Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На наш взгляд вся эта громоздкая система бюрократических согласований, операций и документов крайне затрудняет и затягивает процесс создания и регистрации НКО в России, дает широкие возможности чиновничьему произволу и злоупотреблениям, с одной стороны и крайне отвлекает всех участников процесса создания рынка услуг населению, – с другой. Сама по себе нужная процедура регистрации НКО с обретением ими статуса юридического лица доведена бюрократической волокитой до абсурда и, по сути, является матрицей формирования сложной системы государственной регламентации деятельности НКО и запутанной системы отчетности. Все это в совокупности с отсутствием четкого законодательного разделения НКО на правительственные и неправительственные, взаимной и общественной выгоды с вытекающими из этого льготами и преимуществами существенно тормозит развитие сектора и требует серьезной работы по совершенствованию его законодательной базы[51].

Государственный контроль над НКО представляет собой очень большую и сложную систему, основанную на огромном количестве нормативных правовых актов.

Государственный контроль деятельности некоммерческих организаций по линии соблюдения гражданского законодательства осуществляется следующими организациями:

- Прокуратурой Российской Федерации. Она контролирует соблюдение законов общественными объединениями. В случае обнаружения нарушений Прокуратурой РФ вносится представление об их устранении.

- Органом, регистрирующим некоммерческие организации. Он выполняет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации ее уставным целям. Указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов некоммерческой организации ее распорядительные документы, направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческими организациями мероприятиях[52].

В случае выявления нарушений некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, регистрирующим некоммерческие организации, может быть направлено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, объявленное органом, регистрирующим некоммерческие организации, может быть обжаловано некоммерческими организациями в судебном порядке[53].


Если некоммерческая организация получила более двух представлений от Прокуратуры РФ или более двух предупреждений в письменной форме от зарегистрировавшего ее органа, некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[54].

Государственный финансовый контроль за деятельностью некоммерческих организаций возложен на Счетную палату РФ и другие контрольные органы Российской Федерации, включая Центральный банк Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, Государственную налоговую службу Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций является объектом ревизии со стороны Счетной палаты и КРУ Минфина РФ, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ[55].

Организации, получающие целевое финансирование от международных и отечественных организаций (Всемирный банк реконструкции и развития, Фонд Сороса и т.д.), являются субъектами ревизии целевых средств.

Государственная налоговая служба Российской Федерации осуществляет контроль за налогообложением. Налоги являются значительной по своей величине составной частью доходов бюджета России, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Уплачивает налоги в той или иной форме каждая организация, в том числе и некоммерческая. Уплата их регламентируется законами и инструкциями; по отдельным пунктам, которые могут трактоваться неоднозначно, публикуются разъяснения налоговых органов[56].

До 1995г. Российское законодательство не имело четких требований к управлению некоммерческими организациями. В 1995 г. был принят Федеральный Закон «О некоммерческих организациях»[57], в котором предусмотрено образование коллегиальных высших органов управления для большинства форм некоммерческих организаций и зафиксированы вопросы, которые вправе решать только такой орган. Такие, например, как определение приоритетных направлений деятельности организации, принципы формирования и использования ее имущества, образование исполнительных органов организации и досрочное прекращение их полномочий, утверждение финансового плана, годового отчета, бухгалтерского баланса.


Члены высшего органа управления некоммерческой организации не вправе получать от нее вознаграждение за выполнение своих функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе этого органа. Для фондов обязательным является создание попечительского совета.

Российское законодательство возлагает на государство ответственность и наделяет его полномочиями контролировать деятельность некоммерческих организаций[58].

Современная некоммерческая организация представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. Механизм управления организацией – это, прежде всего, иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которой согласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед организацией, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников организации[59].

Механизм управления включает следующие компоненты: основные принципы и правила управления (общие и функциональные), нацеленные на решение задач, стоящих перед управляемым объектом; функциональную структуру органов управления; экономические и юридические законы и ограничения; информацию; методы, правила и технические средства обработки информации[60].

Управление некоммерческой организацией можно представить как синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организацию и контроль их исполнения, которые должны обеспечиваться эффективным функционированием механизма управления. На уровне каждой отдельно взятой некоммерческой организации решаются две основные задачи: экономическая – получение и наращивание дохода, социальная – оказание социальных услуг, а также обеспечение нормальных условий труда и заработной платы персонала.

Перед механизмом управления в этих условиях ставятся следующие разноплановые задачи:

– разработка и обоснование эффективного стратегического курса, целей и направлений деятельности некоммерческой организации на долговременную перспективу;

– конкретизация общих стратегических и текущих задач организации некоммерческого сектора и доведение их до уровня повседневных функций, количественных и качественных оперативных заданий подразделениям и персоналу организации;


– набор кадров, их расстановка, распределение обязанностей и регулирование численности, профессионального состава и оплаты труда;

– организация исполнения установленных функций и полученных персоналом некоммерческой организации заданий;

– налаживание надежного и постоянного контроля за качеством и своевременностью выполнения заданий и обязанностей каждым работником организации;

– разработка мер предупреждения возможных отступлений от заданного режима работы организации;

– оперативное и повседневное регулирование деятельности некоммерческой организации и его структурных подразделений, устранение сбоев в работе, ликвидация диспропорций, устранение причин, нарушающих нормальный режим работы организации;

– повышение эффективности деятельности организации некоммерческого сектора[61].

Эффективный механизм управления должен обеспечить для некоммерческой организации постоянное пополнение финансовых ресурсов, так как многие некоммерческие организации относятся к негосударственным и обязаны привлекать денежные средства самостоятельно. Следовательно, важно в механизме управления некоммерческими организациями предусмотреть использование такого инструмента привлечения финансовых ресурсов, как фандрайзинг[62].

Кроме того, механизм управления некоммерческими организациями должен представлять не отдельную изолированную структуру, а иметь возможность быть встроенным в механизм управления экономическими системами разного уровня: отраслями и национальной экономикой.

Процессы модернизации экономики предполагают постоянное повышение уровня конкуренции среди всех субъектов хозяйствования, как коммерческих, так и некоммерческих. Механизм управления должен предусматривать постоянный мониторинг данного аспекта рыночной экономики, а также эффективные инструменты управления отдельными элементами конкурентоспособности[63].

3.2. Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации

Некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном ГК РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.


Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.[64]

Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений[65].

Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций)[66].

При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами[67].

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица некоммерческой организации может быть произведена не только по решению учредителей (участников) данного юридического лица или уполномоченного на то учредительными документами его органа, но и по решению суда. Требование о ликвидации юридического лица некоммерческой организации может быть предъявлено в суд уполномоченными законом государственными органами, а при ликвидации фонда самими учредителями или высшим руководящим органом фонда[68].

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.