Файл: Понятия «затраты» «расходы», «издержки».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Главной целью любого предприятия является получение прибыли - разности между полученными доходами и произведенными расходами. Таким образом, чем больше доходы и меньше расходы, тем больше прибыль. Поэтому успех деятельности предприятия зависит от того, может ли оно влиять на два эти фактора. Если ответ положительный, то такое предприятие можно назвать конкурентоспособным.

Доход предприятия зависит, в первую очередь, от цены проданной продукции (работ, услуг), которое произвело предприятие. А она, в свою очередь, зависит от себестоимости, то есть количества произведенных затрат на единицу продукции. Совершенно очевидно, что от того, как ведется учет затрат и определяется себестоимость произведенной продукции, зависит финансовый результат деятельности предприятия.

Поэтому выбор способа ведения учета затрат актуально для любого предприятия.

Целью работы является рассмотрение порядка учета, анализа и системы управления затратами на современном коммерческом предприятии.

В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:

определение понятия, классификация затрат;

рассмотрение методов калькуляции затрат и формирования себестоимости;

рассмотрение порядка финансового и управленческого учета затрат;

исследовать организационную структуру ООО «Регион 74»;

провести анализ финансово – хозяйственной деятельности ООО «Регион74»;

проанализировать эффективность системы управления затратами ООО «Регион 74».

Объект исследования – управление затратами коммерческого предприятия.

Предмет исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Регион 74».

Основой для теоретической части работы были использованы статьи, доклады, учебные пособия, сборники таких авторов как: Миллер Д.П., Дырнова А.Н., Любушкин Н.П., Красова О.С., Мормуль Н.Ф. и др.

В качестве источников информации при написании работы были использованы:

нормативно-правовые акты;

учебно-методическая литература в области учета затрат;

статьи из газет и журналов, а также электронные ресурсы сети Интернет на заданную тематику;

для осуществления оценки деятельность организации ООО «Регион 74» были использованы формы бухгалтерской отчётности за 2014-2016 гг.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЗАТРАТ

В начале исследования приведем определения издержек, затрат и расходов. Понятия «издержки» и «затраты» нередко употребляются как синонимы, причем термин «издержки» больше характерен для экономической теории, а «затраты» – для учета и управления.

Издержки - это затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Схематически они изображены на рисунке 1.

Затраты – потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары или услуги (в отечественной экономической практике термин «затраты» нередко применяется для характеристики всех издержек предприятия за определенный период)

Расходы - только та часть затрат, которая была понесена в связи с получением дохода, причем в соответствии с МСФО включают в себя убытки и затраты, которые возникают в ходе основной деятельности предприятия в связи с получением дохода, то есть в бухгалтерском учете доходы должны соотноситься с

затратами на их получение, которые в этом случае будут называться расходами

Издержки

Рисунок 1 – Состав издержек предприятия

В упрощенном виде можно сказать, что расходы – это, по сути, полная себестоимость реализованной продукции. Понятие расходы более узкое, чем понятие затраты [7]. Себестоимость – это выраженные в денежной форме затраты на производство и продажу продукции, работ, услуг – рисунок 2. Она складывается из всех затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и продажу.

СЕБЕСТОИМОСТЬ

Величина себестоимости – отражает затраты предприятия (в денежном выражении) на производство и реализацию единицы продукции, и является одной из качественных характеристик эффективности производства.

Калькуляция себестоимости – отражает расчет затрат по элементам или статьям

БУХГАЛТЕРСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

Расчетный показатель на единицу продукции для формирования себестоимости для целей налогообложения

Расчетный показатель затрат на единицу продукции; показатель конкурентоспособности. Инструмент для повышения эффективности компании.

Задача:

Задача:

Списать затраты

Спланировать и оптимизировать затраты;

позиционировать продукцию


Рисунок 2 – Представление о себестоимости в бухгалтерском и управленческом учете

Основой системы изучения расходов является классификация, использование которой позволяет группировать обособленные данные и представлять их в удобном для понимания виде – рисунок 3.

В зависимости от этапа функционирования предприятия

Элементы расходов на этапе общего управления

Контроль и регулирование как способ оценить эффективность предприятия

Цели классификации затрат предприятия

Рисунок 3 – Цели классификации затрат предприятия

В зависимости от этапа функционирования предприятия. Задачи функционирования предприятия достигаются за счет общего управления, ведения финансовой деятельности, а также осуществления контроля и регулирования [20]. На каждом этапе актуальны различные показатели затрат, характеризующие проблемы и достижения предприятия (см. табл. 1).

Элементы расходов на этапе общего управления. Поскольку задачей учета затрат является выявление выгодных путей развития и оценка текущего состояния, выделяют несколько классификационных групп.

