Файл: Невербальные проявления эмоций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, вызванный потребностью общаться. Благодаря общению идёт обмен информацией, восприятие и понимание другого человека. Однако, эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, от интонации, а также, в значительной степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально. Невербально - значит эмоционально.

В современной социальной жизни человек постоянно вступает в контакты с другими людьми, поэтому эффективность взаимодействия во многом определяется опознания эмоций собеседника, их учётом в процессе общения.

Цель исследования: изучить невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Гипотезой исследования явилось следующее предположение: эмоциональные состояния человека распознаются по выражению лица.

Задачи:

  1. изучение невербальных средств общения;
  2. рассмотреть общие характеристики невербального общения;
  3. раскрыть виды эмоций;
  4. сформировать методики опознания эмоций;
  5. разработать и адаптировать методики опознания эмоций;
  6. спланировать практическое исследование эмоциональных состояний человека;
  7. обработать данные эксперимента и подвести итоги.

Объектом исследования является невербальное общение.

Предмет исследования: особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица.

Методы исследования: исторический метод, метод сравнение, теоретический анализ

Разработанность в науке: изучением эмоций, а также эмоциональных проявлений занимаются многие учёные. На данный момент весьма большое количество информации об эмоциональных составляющих. содержаться во многих науках, таких как военные науки, искусствоведение, криминалистике, медицина, педагогика, психология, социобиология, социология, филология и философия.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученные данные могут быть учтены при разработке образовательных программ, методик и социально-психологических тренингов.

Структура работы: в Главе 1 – невербальные средства общения – решаются первые две из поставленных выше промежуточных задач: общие характеристики общения, виды эмоций.

В Главе 2 – Практическое исследование эмоциональных состояний человека – методы и методики применяемы при исследовании эмоциональных состояний человека, результаты исследований и их анализ.


В Заключении делаются основные выводы по работе.

Ценность настоящей работы также заключается в нахождении методов исследования эмоций, их выражения и опознания, что имеет несомненно практическое значение в коммуникативной природе эмоций.

Глава 1 Изучение невербальных средств общения

1.1 Общие характеристики общения

Общение - процесс взаимодействия, благодаря которому люди воспринимают и понимают друг друга, постигают новые знания в ходе обсуждения предмета беседы, достигают поставленных целей[1].

Субъектом общения является как двое людей, группа, так и всё общество.

При общении человек использует как речевое (словесное), так и не речевое общение (вербальное).

Рассмотрим более подробно, что такое невербальное общение.

Под невербальным общением понимается неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание[2].

Термин и вообще само понятие невербального общения сформировалось ближе к 1950-м годам. Так, Марк Фабий Квинтилиан, по Г.М. Андреевой, в своей книге «Наставления оратору» подробно объяснял наиболее употребимые ораторские жесты греко-римского мира[3]. А французский просветитель Жан-Батист Дюбо (XVIII в.) обратил внимание на невербальные средства, обозначив особую науку НЕМА, представляющую собой «искусство говорить, не раскрывая рта»[4].

Некоторые ученые, упоминая о неречевых формах общения, используют термин «невербальные средства», другие же говорят о «паралингвистических средствах». Особенно это проявляется в отечественной науке.

Но многие учёные придерживаются следующей классификации систем невербальной коммуникации[5]:

- оптико-кинетической: жесты, мимика, позы и пантомимика;

- пара- и экстралингвистической. Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качества голоса, его диапазон, тональность;

- организация пространства и времени коммуникативного процесса;

- визуальный контакт;


- ольфакторная.

Говоря о функция неречевого общения, выделяют функцию выражения межличностных отношений и выражения чувств.

Благодаря такому общению, человек на подсознательном уровне проявляет невербальные импульсы, что позволяет понять, как человек отнёсся к тому или иному высказыванию, или как он отнесётся к этому. Но есть факторы, которые могут влиять на невербальный язык, например, национальная принадлежность (у каждого народа своя функция понимаю невербального языка); в силу состояния здоровья (в болезненном состоянии у человека меняются взгляд, голос, жесты,), профессия человека, уровень культуры, статус человека, возраст и т.д.

Теперь внимательно рассмотрим невербальные средства общения[6]:

  1. Кинесические средства (различные движения другого человека)[7]:
  2. Мимика (движение мышц лица. Благодаря мимике возможно понять, радуется человек или злиться, испуган ли он и тд.);
  3. Взгляд, или визуальный контакт;
  4. Поза (положение тела человека, поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других лиц);
  5. Жесты (телодвижения руками, головой, различного рода прикосновения и т.д. Например, коммуникативные – жесты приветствия, прощания и т.д.; описательные; модальные (жесты одобрения, доверия, недоверия, неудовлетворения, растерянности и др.)[8];
  6. Походка (способ ходьбы, передвижения человека)[9];
  7. Просодические и экстралингвистические средства (всё что связано с голосом, тембром, речью);
  8. Такесические средства – прикасания в виде похлопываний, рукопожатия, поцелуя;[10]
  9. Проксемические средства – данную теорию ввёл Э. Холл, речь идёт о пространственной близости.

