Файл: Корпоративная культура в организации ( Особенности управления современными корпорациями).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
2.3. Влияние корпоративных ценностей ПАО «Лукойл» на построение взаимоотношений с государством, другими организациями, клиентами и потенциальными работниками
Во введении данной работы были определены группы, на которые может быть направлено взаимодействие нефтяной компании, а следовательно, в работе с которыми можно идентифицировать следование тем или иным корпоративным ценностям:
- государство;
- другие организации;
- потенциальные работники;
- клиенты.
В Кодексе деловой этики компании «Лукойл», как отмечалось ранее, определены шесть корпоративных ценностей компании:
- Эффективность;
- Персонал;
- Экологичность;
- Социальная ответственность;
- Партнерство;
- Нравственность.
Данные ценности компания определяет для себя как корпоративные, но, в то же время, сами их названия подразумевают ориентацию и на внешнюю среду.
Подведение результатов интервью с руководителями отделов ПАО «Лукойл» для наглядности представлено в Таблице 1. Описанная в предыдущем параграфе повседневная работа отделов, так или иначе, несла под собой следование ценностям компании. Руководители подразделений компании демонстрируют следование им через взаимодействие с государством (в лице органов власти, представителей муниципалитетов), другими компаниями (партнерами, ВУЗами, общественными организациями), клиентами (покупателями продукции на АЗС) и потенциальными работниками. Выстраивание взаимоотношений с ними происходит, в первую очередь, с учетом корпоративных ценностей компании, закрепленных в Кодексе деловой этики ОАО «Лукойл».
Таблица 2.1 - Ценности подразделений ПАО «Лукойл»
Подразделение ПАО «Лукойл» |
Объект взаимодействия |
Демонстрируемая корпоративная ценность |
Управление корпоративной деятельности ПАО «Лукойл» |
Муниципальные органы власти, Региональные органы власти, муниципальные органы власти, Губернаторы, Инвесторы |
Партнерство, Нравственность |
Некоммерческий благотворительный фонд «Лукойл» |
ВУЗы, медицинские учреждения, музеи, галереи, детские дома, творческие коллективы, НКО |
Партнерство, Социальная ответственность |
Управление оценки и развития персонала ПАО «Лукойл» |
Консалтинговые компании, потенциальные работники |
Персонал, Эффективность |
Отдел корпоративных связей и мероприятий, а также представитель группы компаний СМС (Совет Молодых Специалистов) |
Школы, колледжи, ВУЗы |
Партнерство, Социальная ответственность |
Отдела развития сбытовой сети ПАО «Лукойл» |
Клиенты (покупатели топлива на АЗС) |
Эффективность |
Обобщенные результаты интервью показывают, что в работе того или иного подразделения компании «Лукойл» в зависимости от ориентированности на взаимодействие с разными группами в большей степени демонстрируются определенные ценности. В то же время, описанные в теоретической части работы модели корпоративной культуры предполагают их проявления в любом структурном подразделении компании и следование им каждым из работников.
Однако, на практике, как видно из результатов интервью, интересы и ценности руководителей (определяемые и связанные непосредственно с задачами и ориентированностью их подразделений) становятся причиной большего проявления определенной ценности.
Данное несоответствие теоретических и практических аспектов обусловлено спецификой работы того или иного отдела. Роль ценностей лидера (которые не противоречат ценностям компании, но не полностью проявляются в деятельности вверенного структурного подразделения) в данном случае ключевая.
Реализация проектов, в условиях которых все корпоративные ценности находили бы полное отражение, является крайне сложной задачей, поскольку в подобном проекте, в таком случае, должны быть задействованы все отделы. Акцент на подобные проекты позволит улучшить характер внутренних взаимодействий руководителей структурных подразделений, что в долгосрочной перспективе обеспечило бы сплочение коллектива.
Необходимо также отметить, что именно ожидания и требования объекта, на которого направлено взаимодействие влияют на большее проявление тех или иных ценностей в работе того или иного подразделения.
Ценности подразделения (ЦП) определяются ценностями компании в целом, однако ключевую роль играют ценности, ожидания и предпочтения групп (ЦО), с которыми осуществляется взаимодействие (государство, другие компании, потенциальные работники, клиенты). Исходя из этого, можно утверждать следующее:
при этом учитывается, что один отдел может взаимодействовать сразу с несколькими группами, то есть:
в свою очередь, как было отмечено выше, ценности отделов определяют ценности компании, а значит, совокупность ценностей отделов и есть ценности компании, следовательно:
Для наглядности данная модель может быть представлена в виде схемы:
Схема 1. Взаимовлияние ценностей
ЦЕННОСТЬ 1
ЦЕННОСТЬ 2
ЦЕННОСТЬ 3
ЦЕННОСТЬ 4
ЦЕННОСТЬ 5
ЦЕННОСТЬ 6
Корпоративные ценности компании
Подразделение 1
Подразделение 1
Подразделение 1
Подразделение 1
Ценности, ожидания, предпочтения государства
Ценности, ожидания, предпочтения других организаций
Ценности, ожидания, предпочтения потенциальных работников
Ценности, ожидания, предпочтения клиентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования было выявлено, что особенности корпоративной культуры, закрепленные во внутренних документах компании, действительно оказывают влияние на принцип взаимодействия не только внутри компании, но и вне нее. В частности речь идет о четырех основных группах (государство, другие организации, потенциальные работники и покупатели продукта). Гипотеза нашла свое подтверждение в результате анализа корпоративной среды компании ПАО «Лукойл» и ее взаимодействия с указанными группами.
