Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст. 3 данный закон вступил в силу с 01 сентября 2014 года, за исключением абз. второго подпункта «г» п.3 ст.1, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации 05.05.2014).

В соответствии с новыми нормами с 1 сентября 2014 года:

Все юридические лица, в том числе некоммерческие организации, разделены на корпоративные (с институтом членства) и унитарные:
к корпоративным НКО теперь относятся: потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

К унитарным НКО относятся: фонды, учреждения (государственные, муниципальные и частные), автономные некоммерческие организации, религиозные организации.

Предусматривается закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

У некоммерческой организации, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, появляется необходимость иметь имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, т.е. на настоящий момент 10 тысяч рублей. Данная норма подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым со дня официального опубликования Федерального закона – с 05 мая 2014 года. В отношении НКО, созданных до 05.05.2014, указанное правило применяется с 1 января 2015 года.

Законодательно введенный для некоммерческих организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность, своеобразный аналог уставного капитала призван обеспечить интересы их потенциальных кредиторов. 

Членами общественных организаций признаются исключительно граждане, никаким иным субъектам, в том числе общественным объединениям, не предоставлено право входить в состав общественной организации.

Перерегистрация юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, не требуется, однако учредительные документы, а также наименования подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Таким образом, перечень организационно-правовых форм впредь будет ограничен непосредственно ГК РФ, без возможности его расширения иными законами, как это было в предыдущей редакции ГК РФ. Вместе с тем, неясными остаются критерии классификации – выделение большого количества организационно-правовых форм некоммерческих организаций с точки зрения особенностей возникающих гражданских правоотношений.


Введенная в ГК РФ ст. 65.1 устанавливает новое для российского законодательства деление всех юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, на корпоративные и унитарные.

Закрепление общих правил для некоммерческих и коммерческих организаций – определенный шаг вперед в развитии некоммерческого законодательства[39].

Глава 3. Порядок образования и прекращения некоммерческой организации

3.1. Порядок создания некоммерческих организаций. Управление и контроль деятельности НКО

В России некоммерческая организация может быть создана либо в результате ее учреждения, либо в результате реорганизации уже существующей организации (а также предусмотрена процедура перерегистрации, а это дополнительные финансовые потери и государственный контроль)[40].

Процесс регистрации некоммерческих организаций сложен и трудоемок.

Причин тому множество. Во-первых, огромное количество всевозможных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в которых можно зарегистрировать НКО в Российской Федерации. Во-вторых, обширнейшая правовая база, причем нередко встречаются ситуации, когда законы не только дублируют те или иные положения, но и когда усматривается явное противоречие между принятыми законами или, в лучшем случае, имеется в наличии расплывчатость формулировок[41].

Количество учредителей зависит от организационно-правовой формы НКО. Для создания автономной некоммерческой организации, фонда и учреждения (за исключением общественных) требуется один учредитель – гражданин или организация. Для общественных организаций законодательство устанавливает только нижнюю границу численности учредителей – не менее трех физических лиц. При этом территориальная сфера деятельности НКО на численность учредителей не влияет. В соответствии с Законом «Об общественных объединениях» для их создания необходимо также не менее трех физических лиц (в случае двух – к примеру, фонд будет уже не общественным, а частным).


На основе ст. 18 Закона «Об общественных объединениях» учредители имеют право принятия решений о создании организации, об утверждении ее устава и о создании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов. При этом правовой статус учредителя и члена НКО могут как автоматически совпадать (в случае с общественными объединениями), так и не совпадать (как, например, в фондах, где учредители формируют состав Попечительского совета фонда, или в учреждениях, где учредитель совпадает с собственником и несет дополнительную ответственность по обязательствам учреждения)[42].

Большая часть НКО, в частности, все общественные объединения считаются созданными с момента принятия решения на общем собрании или съезде о их создании. При этом составляется протокол с указанием учредителей организации, включающий решения о создании и утверждении устава НКО, выборах руководящих и контрольно-ревизионных органов, назначении лиц, уполномоченных вести переговоры о регистрации. С этого момента некоммерческие организации могут осуществлять свою уставную деятельность, приобретают права (за исключением прав юридического лица) и принимают на себя обязанности в соответствии с Законом «Об общественных объединениях». Отсутствие статуса юридического лица не освобождает руководителей НКО от обязанностей и ответственности, но серьезно сужает круг прав организации[43].

