чего в Массачусетсе было принято решение о запуске нового этапа реформы электроэнергетики.[11]

Количество подобного рода примеров трансформации государственной энергетической политики впечатляет. Роль государства на электроэнергетических рынках, переживших либерализацию, при решении новых проблем ситуационно усиливается. Выявилось, что конкурентные рынки сталкиваются с трудностями в решении целого комплекса новых проблем: новые генерирующие мощности оказываются дороже устаревших, но уже проинвестированных и эксплуатирующихся мощностей; приватизация и либерализация объектов электроэнергетики практически повсеместно не привела к обещанному снижению тарифов на электричество; без государственного вмешательства продвижение на рынки новейших технологий (низкоуглеродных технологий, возобновляемой энергетики, «умных сетей», распределенной генерации и пр.) в конкурентном рынке существенно затруднено[14] и пр.