При общении, не каждый может контролировать невербальные средства общения. Это может быть, как осознано, так и не осознано. Так, благодаря языку тела, люди передают около 60% всей информации.

Особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких, как их отношение к людям, самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т.д.

Таким образом, невербальные средства общения изначально подразумевают подготовку объекта. Главная задача перевести ненавязчивое знакомство в хорошую дружбу, в которой никто никому ничем не обязан. Цель данного задания кропотливое изучение объекта, которое позволит изучить все его слабости, и быть в курсе его дел. Человек, который думает, что он находится в абсолютной безопасности, потому что общается с человеком, который о нём ничего не знает, не совпадают мнения о жизни, и т.д. Именно в таких ситуациях через некоторое время, объект рано или поздно сделает ошибку, в невынужденном процессе беседы расскажет о наболевшем, это и есть невербальное поведение человека.


1.2 Виды и роль эмоций в жизни человека

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания.

Эмоции – физическое состояние человека, реакция организма на какие-либо как внешние, так и внутренние раздражители и имеют яркую субъективную окраску[11].

Через эмоции, человек выражает себя, свои чувства, переживания благодаря чему, окружающим удаётся понять, судить о его состояние. Поняв, какие эмоциональные переживания испытывает человек, возможно дальнейшее общение или разочарование.

Каждый человек способен безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять эмоциональные состояния (гнев, страх, грусть, радость и т.д.). Этот факт доказывает, что человеку с рождения даны способности распознавать эмоции, а также обладать ими. Но, эмоции могут быть и приобретены, в течение жизни.

Жизнь без эмоций невозможна, также, как и без ощущений. По утверждению Ч. Дарвина: «Эмоции возникли в последствии эволюции, для удовлетворения потребностей»[12].

Эмоции – средство обменом информацией. Экспрессивная и коммуникативная функция.

Многие учёные выделяют следующие виды эмоций[13]:

1. Радость — весёлое чувство, при котором человек ощущает удовлетворение потребностей.

2. Удивление — кратковременная реакция на какие-либо события.

3. Страдание — неприятные и мучительные ощущения, связанные с неудовлетворением потребностей.

4. Гнев — чувство негодования в форме аффекта, возникающее в результате становления препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

5. Отвращение — глубокая неприязнь к чему-либо, из-за того, что данный объект противоречит идеалам, нравственным принципам.

6. Презрение — пренебрежение к субъекту.

7. Страх — чувство опасности.

8. Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

К более важным эмоциям следует относить стрессы, чувства, настроения, аффекты[14].

Аффект – мощный вид эмоций, представляющий собой сильное возбуждение отрицательного характера, возникающее в критических условиях, когда субъект не может найти выход из опасной ситуации, носит кратковременный характер[15]. По мнению В. К. Вилюнас при аффекте человек действует хаотично, пытаясь сбежать, либо цепенеет, проявлять агрессию и т. д.[16] Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. При таких реакция человек полностью отдаётся эмоциям, и в какой-то степени не понимает действует ли он правильно или нет.


Чувства вид эмоционального состояния. Однако чувства во многом отличаются от эмоций. Так чувства носят осведомлённый характер заключающейся в прямом выявлении недостатка или избытка ощущений.[17] Чувства возникают при социальном взаимодействии благодаря сознанию. Человек только внешне проявляет данное эмоциональное состояние.

Чувство носит более длительный психический характер, чем эмоции. Они отражают уже давно созданные отношения к реальным или воображаемым объектам. Человек выражает свои чувства только к кому-либо или к чему-либо.

Чувства возникли и сформировались в процессе культурного и исторического развития. В зависимости от этапов развития, чувства меняли своё выражение, отображение. Благодаря этому человек стал более эмоционально развитым и осведомлённым о том, что именно ему нужно чтобы испытывать позитивные эмоции. Данное эмоциональное состояние играет важную роль во взаимодействии с людьми. Человек предпочитает находится в удобной атмосфере, а не в обстановке, которая вызывает отвращение.

Следует сказать, что чувства индивидуальны так как одним людям нравится одно другим вовсе другое.

В своей совокупности чувства подразделяются на виды. В зависимости от предметной сферы выделяют нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства[18].

Моральные чувства - чувства, которые человек переживает, а затем выносятся на обозрение и сравнение обществу[19]. Это эмоциональное состояние, которое усвоено нормам морали, вероисповеданию идеологией. Существуют моральные так и аморальные чувства. Примером моральных чувств может являться любовь, а аморальным – эгоизм.

Ещё один из видов чувств – морально-политические. Данные чувства в большинстве случаев возникают в общественных учреждениях, организациях, государственных органах для формирования патриотических идей.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека[20]. При различных ситуациях человек может испытывать различного рода чувства, как позитивные, так и негативные. Благодаря таким чувствам у человека стимулируются умственные способности и качества достижения целей. Вырабатывается мысль о лидерстве.

Чувства красоты – отношения ко всему прекрасному[21]. Люди глядя на предметы эстетического характера получают эмоциональное насыщение. К наиболее распространённым чувствам эстетического характера относится страсть. Страсть – это влечение, сбор эмоций к определённому предмету. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели»[22].