Файл: Невербальные проявления эмоций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классифицирование чувств условно, так как чувств много и конкретно определить то или иное чувство к конкретной категории в некоторой степени невозможно, теоретики и учёные выделяют основные чувства, которые мы рассматривали выше.

Ещё одна из главных групп эмоционального состояния настроение. Настроение - состояние благодаря которому окрашивается и изменяется поведение. Неустойчиво, меняется в зависимости от разных факторов. Настроение бывает весёлым или грустным, бодрым или раздражительным и т.д.

Во многом выражение эмоций зависит от внутренних (здоровье, психика) и внешних факторов (социум и внешние раздражители). Данный вид эмоционального состояния необходим для реализации деятельности. Если у человека негативное настроение, низкая продуктивность и качество работы.

Все виды эмоциональных состояний являются общими. Виды имеют подвиды. Они различны по временному фактору, глубине, сознательности, формирования, возникновения и исчезновения воздействий на организм, динамику развития и др.

Выделив общие эмоции, следует отметить и признаки таковых состояний.

С.Л. Рубинштейн выделяет три основных признака[23]:

  • Эмоции отражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
  • Эмоции, обычно, отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть, радость-печаль и т.п. Причём, эти два полюса не являются взаимоисключающими;
  • В эмоциональных состояниях, так же, как отметил В. Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью – восторгом, радостью – ликованием, существует «тихая» радость – растроганность и т.п.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность.

Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

  • Внутреннее переживание;
  • Физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
  • Поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Таким образом, эмоции – физическое состояние человека, реакция организма на какие-либо как внешние, так и внутренние раздражители и имеют яркую субъективную окраску. Благодаря различным видам эмоций и эмоциональных состояний, человек взаимодействует с социумом, даёт понять, что он чувствует, выражает себя и адаптируется к той или иной среде.


Глава 2. Практическая часть

2.1 Методы и методики, применяемые при исследовании

Многие эксперименты доказывают факт существования шести главных, фундаментальных эмоций: отвращение, страх, радость, грусть, гнев и удивление.

Придерживаясь различных теорий и экспериментов учёных, у каждого человека способ выражения эмоций заложен с рождения. Однако, некоторые эмоции могут и быть приобретены в течение жизни. Так, была проведена исследовательская работа, исходящая из представлений о существовании ограниченного набора базовых эмоций и сконцентрированная как на анализе выражений лица, так и на способности распознания эмоций по выражению лица.

Был создан план проведения исследования, цель исследования, понять, являются ли эмоции одинаковыми у всех людей, или нет.

Так, первый этап исследования проявление эмоций участниками исследования в различных спроектированных ситуациях. Всего 25 участников, разный контингент. Акцент делался на мимику участника. Все данные фиксировались на фотокамеру (приложение 1).

По имеющимся фотографиям участникам исследования следовало определить какой вид эмоций из шести предложенных выражал другой из участников. Важно было определить способность понимания эмоций другого человека, в частности умение разбираться в эмоциональных проявлениях партнёров по общению, используя невербальные средства коммуникации, в данном контексте – мимику. Определить какие из предложенных фотографий с изображёнными на них эмоциональными состояниями распознаются легче, а какие труднее. Все результаты фиксировались в бланки.

2.2 Результаты исследований и их анализ

Результаты участников, которые определяли вид эмоций представлены в таблице 1. Говоря о процентном соотношение, результаты представлены в диаграмме 1 и 2. Первая диаграмма показывает ошибки, которые были сделаны участниками, при определении эмоций. Вторая диаграмма указывает на верные ответы, при определении эмоций участников исследования.

Таблица 1

Эмоции

Ошибки в идентификации мимических выражений

Правильно идентифицированные мимические проявления

Гнев

46,6%

53,4%

Удивление

33,3%

66,7%

Грусть

6,6%

93,4%

Радость

6,6%

93,4%

Страх

26,6%

73,4%

Отвращение

20%

80%


Диаграмма 1

Глядя на 1 диаграмму, мы видим, что испытуемые при определении такой эмоции как гнев (46,6%), выбирали фото где изображён страх, отвращение или грусть, а при определении удивления (33,3%), выбирали фото страха и гнева.

Эти данные согласуются с данными К. Изарда, П. Экмана и У. Фризена, которые указывают на сложность дифференцирования мимических проявлений страха и удивления и систематический характер ошибок при их опознании.

Диаграмма 2

Третья часть испытуемых правильно определили эмоции участников, изображённых на фотографиях, что может свидетельствовать о наличии некого диапазона выражений лицевой экспрессии, сопряжённого с эмоциональными состояниями личности, колеблющегося в пределах общего типа, свойственному определённому социальному коллективу. 33,3% испытуемых с точностью в 100% опознали эмоциональное состояния, изображённых на предлагаемых фотографиях.

Почему большее количество участников верно определили эмоции? Ответ в том, что каждый из участников пытался влиться в ту или иную роль, которую ему предлагали, и у большинства это выходила, о чём и говорят результаты.

Итак, подводя итог нашему исследованию, можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке.

