Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Экономические условия, в которых функционирует любая фирма, характеризуются повышенным риском банкротства не только в силу условий, сложившихся внутри самой фирмы, и ситуацией в стране, но в силу зависимости от мировой экономической ситуации, которую достаточно трудно предвидеть. Несмотря на многочисленные экономические исследования, в российской управленческой практике устойчиво сохраняется представление о необходимости антикризисных мер лишь в чрезвычайных ситуациях, когда угроза банкротства стала явной. В то же время эффективное управление организацией во многом определяется предупреждением развития кризисных процессов, благодаря своевременной и достоверной диагностики результатов ее деятельности.

Целью данной курсовой работы является изучение и проведение диагностики кризисного состояния предприятия.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы диагностики кризисного состояния предприятия;
  2. изучить различные методики диагностирования кризисного состояния предприятия
  3. оценить наличие кризисных тенденций на примере ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов

Предметом исследования работы является диагностика кризисного состояния. Объектом исследования является ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов». Информационной базой работы послужили данные с официального сайта предприятия, а также научная и учебная литература российских и зарубежных авторов.

В процессе выполнения исследования использовались такие методики экономического анализа, как:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- метод финансовых коэффициентов;

- факторный анализ;

Также в данной работе применялись следующие модели диагностики кризисного состояния предприятия:

-модель Альтмана

-модель Бивера

-четырехфакторная модель Таффлера и Тишоу

-модель Лиса

-модель Конона и Голдера

В процессе исследования применялись следующие научные методы: методы анализа, синтеза, логические и методы математического моделирования.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ


1.1 Информационное обеспечение финансовых ресурсов

Диагностика – это определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев[1].

Диагностика осуществляется различными методами[2]: аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, диагностикой на моделях.

Аналитические методы основаны на различных операциях со статистическими данными.

Экспертные методы основаны на обобщении оценок и информации, данной экспертами.

Линейное программирование – математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата.

Динамическое программирование – вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с n переменными представляется как многошаговый процесс принятия решения. На каждом шаге определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит 3 этапа:

  • построение математической модели;
  • решение управленческой задачи;
  • анализ и обобщение полученных результатов.

Результаты диагностики излагаются в следующей последовательности:

  1. Определение общей тенденции экономического (социального, политического) развития объекта.
  2. Деление процесса развития объекта на стадии и определение, на какой стадии он находится.
  3. Предоставление прогноза развития объекта.

Источником информации для проведения достоверного финансового анализа хозяйственной деятельности служит различный набор источников и разное их соотношение[3].

Для анализа деятельности хозяйствующего субъекта используют научно-техническую, административно-правовую и экономическую информацию.

Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные[4].

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

К учетным источникам относятся:

• бухгалтерский учет и отчетность;

• статистический учет и отчетность;

• налоговый учет и отчетность;

• оперативный учет и отчетность;


• выборочные учетные данные.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность[5]:

• официальные документы: законы, указы президента, постановления кабинета министров, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;

• хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;

• решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия;

• материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации (радио, телевидение, газеты и т. д.);

• техническая и технологическая документация;

• материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометражи, фотографии и т. п.);

• устная информация, которая получена во время встреч с членами коллектива или представителями других предприятий.

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

1.2 Финансовый анализ предприятия

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие[6]:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).


3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

При горизонтальном анализе отчетности (например, баланса), берется показатель (строка) и прослеживается его изменение в течение двух или более периодов. В качестве периодов могут браться любые одинаковые временные интервалы, но обычно для бухгалтерской отчетности используют поквартальный анализ или анализ данных по годам. Количество анализируемых периодов может варьировать в зависимости от конкретной задачи, однако качественный анализ, как правило, возможен, когда в анализируемом ряду более 3-х периодов.

В части бухгалтерской отчетности наиболее распространен горизонтальный анализ баланса, отчета о прибылях и убытках; реже – отчет о движении денежных средств, изменении капитала. При анализе баланса прослеживают изменение стоимости отдельных видом имущества и обязательств в течение рассматриваемого периода. При анализе отчета о прибылях и убытках рассматривают изменение выручки, затрат, финансовых результатов.

При горизонтальном анализе используют два подхода[7]:

  • Сравнение изменение в абсолютных величинах (например, рублях)
  • Сравнение изменений в относительных (процентных) величинах

Как правило, в отчете аналитик использует оба подхода. При этом более наглядным подходом выступает анализ изменения в процентах к предыдущему (или первому) периоду (например, «за последние три месяца выручку выросла на 20%»).

Противоположным по смыслу горизонтальному анализу является вертикальный анализ отчетности, где сравнение идет не в хронологии (по периода), а в рамках одного периода в сравнение с другими показателями.


Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода[8].

Вертикальный анализ (т.е. анализ показателей отечности по вертикали) позволяет определить структуру имущества, обязательств, доходов, расходов организации. Например, верительный анализ актива бухгалтерского баланса дает представление о доли основных средств, нематериальных активов, запасов, дебиторской задолженности и других видов имущества в общих активах предприятия. Определив в процентах долю каждого показателя в общем итоге, у аналитика появляется возможность сравнивать предприятие по данным показателям с другими предприятиями, что невыполнимо, если оперировать абсолютными величинами.

В части анализа отчета о прибылях и убытках, вертикальный анализ используют для выявления структуры расходов и расходов, определения доли или чистой прибыли расходов в выручке от реализации.

Вертикальный анализ, по определению, проводят в рамках одного отчетного периода. Однако рассчитав процентные соотношения показателей, часто прибегают к горизонтальному анализу, прослеживая изменение этих показателей в течение ряда периодов.

Двухфакторная модель Альтмана[9].

Модель охватывает два финансовых показателя:

  • коэффициент текущей ликвидности
  • долю заемных средств в пассивах


Формула двухфакторной модели Альтмана:

Z = -0,3877 – 1,0736 * Ктл + 0,579 * (ЗК/П)

Ктл – коэффициент текущей ливидности;

ЗК – заемный капитал;

П – Пассивы.

Оценка результата: при Z>0 - констатируется высокий риск банкротства, Z<0 – низкий.

Пятифакторная модель Альтмана

Данная модель разработана экономистом для оценки вероятности банкротства компаний, чьи акции торгуются на рынке. Является наиболее известной моделью автора.

Формула пятифакторной модели Альтмана:

Z = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + Х5

X1 = отношение оборотного капитала к валюте баланса (определяет объем чистых ликвидных активов)

X2 = отношение нераспределенной прибыли (или непокрытого убытка) к валюте баланса (отражает финансовый рычаг компании)

X3 = отношение валовой прибыли к валюте баланса (определяет эффективность деятельности компании)

X4 = отношение стоимости собственного капитала к стоимости всех обязательств.

Х5 = отношение объема продаж к валюте баланса (определяет фондоотдачу).