Юридические права (статус юридического лица) некоммерческие организации приобретают только с момента их государственной регистрации в органах юстиции. Одна из проблем в этом процессе – наличие нескольких уровней регистрации. Общероссийские и международные общественные объединения, предполагающие осуществлять уставную деятельность на территории РФ (как и их отделения, филиалы, представительства), регистрируются в Министерстве Юстиции РФ, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения – в управлениях юстиции (регистрационных палатах) по месту нахождения их постоянно действующего руководящего органа, ассоциации (союзы) общественных объединений регистрируются в том же порядке, что и сами общественные объединения в зависимости от территориальной сферы их деятельности.

Для структурных подразделений НКО регистрация обязательна только в том случае, если они осуществляют свою деятельность на основании собственного устава, принятого учредителем. В случае деятельности подразделения на основании единого с общественным объединением устава требуется только уведомление регистрирующего органа о наличии этого подразделения[44].


Офисы иностранных НКО осуществляют свою деятельность на территории РФ в виде филиалов или представительств иностранных юридических лиц и должны пройти процедуру аккредитации на территории РФ в Государственной регистрационной палате (управление по аккредитации представительств иностранных кампаний), в Министерстве внешнеэкономических связей (отдел по работе с иностранными организациями) и не имеют самостоятельных прав юридического лица. Довольно запутано и документальное оформление регистрации НКО[45].

Общемировая практика предполагает наличие в процессе регистрации минимального количества определенных документов и рассматривает саму регистрацию как административный акт, подразумевающий минимум произвольного суждения или усмотрения со стороны правительственных чиновников. Думается, что в России эти рекомендации не выполняются, или выполняются лишь отчасти. Например, Государственная регистрация НКО в форме общественных объединений предполагает предоставление в регистрирующий орган:

1) заявления, подписанного членами постоянно действующего руководящего органа НКО, по форме, утвержденной регистрирующим органом с указанием организационно-правовой формы НКО, основных целей, названия и места нахождения руководящего органа;

2) устава, с указанием даты его принятия уполномоченным органом;

3) выписки из протокола учредительного съезда (конференции, общего собрания);

4) сведений об учредителях НКО;

5) документа об уплате регистрационного сбора;

6) документа о предоставлении юридического адреса НКО;

7) в случае необходимости – документов подтверждающих право на использование в названии НКО личного имени или символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав[46].

Регистрирующие органы не имеют права отказать в приеме документов для государственной регистрации, но могут отказать в самой регистрации на основании закрытого перечня причин. Так основаниями для отказа в регистрации могут служить:

1) противоречия устава НКО Конституции Российской Федерации и конституциям (уставам) ее субъектов, положениям ст. ст. 16, 19, 20, Закона «Об общественных объединениях», законам об отдельных видах общественных объединений;

2) не предоставление полного перечня учредительных документов или их оформление в ненадлежащем порядке;

3) наличие зарегистрированной на той же территории под тем же названием НКО;


4) установление регистрирующими органами наличия в представленных на регистрацию документах недостоверной информации;

5) наличие в названии НКО информации и понятий, оскорбляющих нравственные, религиозные и национальные чувства граждан[47].

Как видно, перечень этих причин дает чиновникам широкий спектр возможностей для произвольных трактовок и мотивации отказа в регистрации, или ее затягивания.

С момента государственной регистрации НКО приобретает права и обязанности. Права – иметь собственность и ею распоряжаться, совершать гражданско-правовые сделки, быть истцом и ответчиком в суде, пользоваться льготами, в том числе и налоговыми (при наличии соответствующих оснований). Обязанности – регулярно предоставлять отчетность в налоговую службу, органы юстиции и статистики. Все это означает, что именно НКО, а не ее члены, должностные лица, директора или сотрудники несут отныне ответственность по долгам, договорам и обязательствам организации. Именно государственная регистрация дает НКО право на получение правительственных и иных грантов, а также налоговых льгот.

После регистрации НКО должна получить печать и встать на учет в налоговых органах, в отделениях Фонда социального страхования России, Пенсионного фонда РФ и Фонда обязательного медицинского страхования[48].

Некоммерческие организации, независимо от вида и характера их деятельности, обязаны представить в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основании классификаторов технико-экономической информации для отражения в государственной статистической отчетности.

Некоммерческие организации представляют в органы государственной статистики по месту регистрации копии устава, свидетельства о государственной регистрации и учредительного договора. После постановки на учет некоммерческая организация должна получить от органа государственной статистики официальное уведомление с указанием идентификационных кодов[49].

Получение кода необходимо для открытия банковского счета, для чего наряду с копией справки о постановке на учет в органах государственной статистики с указанием идентификационных кодов необходимо представить: заявление установленного образца об открытии счета в 2-х экземплярах; карточку с образцами подписей лиц, которым предоставлено право распоряжаться счетом с оттиском печати; нотариально удостоверенные копии учредительных документов; нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации; копию справки о постановке на учет в налоговых органах[50].