Файл: Государственное регулирования инвестиционной деятельности в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исаков И.Я. все формы государственного регулирования инвестиционной деятельности сводит к двум: правовые и экономические. При всем этом он не конкретизирует, какие из них необходимо отнести к экономическим, а какие к правовым[17].

Следующие исследователи смешивают понятия «форма» и «метод» государственного регулирования. К примеру, Вахрин П.И., Нашитой А.С. пишут: «государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:

  • посредством издания закона и подзаконных нормативных актов;
  • посредством прямого управления государственными инвестициями;
  • принятием государственных инвестиционных программ;
  • посредством особого регулирования инвестиционной деятельности;
  • экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности»[18].

Далее авторы говорят о том, что «государство для выполнения своих функций организации регулирования инвестиционной деятельности использует как организационные методы, так и методы прямого воздействия на инвестиционную деятельность»[19]. Проанализировав такую формулировку, становится не понятным, что является «формой», а что «методом» государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Однако большинство исследователей разграничивают понятия «форма» и «метод» государственного регулирования инвестиционной деятельности, но не выделяют саму сущность этих понятий, а определяют лишь их конкретные проявления.

Колесов П.Ф. говорит о том, что государство регулирует инвестиционную деятельность с помощью прямого и косвенного методов. Методы прямого регулирования осуществляются посредством правого, экономического, административного регулирования, косвенного – только экономическими средствами. Однако автор относит экономические инструменты как к прямым, так и к косвенным методам регулирования, и не разъясняет как их разграничивать[20].

Фархутдинов И.З. и Трапезников В.А. выделяют следующие формы государственного регулирования инвестиционной деятельности:

  • правотворческая – создание, изменение и прекращение правовых норм государственными органами власти;
  • правоприменительная – реализация правовых норм;
  • правоохранительная – обеспечение правопорядка, защита прав и свобод человека и гражданина.

Все методы регулирования сводятся к методам убеждения, принуждения; к экономическим и административным методам; методам договорных отношений, имущественного воздействия, налоговых мер, финансового регулирования; методам обязательным предписаний, рекомендаций и т.п.[21]

Определенную ясность вносит в рассматриваемый вопрос Федеральный закон от 25 февраля № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” (далее – Закон)[22], в соответствие с которым осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В главе III Закона раскрываются формы и методы государственного регулирования.

Так, в соответствии со ст. 11 Закона государственное регулирование включает:

  • косвенное регулирование (налоговая и амортизационная политика, защита интересов инвесторов и др.);
  • прямое участие государства в инвестиционной деятельности (осуществление капитальных вложений за счет средств федерального бюджета и бюджетных субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также предложениями Правительства и Президента РФ)[23].

Органами власти может быть прекращена инвестиционная деятельность в следующих случаях:

  • признание инвестора банкротом;
  • возникновение катастроф или стихийных бедствий;
  • введение чрезвычайного положения;
  • продолжение инвестиционной деятельности ведет к несоблюдению экологических, санитарно-гигиенических и других норм.

Государство выполняет ряд функций, осуществляя регулирование инвестиционной деятельности:

  1. Установочная функция – определение стратегических целей и приоритетов, постановка задач инвестиционной политики на предстоящий период.
  2. Мобилизующая функция – поиск источников финансирования, определение путей привлечения инвестиционных ресурсов для решения поставленных задач (монетарная политика, налогообложение, бюджетная политика и т.п.).
  3. Стимулирующая функция – решение приоритетных задач посредством налоговых и финансовых льгот (субсидии, субвенции, дотации), создание оффшорных зон и т.д.
  4. Контрольная функция – надзор со стороны государства над выполнением, установленных государством, экономических и правовых норм хозяйствующими субъектами.

1.3. Законодательная база как основа государственного регулирования инвестиционной деятельности

Законодательная система страны является одним из важнейших факторов, влияющих на ее инвестиционный климат. Она определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регулирует принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования.

Основные законодательные акты, регламентирующие инвестиционную деятельность[24]:

  • Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений[25];
  • Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», определяющий основные гарантии иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации[26].

В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты осуществления государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации.

На основе проанализированной литературы было дано общее понятие «инвестициям», были рассмотрены формы, методы и функции государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также были изучены нормативно-правовые акты, устанавливающие общие положения государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Глава 2. Анализ инвестиционной политики Российской Федерации


2.1. Анализ инвестиционного климата в Российской Федерации

Инвестиционная политика представляет собой одну из основных составляющих экономической деятельности в целом, поскольку от нее зависит дальнейшее развитие всей экономической системы, а также экономический рост[27].

Согласно исследованию Doing Business 2014, проводимому ежегодно Всемирным банком, и анализирующему условия ведения бизнеса в 185 странах, Россия повысила свои позиции на 20 пунктов по сравнению с показателями предыдущего года и заняла 92 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности и первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС[28]

В 2010 году повышение инвестиционного климата было определено как самостоятельное направление деятельности Минэкономразвития России, и за 3 прошедших года были приняты законы, направленные на улучшение таможенного администрирования, а также либерализацию контроля за иностранными инвестициями и уголовного законодательства; были упрощены мероприятия в сфере строительства и миграционной политики; был запущен механизм уполномоченных по инвестициям как на федеральном, так и на региональном уровнях; была снижена стоимость подключения новых инвестиционных проектов к электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре; был увеличен  объем инвестиций международных институтов развития в важнейшие для российской стороны отрасли экономики и многое другое[29].

В 2009-2012 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По оценке Банка России по итогам 2012 года объем прямых иностранных инвестиций составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году).

Россия должна перейти на инновационный путь развития. Необходимо вывести страны в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны[30].

Для реализации поставленных задач требуются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако на сегодняшний день доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет 20,6%, а для выполнения целей по усовершенствованию экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30%. 


В 2011 году был создан Российский фонд прямых инвестиций (далее – РФПИ) для работы с долгосрочными финансовыми и стратегическими иностранными инвесторами. Фонд принимает участие в проектах от 50 до 500 млн. долларов с долей не более 50%. Капитализация фонда в 2011 году составила 2 млрд. долларов, в 2012-2016 годах – 8 млрд. долларов.

В мае 2011 года было создано Агентство стратегических инициатив для помощи в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов.

В 1994 году был создан Консультативный совет по иностранным инвестициям для содействия привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также выработки решений по увеличению инвестиционного климата.

В 2010 году были изменены принципы деятельности и структура Консультативного совета (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2010 г. №1141). Деятельность Совета перенаправлена на оперативное решение проблем, возникающих у иностранных инвесторов в России, а также на разработку рекомендаций по улучшению условий ведения бизнеса в России.

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что четкая государственная инвестиционная политика – это продолжение социально-экономической политики государства, где залогом ее эффективности является факт серьезного обсуждения и принятия ее широкими кругами специалистов.

2.2. Анализ исполнения федеральной адресной инвестиционной программы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

Федеральная адресная инвестиционная программа (далее – адресная программа) представляет собой составной инструмент системы государственного стратегического управления, предоставляющая обеспечение реализации государственных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах», Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.