Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами. В частности можно выделить:

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»[10];

- Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях»[11];

- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[12];

- Федеральный закон от 20 июля 2000 г. №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в ст.20 закрепляющий, что союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями.

Отдельно урегулировано правовое положение Фондов - Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Также можно выделить Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».  Действует и ряд других законодательных актов:

- Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. №211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»[13].

- Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и некоторые другие федеральные законы[14].

Наряду с законодательными актами регулированию правового положения некоммерческих организаций посвящен ряд подзаконных нормативных актов: Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Однако они не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные деятельности некоммерческих организаций, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

В частности можно выделить:

- «Положение о театре в Российской Федерации; Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации» утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. №329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»[15];

- Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. №789 «О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании»[16].


Наряду с законодательными и подзаконными нормативными актами необходимо выделить ведомственные акты. В настоящее время действует целый спектр таких актов. 

В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий. Приведем лишь часть из них:

- Письмо Минюста РФ от 19 января 1996 г. № 08-09-11-96 «О разъяснениях отдельных положений Федерального закона «Об общественных объединениях»[17];

- Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации, утвержденные приказом Минюста РФ от 16 февраля 1998 г. №19;

- Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. №130.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Поэтому важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с организацией и деятельностью некоммерческих организаций. В частности можно выделить следующие обзоры:

- Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 1996 г. №С5-7/03-92 «О некоторых положениях Федерального закона «О некоммерческих организациях»;


- Письмо Верховного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. №109-4/общ «Об информационном письме «О подведомственности арбитражным судам дел о ликвидации общественных фондов»»;

- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2001 г. №64 «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Одним из дискуссионных вопросов является определение правоспособности субъектов РФ в части нормотворчества о некоммерческих организациях. Так, некоторые исследователи говорят о «концепции модельного законодательства в области деятельности некоммерческих организаций». При этом эксперты подчеркивают, что федеральное законодательство не оставило «нишу» для региональных органов государственной власти и муниципальных образований в сфере взаимоотношений с «третьим сектором».

Авторы названного сборника говорят о том, что «весьма разумно, как базисную основу и блок-схему развития целей и задач НКО, поддержки «третьего сектора» со стороны властей всех уровней иметь модульный закон, который должен стать системой региональных законов и муниципальных нормативных актов. Поэтому, наверное, следовало бы вернуться к федеральным законам «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и ряду других, которые не представляют целостную систему деятельности и поддержки некоммерческих организаций. Однако, в настоящих условиях, да и в ближайшей перспективе дело абсолютно не реальное, Поэтому модельные законы на уровне региональных органов государственной власти – задача наиболее перспективная в области осуществления взаимодействия государства и некоммерческих организаций»[18].

Глава 2. Правовые основы деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации

Условно социальные группы гражданского общества можно разделить  на три сектора: публичный, коммерческий и некоммерческий. Некоммерческие организации по умолчанию не входят в состав коммерческого сектора, в то время как причисление конкретной некоммерческой организации к публичному или некоммерческому сектору определяется совокупностью факторов и, как правило, носит субъективный характер (см. Приложение 2)[19].


Некоммерческие организации - организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Общественный характер деятельности - главная особенность некоммерческих организаций, отличающая их от других хозяйствующих субъектов[20].

В отечественной научной литературе для обозначения всей совокупности не­коммерческих организаций всё чаще начинает употребляться понятие «третий сек­тор». Некоторые авторы, употребляют это понятие для обозначения всей совокуп­ности социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако ставить знак равенства между этими понятиями – ошибка, приводящая к стиранию границ определений.

Для определения понятия «третий сектор», чаще всего используют метод ис­ключения, говоря о том, что третий сектор это все те организации, которые не отно­сятся к государственному и коммерческому сектору. Однако такое определение не жестко ограничивает круг рассматриваемых субъектов.

Третий сектор в развитых странах вносит значительный вклад в развитие эко­номических показателей, а также создаёт рабочие места, что приводит к сниже­нию социальной напряжённости. Большое количество детских садов, домов для престарелых, больниц и подобных учреждений находятся под патронажем НКО. К примеру, во Франции практически все проекты по работе с молодёжью на местном уровне курируют только некоммерческие организации. Но не стоит забывать, что значимость третьего сектора на Западе уже давно перешагнула рамки производства социальных услуг и создания рабочих мест[21].

Третий сектор в России находится на стадии формировании, но имеет значительный по­тенциал для роста и развития.

Некоммерческие ор­ганизации выполняют несколько задач, являясь уникальным звеном, связывающим коммерческий и государственный сектор с гражданским обществом.

Некоммерческие организации могут выступать в качестве:

- институто - образующих структур в обществе;

- исполнителей государственные функции по оказанию социально значимых услуг социально незащищённым слоям общества;

- самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Выполняя роль институто-образующих структур, некоммерческие организа­ции выступают в роли защитника интересов её членов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Например, общественные объединения и по­литические партии дают гражданам возможность совместного взаимодействия для решения совместных задач, лоббирования общих интересов.


К объединениям юри­дических лиц могут быть отнесены саморегулируемые организации, создающиеся в целях объединения активов, более эффективного осуществления деятельности, взаимного страхования ответственности или просто лоббирования собственных интересов. Такого рода НКО создают качественно новые горизонтальные связи в гражданском обществе.

На практике, некоммерческие организации более эффективно выполняют со­циальные функции государства, поэтому государство непосредственно заинтере­совано в развитии НКО. Преимущества некоммерческих организаций по отноше­нию к государственным структурам – индивидуальный подход в оказании услуг. Государство исходя из своих масштабов деятельности может ориентироваться исключительно на «медианного» потребителя. НКО способны генерировать более разнообразные виды благ и более успешно справляться с задачей удовлетворения потребностей даже очень малых групп людей.

В отличие от государственных структур для выполнения общественно значимых задач, некоммерческие организа­ции могут привлекать ресурсы частного сектора, а так же, гражданского общества. Ресурсы НКО привлекают за счёт значимости проблем, которые они решают, а так же за счёт собственного имиджа. Одновременно с этим, взаимодействуя со спонсорами (го­сударственными и негосударственными), некоммерческие организации попадают в определённого рода зависимость от них. Для того чтобы минимизировать риск подобной зависимости, некоммерческие организации вынуждены диверсифицировать источ­ники финансирования. Только так они могут самостоятельно определять направ­ления собственного развития, сохранить свой имидж и привлечь новых партнёров. Обеспечение независимости от учредителей и спонсоров для многих НКО – залог приобретения, укрепления и сохранения доверия со стороны спонсоров НКО, и тех, кому оказывает услуги некоммерческая организация.

Например, некоммерческая организация, которая является СМИ, имеет интерес в том, чтобы информация, которую она распространяет, являлась непредвзятой и объективной. В обратном случае, у организации возрастают риски потерять ауди­торию, а сотрудники организации могут потерять уважение коллег. Религиозная НКО, которая занимается благотворительностью, заинтересована в том, чтобы её деятельность не была пропагандой религиозных воззрений её спонсоров и учре­дителей. В обратном случае, возрастают риски НКО потерять спонсоров, которые не поддерживают данные религиозные воззрения. Также у субъектов благотвори­тельности могут возникнуть подозрения в попытке навязывания религии. Для того, чтобы оградить заинтересованных лиц от нежелательного влияния, существует комплекс процедур и мер, который включает нормативные средства, процедуры независимого контроля. Уставы, регламенты и учредительные документы неком­мерческих организаций могут состоять из положений, которые не допускают кон­фликтов интересов[22].