Структурные подразделения компании демонстрируют следование корпоративным ценностям компании. Особую роль оказывают руководители данных подразделений, поскольку их приверженность данным ценностям формирует стиль их работы и влияет на порядок организации деятельности. В частности рабочие задачи отдела влияют на то, какие из корпоративных ценностей в определенный этап превалируют и определяют характер внешних взаимодействий. Ожидания и ценности государства, других организаций, потенциальных работников и клиентов также оказывают влияние на ценностную ориентацию структурных подразделений компании
Одним из механизмов сплочения коллектива является реализация проектов, в разработке которых принимают участие все структурные подразделения компании. Одним из результатов подобной работы является синтез ценностей руководителей структурных подразделений компании (ценностей лидера) и их проявление в итоговом результате проекта. Демонстрация следования и интеграция корпоративных ценностей в условиях реализации компании ее проектов в глазах общественности и партнеров поднимает доверие к ней, как к «команде профессионалов», демонстрирующей единый корпоративный дух.
Таким образом, корпоративная культура компании является не только ориентиром, на основе которого строятся внутренние взаимодействия компании, но и предметом демонстрации внешним объектам взаимодействия, формирующим мнение о компании именно по ним. Поэтому важно не только закреплять данные принципы и ценности во внутренних документах, но и следовать им в своей работе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Агеев А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. М.: Издательство: «Волтерс Клувер», 2010. С. 73.
- Баграмова А. Я не допускаю шантажа со стороны увольняемых топов [Интервью с Р.Г. Павловым] // Управление персоналом. 2015. N 48. С. 34-35.
- Болмэн Л., Дил Е.Т. Рефрейминг организаций: Артистизм, выбор и лидерство. / Пер. с англ. И. Трифонова. СПб, 2016. С. 267-269.
- Буковская А. Неформальный лидер может преуспеть в настраивании коллектива против вас [Интервью с А. Музычуком] // Управление персоналом. 2015. N 47. С. 28.
- «Война» с сотрудниками не вечна [Интервью с М. Михайловым] // Управление персоналом. 2015. N 6. С. 57.
- Кашанина Т.В. Корпоративное право. М.: Норма – Инфра-М, 2009. С. 149.
- Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002. С. 72.
- Погодина Г. Корпоративная культура в компании, или Правила для всех // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2010. N 10. С. 55.
- Розенберг Д.М. Терминологический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 105.
- Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: пер. с англ. О. Пелявского. М.: Вильямс, 2015. С. 144.
- Трошина И., Матюшина Н. Внедряя корпоративную этику, соблюдайте ее сами! // Управление персоналом. 2014. N 12. С. 44.
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002. С. 31 - 32.
- White L.A. The concept of culture // American Antropologist. Wash., 1959. Vol.61. P. 227-251.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.05.2014, N 19, ст. 2304.
- Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // Вестник ФКЦБ России, N 4, 30.04.2002. (фактически утратило силу).
- Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // СПС КонсультантПлюс.
- Кодекс деловой этики ОАО «Лукойл», С. 6. http://www.lukoil.ru/materials/doc/documents/lukoil_corp_code.pdf
- Устав ПАО «Лукойл», статья 3 http://www.lukoil.ru/materials/doc/internal-documents/2015/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_14_12_2015.pdf
- Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром», Глава 1 http://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/2014-02-25-codex-of-corporate-ethics.pdf
- Устав ПАО «Газпром», статья 3 http://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/gazprom-articles-2015-06-26-ru.pdf
- Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром», Глава 1 http://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/2014-02-25-codex-of-corporate-ethics.pdf
- Устав ОАО «НК «Роснефть», статья 3 http://www.rosneft.ru/attach/0/57/72/rosneft_charter.pdf
- Кодекс корпоративной и деловой этики НК «Роснефть», С. 8 http://www.rosneft.ru/attach/0/02/76/Kodeks_rus.pdf
- Устав ОАО «НК «Роснефть», http://www.rosneft.ru/attach/0/57/72/rosneft_charter.pdf
- Отчет о деятельности в области устойчивого развития на территории Российской Федерации ПАО «Лукойл» http://www.lukoil.ru/materials/doc/social/2013/lukoil_od_rus.pdf