Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фонд может быть ликвидирован:

- если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

- в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

- в других случаях, предусмотренных федеральным законом[69].

Как правило, инициаторами ликвидации некоммерческой организации выступают региональные управления или центральный аппарат Министерства юстиции РФ, правоохранительные органы.

Решение о ликвидации юридического лица некоммерческой организации принимается судом на основании таких причин, каковыми являются: 

- грубые нарушения, имеющие неустранимый характер допущенные при создании некоммерческой организации;

- осуществление запрещенной законодательством РФ деятельности или осуществление деятельности без получения надлежащего разрешения (лицензии);

- неоднократные или грубые нарушения прав человека, Конституции РФ и федеральных законов;

- осуществление некоммерческой организацией деятельности противоречащей ее уставным целям[70].

Данные положения ГК РФ являются общими для всех некоммерческих организаций и почти полностью повторяются положениями Федеральных законов «О некоммерческих организациях» (статья 18), «О политических партиях» (статьи 39 и 41), «Об общественных объединениях» (статья 44), «О свободе совести и религиозных объединениях» (статья 14). Кроме того, основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке могут являться:

• нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

• действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

• принуждение к разрушению семьи;

• посягательство на личность, права и свободы граждан;

• нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

• склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

• воспрепятствование получению обязательного образования;


• принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

• воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

• побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также:

- в случае ликвидации соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации;

- в случае непредставления сведений, указанных в п.4 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

- в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, а также представленным в соответствии с п.4 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» сведениям[71].

Для политических партий и их региональных отделений причинами приостановления их деятельности и последующей ликвидации помимо общих для всех некоммерческих организаций оснований могут стать:

• осуществление экстремистской деятельности;

• создание и деятельность структурных подразделений партии в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;

• вмешательство политической партии в учебный процесс образовательных учреждений;

• численность членов партии и ее структурных подразделений менее численности установленной пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях»[72].

Можно привести ряд примеров, когда некоммерческие организации были ликвидированы по решению суда на основании одной или нескольких перечисленных выше причин. Наиболее известной ликвидацией общественной организации (как политическая партия она зарегистрирована так и не была) является ликвидация по решению Мосгорсуда от 19 апреля 2007 года Национал-большевистской партии. Причиной ликвидации и запрета деятельности данной общественной организации является ее экстремистская деятельность.
За осуществление экстремистской деятельности решениями судов ликвидированы следующие общественные объединения:


- Общественное объединение Ахтубинское народное движение «К Богодержавию» (решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 17.07.2008 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17.09.2008);

- Рязанская городская общественная патриотическая организация «Русское национальное единство» (заочное решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 12.02.2008 и определение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24.12.2009); 

- Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС») (решение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2010);

- Приморская региональная правозащитная общественная организация «Союз славян» (решение Приморского краевого суда от 28.07.2010); 

- Местная организация города Краснодара – «Пит Буль» («Pit Bull») (решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 24.08.2010); 

- «Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая» (решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.07.2010).
Еще одна общественная организация, которая была ликвидирована по решению суда - Общероссийская благотворительная общественная организация «Преображение России». Организация была ликвидирована решением Верховного Суда Российской Федерации от 08 июня 2011 года. Причины ликвидации – многочисленные нарушения законодательства РФ, несоответствие деятельности уставной[73].

За использование нацистской атрибутики и символики, а также атрибутики и символики, сходной с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения и планирование, организацию и подготовку экстремистской деятельности решениями суда ликвидировано ряд религиозных организаций неоязыческого направления, в частности:

- Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгарсдкой Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов;

- Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов - Инглингов, зарегистрированную 20.12.1999 г. под № 193[74]

Последняя религиозная организация также ликвидирована за осуществление образовательной деятельности без соответствующей лицензии.

Ряд НКО, к примеру, некоммерческие партнерства (НП), саморегулируемые организации (СРО), потребительские кооперативы и прочие, за исключением учреждений, казенных предприятий, политических партий, религиозных организаций и фондов подобно коммерческим организациям могут ликвидироваться также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания их несостоятельными (банкротами)[75].


Исключением из общего правила ликвидации некоммерческих организаций является ликвидация фонда. Если ликвидация других некоммерческих организаций может происходить как по решению учредителей (участников) или уполномоченного на то учредительными документами данной некоммерческой организации ее органа, так и по решению суда, то ликвидация фонда происходит только по решению суда. Причем, инициировать ликвидацию фонда может как орган, принявший решение о государственной регистрации данной благотворительной организации (статья 20 Федерального закона «О благотворительной деятельности»)[76], так и в соответствии с положениями пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[77] заинтересованные лица, каковыми могут считаться учредители фонда, а также уполномоченный ими орган фонда.

Суд может ликвидировать некоммерческую организацию по заявлению Министерства юстиции Российской Федерации за несоблюдение законодательства. Обратимся к обзору судебной практики Верховного суда РФ.

 Министерство юстиции обратилось Верховный в суд РФ с заявлением о ликвидации Общероссийской ассоциации общественных объединений российских немцев «Содружество» («Гемайншафт») в связи с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, неустранением в срок, установленный федеральным органом государственной власти, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности Ассоциации. 

Минюст РФ выносил предупреждение и обязывал Ассоциацию устранить нарушения в срок до 27 декабря 2010 г., чего не было сделано.     Распоряжением Минюста России от 08 апреля 2011 г. № 706-р приостановлена деятельность Ассоциации на срок до 13 октября 2011 г., однако в течение установленного срока Ассоциация не устранила нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить: ликвидировать Общероссийскую ассоциацию общественных объединений российских немцев «Содружество» («Гемайншафт»), учетный номер 4132, исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц[78].

Также отметим, что суд может ликвидировать общественное объединение за несоответствие организационно-правовой формы законодательству и за неустранение в срок, установленный Министерством юстиции, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения[79]


Так, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела кассационную жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 01 августа 2011 г., которым отказано в удовлетворении заявления Управления Министерства юстиции к общественной организации - Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» о ликвидации данного объединения, так как действующим законодательством такая форма самоорганизации казаков как национально-культурная автономия не предусмотрена, в связи с чем организации дважды предлагалось провести общее собрание, на котором решить вопрос о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в устав в связи со сменой наименования. 

В установленный срок и до момента суда организацией предупреждения не исполнены, соответствующие документы в Управление юстиции не представлены, что является основанием для ликвидации. Ответчик с предъявленными требованиями не согласился и просил в их удовлетворении отказать. 

Суд не учел, что правовые основы создания и функционирования национально-культурной автономии регулируются специальным законом ФЗ «О национально-культурной автономии», а деятельность российского казачества специальным законом - ФЗ «О государственной службе российского казачества», а так же пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества».

Содержание данных правовых норм свидетельствует о том, что формой самоорганизации казаков являются казачьи общества. Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены с достаточной полнотой, Судебная коллегия с целью исправления судебной ошибки, допущенной судом первой инстанции в применении норм материального права, находит возможным, отменить решение Волгоградского областного суда от 01 августа 2011 г. и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по нему новое решение об удовлетворении заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к общественной организации - Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» о ликвидации данного объединения[80]