Файл: Корпоративная культура в организации ( Особенности управления современными корпорациями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс становления и развития компании неразрывно связан с процессом формирования корпоративной культуры. Система управления и принцип внешних взаимодействий компании напрямую зависят от особенностей ее корпоративной среды.

Актуальность данной работы заключается в том, что в ней проводится исследование корпоративной культуры нефтяных компаний России, чей вклад в развитие и поддержание экономики страны сложно недооценить. Понимание того, какими особенностями обладает их корпоративная культура, позволит сделать вывод о необходимости изменений или наоборот позволит использовать их как пример для остальных отечественных компаний.

Объектом исследования является корпоративная культура компании. Предметом же является проявление корпоративных ценностей нефтяных компаний при их внешних взаимодействиях.

Цель работы заключается в том, чтобы проанализировать основополагающие принципы корпоративной культуры нефтяных компаний России, оказывающие непосредственное воздействие, как на их внутреннюю, так и внешнюю деятельность.

Методология работы заключается в анализе академической литературы, нормативных правовых актов, внутренних актов компании и проведении интервью с формированием выводов по их результатам.

Прежде чем перейти к задачам, необходимо сказать, что нами выдвинута гипотеза о том, что определенные ценности проявляются в неодинаковой степени в разных отделах компании, в зависимости от того, с какой из групп данные подразделения контактируют: государство, другие организации, потенциальные работники, клиенты.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Обозначить научно-теоретические особенности корпоративной культуры;
  2. Проанализировать роль лидера в корпоративной среде;
  3. Выявить схожие принципы корпоративной культуры нефтяных компаний России;
  4. Проанализировать степень влияния корпоративных ценностей компании на ее внешние взаимодействия;
  5. Сделать вывод исследования.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Особенности управления современными корпорациями

Управление современными корпорациями представляет собой сложный многокомпонентный процесс, складывающийся из нескольких составляющих и этапов.

Среди моделей управления современными корпорациями в современных исследованиях обычно выделяют два основных вида, а именно:


  1. англо-американская модель управления современными корпорациями;
  2. японо-германская модель управления современными корпорациями.

Особенности и характер вышеназванных моделей управления во многом определяется принятой в том или ином государстве системой корпоративного управления, то есть установленным порядком взаимоотношений между менеджментом корпоративной структуры, ее управляющими органами, акционерами и иными заинтересованными лицами, а также порядком распределения между ними прав и обязанностей. Принятый порядок (корпоративное построение) призван способствовать сглаживанию всегда присущих корпоративной структуре противоречий и конфликтов между интересами инвесторов и интересами менеджеров.

Одной из важных составляющих данного процесса – управления современными корпорациями – является корпоративная культура и, соответственно, одним из значимых этапов в построении грамотной модели управления современной корпорацией считается формирование корпоративной культуры.

Для начала выделим первопричины и предпосылки необходимости теоретических разработок и практической реализации правил корпоративной культуры.

В первую очередь, к таковым причинам и предпосылкам следует отнести некоторые факторы историко-экономической направленности. Так, в конце ХХ – начале XXI в. мировое хозяйство вступило в качественно новую стадию развития. Изменения в системе организационного строения и управления, непосредственно связанные с построением «новой экономики» - экономики, основанной на знаниях и информационных технологиях, были предопределены перспективами развития корпоративного сектора. Без экономически сильных корпораций невозможны ни серьезный экономический рост национальной экономики, ни успешная конкуренция со странами мирового сообщества на внешних рынках.

В качестве второго фактора важности корпоративной культуры следует отметить определяющую роль в функционировании современных экономических систем, которую играют сейчас корпоративные структуры. Более того, современные корпорации оказывают активное и сознательное влияние не только на экономическую ситуацию в стране в целом, но и на любые взаимодействующие с ними структуры. Данную ситуацию можно рассматривать как предпосылки перехода к потенциально иной парадигме экономического развития.

К числу третьего важного предвестника активизации исследований корпоративной культуры следует отнести тот факт, что сама суть процесса корпоративности заключается в объединении усилий нескольких самостоятельных организаций без потери их автономности, в повышении значения квалифицированного управления ими, что просто невозможно осуществить без отлаженной системы корпоративной культуры. Каждый новый этап корпоратизации можно сравнить с этапом роста (развития) организации.


Характер и интенсивность корпоратизации имели в каждой стране свою специфику. Однако общим было видоизменение побудительных мотивов и особенностей поведения субъектов в формировании организационных структур, способных эффективно накапливать финансовый и промышленный капитал, обеспечивать его организационное единство для решения экономических и других задач.

Далее был организован процесс исследования не только экономических показателей эффективности организации, но и другие «гуманитарные» аспекты, оказывающих непосредственное влияние на достижение экономических задач. На данном этапе специальные социально-психологические службы в ведущих корпоративных структурах заинтересовались такими феноменами как:

  1. управленческая деятельность;
  2. взаимоотношения членов организации;
  3. особенности целевых и мотивационных установок;
  4. психологические нюансы стратегического, оперативного и тактического планирования.

Кроме того, в настоящее время также активно изучается взаимосвязь всех этих компонентов, и на их основе делаются выводы о наиболее адекватном соотношении такого рода составляющих в корпоративных структурах для обеспечения более длительного их функционирования.