Таблица 1

Классификация затрат в различные периоды функционирования предприятия

Этап общего управления

Этап контроля и

регулирования

Этап ведения и учета

финансовой деятельности

Цель – установление правильности проводимой политики компании. В структуру последней входит кадровая работа, эффективная рекламная деятельность, определение рынков сбыта и пр. Сопоставление расходов на различные цели служит индикатором состояния предприятия и указывает на необходимость принятия определенных решений

Иллюстрирование проблем или достижений предприятия перед учредителями, а также потенциальными спонсорами и инвесторами. Предприятие, которое имеет расходы, несоразмерные с уровнем доходов, вряд ли будет иметь успех при привлечении стороннего финансирования. Общая картина затрат позволяет формировать новую стратегию функционирования или корректировать прежнюю со стороны владельцев предприятия

Цель – формирование себестоимости продукции и ведение соответствующей отчетности. Корректно составленная калькуляция (определение себестоимости) делает товар конкурентоспособным и исключает появление «бросовых» цен. Правильное оформление бухгалтерских документов позволяет избегать проблем при проверках контролирующими органами


Различия заключаются в признаках, связанных с их возникновением или регулированием. Деление групп происходит следующим образом – рисунок 4.

1. По периоду своего действия

Постоянные, переменные и

смешанные

2. По наличию зависимости от управленческого решения

Релевантные и нерелевантные

3. По степени возвратности

Альтернативные и

безальтернативные (безвозвратные)

4. Отдельные виды расходов

Маржинальные, операционные и

административные

Рисунок 4 – Классификация групп затрат

Постоянные затраты существуют на протяжении работы предприятия в долгосрочной перспективе и не зависят от объема выпускаемой продукции. К таким затратам относятся оплата электроэнергии, отопления, аренды, амортизации (за исключением амортизации в зависимости от объема выпускаемой продукции) и оплата труда административного персонала [14][1].

Переменные затраты связаны напрямую с объемом выпускаемой продукции – это оплата труда рабочих, сырья и расходных материалов. Смешанные расходы включают постоянную и переменную составляющие. Так, потребление электроэнергии в производственных помещениях относится к смешанным затратам. Часть оплаты расходуется при освещении, а часть – при эксплуатации рабочего оборудования.

Релевантные затраты зависят от того, какое решение примет руководство, а нерелевантные не зависят. В качестве примера можно привести выбор между использованием собственного автомобиля для перевозки груза и найма стороннего перевозчика. Затраты на содержание автомобиля для предприятия неизменны, а стоимость найма отличается при выборе разных перевозчиков. В результате использование собственного транспорта относится к нерелевантным затратам, а привлечение другой организации – к релевантным [8].

Альтернативные затраты представляют собой потери, которые возникают при выборе одного решения задачи и отказе от другого, альтернативного решения. Разница между расходами для двух альтернативных путей характеризуется значением дифференциальных затрат. Безвозвратные потери относятся к прошедшему времени – на них нельзя повлиять (потери на создание предприятия, оплата начальной стоимости оборудования).


Маржинальные расходы представляют собой затраты на каждую единицу продукции в партии. Использование маржинальных расходов показывает, насколько будет дороже или дешевле каждая последующая единица товара.

Административные затраты отображают все финансовые оттоки, не связанные непосредственно с выпуском продукции – содержание управленческого аппарата, оплата командировок, судебных издержек и др. Операционные затраты характеризуют повседневные потери предприятия. Часто в операционную деятельность включают также административные расходы [4].

Контроль и регулирование – способ оценить эффективность компании. Затраты, которые представляют для общего анализа деятельности предприятия, делятся на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые расходы можно изменить путем смены политики организации или повлиять на них другим методом (оказать финансовую или правовую помощь). На неконтролируемые расходы повлиять нельзя [21].

Классификация для финансового учета и бухгалтерской деятельности. Данная классификация является основой для составления калькуляции и ведения отчетности. Виды расходов характеризуются совершенно другими, нежели в предыдущих случаях, параметрами – рисунок 5.

1. По воздействию на производимый продукт

Прямые и непрямые (косвенные)

2. По способу выявления

Затраты на продукцию или затраты периода

3. По конкретным элементам затрат

Материальные затраты Оплата труда

Взносы во внебюджетные фонды Амортизация

Прочие затраты

4. По связи с выпускаемым продуктом

Основные и накладные

Рисунок 5 – Классификация групп затрат для целей финансового учета и бухгалтерской деятельности

Прямые затраты связаны с выпуском продукции (оплата сырья, труда рабочего персонала, амортизация). Непрямые затраты непосредственно с производством не связаны, однако сопутствуют ему все время (аренда зданий, оплата освещения и отопления). Прямые и косвенные расходы могут содержать одинаковые с управленческой классификацией статьи затрат [13].

Расходы на продукцию относятся к производству товара. Расходы периода приводятся за конкретный временной промежуток и не связаны с выпуском продукции.