  • У каждого человека своё выражение тех или иных эмоций, всё зависит от мимического развития. Чем лучше развита мимика, тем точнее можно определить какую эмоцию выражает человек, однако есть ещё один фактор, это степень знакомства с человеком. Если человек знает другого человека долгое время, следовательно, он понимает его мимические движения, даже если они будут слабо развиты.
  • Большая часть испытуемых пытались вжиться в роль, надев на себя одну из масок эмоций. Т.е. проявлялось такое явление как вживание, сопереживание, эмпатия.
  • Так же в ходе исследования был рассмотрен внутри личностный аспект. Участники более эмоциональные по характеру тяжело вживались в роль, что затрудняло верное определение той или иной эмоции.

Заключение

Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. При этом вопрос об изучении эмоций приобретает особую важность. Это, несомненно, связано с тем, что эмоции выполняют важную коммуникативную функцию в процессе общения людей, а адекватное опознание и интерпретация эмоций обеспечивает его эффективность.


Мы рассмотрели, что хотя и существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции выражаются по-разному. Мы показали, что количественная характеристика правильного распознавания всех шести базальных эмоций знакомых людей, в значительной степени превосходит количество распознаваний всех шести эмоциональных состояний незнакомцев. Также, с помощью эмпирических исследований мы установили связь успешного распознавания эмоций по лицевой экспрессии, с таким явлением, как «вживание», сопереживание и эмпатия. В данном исследовании мы не ставили цель изучить влияние контекста, ситуации общения на точность опознания эмоций. Вместе с тем, на примере распознания эмоций по лицевой экспрессии мы показали, что наличие дополнительных содержательных факторов, в частности, смысловой наполненности текста или ситуации, значительно облегчает процесс опознания эмоций.

Наша экспериментальная работа по изучению выражения эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации только началась, но мы уже уверенно можем говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтверждается. Актуальным становится вопрос о разработке методик, направленных на развитие способностей к опознанию и интерпретации эмоций, на повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений. На наш взгляд, необходимо внедрение в программу современного образования социально-психологических тренингов, ориентированных на развитие эмоциональной компетентности учащихся подростков. Наши исследования продолжаются, и мы надеемся, что впереди у нас ещё много интересных открытий.

Библиографический список

  1. Аварьянов Л. Я. Христоматия по психологии: Учебник / Л. Я. Аварьянов. – Издательство: Самиздат, 2009. – 138 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 295 с.
  4. Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 175 с.
  5. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.
  6. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова / Под ред. А.Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 368 с.
  7. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
  8. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.
  9. Леонтьев В.О. Классификация эмоций: Учебник / В. О. Леонтьев. - Одесса. Изд-во: инновационно-ипотечного центра, 2002. – 201 с.
  10. Макалов А. Г. Общая психология: Учебник / А. Г. Макалов. – С.-П.: Питер, 2001. – 592 с.
  11. Макарова И.В. Психология. Конспект лекций: Учебник / И. В. Макарова. – М.:, 2010. – 237 с.  
  12. Мельникова Н. А. Социальная психология: Учебник / Н. А. Мельникова. – М.:, 2008. – 160 с.
  13. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 528 с.
  14. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — М. : Издатель­ ский центр «Академия», 2013. — 368 с.
  15. Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. : Изд-во «Когито-центр», 2011. – 600 с.
  16. Психология эмоций. Тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
  17. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. Психология деловых отношений: Учебник / Т.А. Рытченко, Н.В.Татаркова. – М.: МЭСИ, 2005. – 91 с.
  18. Слива М.Е. К вопросу о невербальных средствах передачи информации / М.Е. Слива // Вестник КрасГау. – 2013. - № 11. – С. 311 - 314.
  19. Чалдини Р. Психология влияния: Учебник / Р. Чалдини. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2001 - 288 с.
  20. Чернышова Л.И. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Чернышова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.

Периодические издания

1. Слива М.Е. К вопросу о невербальных средствах передачи информации / М.Е. Слива // Вестник КрасГау. – 2013. - № 11. – С. 311 - 314.

2. Гулякова А. Д. «Задача автоматической классификации текстов по эмоциям» / Университетское образование XVIII международная научно-методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения м. Ю. Лермонтова. 2014. С. 504-506.

3. Лю Хуэйин «О возникновении эмоций при исследовании некоторых классических подходов к проблеме эмоций» / Современные гуманитарные исследования. 2007. № 4. С. 237-242.

4. Михайлов Л.А., Соломин В.П., Губин В.А. «Ведение в психологию общения. невербальные средства общения» / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-петербург, 1999.

Приложение 1.Фото базальных эмоций.

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

  1. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – С. 234

  2. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – С. 299

  3. Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. : Изд-во «Когито-центр», 2011. – С. 421

  4. Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. : Изд-во «Когито-центр», 2011. – С.425

  5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – С. 92.

  6. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – С. 238

  7. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – С. 240

  8. Слива М.Е. К вопросу о невербальных средствах передачи информации / М.Е. Слива // Вестник КрасГау. – 2013. - № 11. – С. 311

  9. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – С. 342

  10. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – С. 300

  11. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2004. – С. 145

  12. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 133

  13. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – С. 344

  14. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – С. 92

  15. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – С. 96

  16. Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. : Изд-во «Когито-центр», 2011. – С.430

  17. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – С. 98

  18. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – С. 345

  19. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 135

  20. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 137

  21. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 138

  22. Макалов А. Г. Общая психология: Учебник / А. Г. Макалов. – С.-П.: Питер, 2001. – С. 321

  23. Макалов А. Г. Общая психология: Учебник / А. Г. Макалов. – С.-П.: Питер, 2001. – С. 323