Таким образом, необходимость разработки и формирования «правильной» корпоративной культуры стала объективной реальностью современного этапа развития корпораций.

Далее необходимо разобрать дефиницию понятия «корпоративная культура». Терминологическая основа любого исследования представляет собой важный аспект, который абсолютно нельзя оставлять без рассмотрения.

Понятийная база составляет основу каждой научной работы и позволяет оперировать используемыми терминами, избегая искаженного их восприятия.

Для достижения поставленной цели исследования был изучен целый ряд различных теоретических источников по тематике корпоративной культуры.

Рассматриваемый термин состоит из двух самостоятельных понятий – «корпоративный» и «культура», поэтому представляется целесообразным сначала рассмотреть смысловое содержание каждого из них по отдельности, а впоследствии – вместе.

Трактовка термина «корпоративный», образованного от слова «корпорация», встречается во множестве зарубежных и российских источников. Терминологический словарь Д.М. Розенберга дает следующее определение:

«Корпорация – это организация, поставившая перед собой определенные цели, действующая на общественное благо, обладающая определенными правами и обязанностями, являющаяся юридическим лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность»[1].


Понятие «корпорация», несмотря на его широкое распространение в правовой науке и деловом обороте, является новым для отечественного права. Лишь с внесением изменений в главу 4 ГК РФ Законом № 99-ФЗ[2], то есть с 1 сентября 2014 года, оно получило свою легитимную дефиницию в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ[3].

Корпорацией является юридическое лицо, учредители (участники) которого обладают правом участия (членства) в нем и формируют его высший орган управления (ч. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

«Корпорация – это не организационно-правовая форма юридического лица, а общее родовое понятие некоторых видов юридических лиц»[4].

«Корпорация – юридическое лицо, которое может самостоятельно продавать и покупать, занимать деньги, производить товары и услуги и вступать в контрактные отношения; имеет право ограниченной ответственности, в соответствии с которым инвестиции каждого из собственников корпорации ограничены строго определенным образом»[5].

«Корпорация – совокупность имеющих свои интересы юридических лиц. Или так: корпорация – коллективное объединение лиц и капиталов, признанных юридическими лицами, осуществляющее какую-либо социально полезную деятельность»[6].

Далее рассмотрим различные подходы к пониманию термина «культура».

Данный термин является многозначным и используется во многих науках. На наш взгляд, наиболее удачными являются определения, разработанные следующими исследователями.

Интересен подход Л.А. Уайта, который считает, что «среди множества классов предметов и явлений, рассматриваемых современной наукой, есть один, для которого нет названия. Это класс феноменов, связанных с присущей исключительно человеку способностью придавать символическое значение мыслям, действиям и предметам и воспринимать символы. Мы предложили назвать предметы и явления, связанные с символизированием, символатами»[7].

1.2. Роль руководителя в обеспечении корпоративной культуры и преодолении ее ограничений


Должность руководителя – это всегда большая ответственность и, чем больший штат находится в распоряжении того или иного человека, тем, соответственно, больше и груз ответственности, лежащей на нем.

Хороший руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые можно условно разделить на две группы:

Во-первых, профессиональные качества, которые различаются в зависимости от рода деятельности. Это могут быть и знание иностранных языков, умение анализировать экономические колебания, знание законов, даже наличие действующих водительских прав.

Во-вторых, личные качества. Например, умение правильно распределять задачи, стрессоустойчивость, высокий уровень образования, навыки ведения деловых переговоров, воспитанность, самоконтроль и самоорганизация, управленческие навыки.

В современном мире, где господствуют глобализация и транснациональные корпорации (ТНК),  руководители организаций четко представляют себе важность корпоративной культуры, необходимость выработки ее принципов и правил, а также значимость их строгого соблюдения.

Такое целеполагание свидетельствует о том, что российские руководители пошли по западному пути корпоративного управления.

Современное понимание термина, по мнению Геттингенской школы, приходится на конец XVIII в. В тот период, характеризуемый промышленной революцией, предприниматели начали уделять большее внимание модернизации системы управления, что привело к созданию «свободных союзов – корпораций»[8].

Однако, не стоит забывать, что западная корпоративная культура и российская корпоративная культура – это два абсолютно разных понятия. Принципиальное различие выражается в полярности менталитетов. Значимость данного критерия становится очевидной, если учитывать то, что корпоративная культура, по сути, всегда представляет собой не что-то выработанное трудами одних специалистов, подкорректированное другими и насаждаемое третьими. Корпоративная культура – это всегда сумма культур отдельных людей (в абсолютном большинстве случаев это сотрудники организации), так называемого «социального социума».

Вместе с тем, компонентами корпоративной культуры в сегодняшнем ее понимании являются: миссия организации, ее ценности, социальная ответственность, культура производственного процесса, нормативно-правовые аспекты деятельности, правила и нормы поведения, межличностного общения сотрудников, а также своеобразная знако-символическая система. Последняя характеристика представляет собой существование неких мифов, ритуалов, символов, которые объединяют компанию. Видимо, это является историческим наследием со времен средневековых цехов-гильдий, которые историки-медиевисты и считают прообразами зарождения корпоративной культуры.