Файл: Виды оценки стоимости проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчет отраслевых коэффициентов происходит на основе статистических данных за длительный период. Из-за отсутствия достаточных данных данный метод практически не используется в РФ. Последний подход, используемый при оценке стоимости бизнеса — это затратный подход. Он представляется собой совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний.

Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки. Затратный подход включает в себя два метода: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости. Метод чистых активов применяется в случае, если у оценщика имеется обоснованная уверенность относительно функционирования предприятия в будущем.

Использование такого метода дает лучшие результаты при оценке действующей компании, обладающей значительными материальными и финансовыми активами. При этом в рамках метода стоимости чистых активов, используемого при оценке бизнеса компании в процессе реструктуризации, отдельные объекты могут быть оценены с использованием доходного и сравнительного подхода. Метод чистых активов состоит из следующих шагов: определение рыночной стоимости всех активов компании; определение величины обязательств компании; расчет разницы между рыночной стоимостью активов и обязательств. Метод ликвидационной стоимости применяется в случае, если у оценщика имеются обоснованные сомнения относительно продолжения функционирования предприятия в будущем. Базой для определения ликвидационной стоимости предприятия является ликвидационная стоимость активов и обязательств. Стоимость предприятия на основе метода ликвидационной стоимости не соответствует величине ликвидационной стоимости.

Ликвидационная стоимость объекта оценки на основе пункта 9 ФСО № 2 отражает наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным[11].


2.2 Оценка стоимости объектов инвестирования на примере инвестиционного проекта

Для рассмотрения практического применения оценки стоимости бизнеса возьмем особо значимый инвестиционный проект Камчатского края, а именно, строительство свинофермы до 12 000 голов в год для ЗАО «Агротек Холдинг» в п. Сокоч Елизовского района. Датой регистрации проекта считается 27 июня 2011 года, когда он был официально занесен в реестр после распоряжения правительства Камчатского Края.

Целью проекта является создание в Камчатском крае современного свиноводческого комплекса проектной мощностью 1438 тонн свинины в живом весе в год. В результате реализации проекта в Камчатском крае предполагалось создать племенное хозяйство, обеспечивающее потребность в молодняке свиней товарного назначения на уровне, не менее 50 % от годового потребления. Для начала рассмотрим привлекательность самого проекта. Для оценки данного инвестиционного проекта можно выделить три группы параметров:

       финансовую эффективность проекта;

       бюджетную эффективность проекта;

       социальный эффект.

Во-первых, рассмотрим финансовую эффективность. По данным заявленным в реестре период окупаемости составляет 8 лет. Это значит, что для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции должно пройти около 8 лет. Рентабельность активов (ROA), которая показывает величину чистой прибыли с каждого рубля вложенного в активы организации, составляет 14,6 %. Для данной отрасли это приемлемое значение (оптимальное 13 %), но изначально при задумке проекта рентабельность значилась в 20 %. Рентабельность собственного капитала (ROE) — 66,5 %. ROE показывает отдачу на инвестиции акционеров в данное предприятие. Нормальным значением признается 15 % и более.

Определяется как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. В нашем случае рентабельность увеличилась. По первым данным рентабельность должна была составить лишь 34,7 %. Чистый дисконтированный доход (NPV) равен примерно 66 142 тыс. рублей. Определяется как превышение интегральных доходов над интегральными затратами, причем приводится к начальному периоду. В данном случае ожидается большая отдача от проекта, что должно было привлечь частных инвесторов. Что касается текущей стоимости PV, то она равна 698 224 тыс. рублей. Внутренняя норма рентабельности (IRR) — 16,7 %. IRR — это ставка дисконтирования, при которой суммарная приведенная стоимость доходов от осуществляемых инвестиций равна стоимости этих инвестиций.


Последний финансовый показатель (DPI) — это индекс доходности инвестиций. Определяется как отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. По данному проекту DPI равен 1,104. Он немного уменьшился по сравнению с изначальными данными, где был заявлен в 1,41.

Важным для любого инвестиционного проекта в реальном секторе экономики является и бюджетная эффективность. В нашем случае предполагаемые налоговые поступления по проекту в консолидированный бюджет Камчатского края при выходе на максимальный запланированный объем производства (ежегодно) будут составлять около 26 952 тыс. рублей. Тем самым представляя собой весомую часть в доходах бюджета региона. В качестве социального эффекта от проекта ожидалось создание 18 новых рабочих мест в пос. Сокоч Елизовского района Камчатского края.

На деле было создано 24 рабочих места и в будущем ожидается их увеличение. Государственная поддержка проектов так же важна при определении стоимости объекта инвестирования. Так как данный проект является особо значимым, то для него были положены особые финансовые меры государственной поддержки, а именно:

Предоставление государственной гарантии Камчатского края по обеспечению возврата заемных денежных средств, привлекаемых для реализации особо значимых инвестиционных проектов Камчатского края, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края в объеме 184 млн. рублей на 5 лет.

Предоставление налоговых льгот по налогу на имущество в части, зачисляемой в краевой бюджет, при реализации инвестиционного проекта. Предоставление субсидии за счет средств краевого бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по кредиту, привлеченному для реализации инвестиционного проекта.

Согласно официальным данным, с учетом всех затрат стоимость проекта составляет 632 082 тыс. рублей, из которых 191 082 тыс. рублей — собственные средства ЗАО «Агротек Холдинг», а остальные 441 000 тыс. рублей выступили в роли запрашиваемых инвестиций. Известно так же, что для реализации инвестиционного проекта в п. Сокоч Елизовского района был приобретен бывший животноводческий комплекс с пустующими коровниками, овощехранилищами и административными зданиями, ранее принадлежавшими совхозу «Начикинский».

Проведенная нами оценка может быть отнесена к доходному и сравнительному подходам. В частности, проект был оценен по методу дисконированных денежных потоков и по методу отраслевых коэффициентов. Затратный подход не удается использовать, так как нет доступа к документам финансовой отчетности компании в силу того, что «Агротек Холдинг» представляет собой закрытое акционерное общество, а на официальном сайте Камчатского края данные представляются лишь непосредственно инвесторам. Но по тем данным, что есть в доступе можно оценить эффективность реализации данного проекта.


Пока проект только начинает свое непосредственное функционирование. Реализацию проекта контролирует губернатор, представители администрации, глава региона и ответственные из министерства сельского хозяйства. Первая продажа мяса была совершена ровно год назад. На данный момент оптовая цена за свинину составляет 195 рублей, немного дороже, чем в Центральном Федеральном округе, но в целом на уровне средней цены по России. В конце 2012 года предприятие вышло на полную производственную мощность, которая предусматривает ежегодное выращивание на откорм 12 тыс. голов свиней. По словам генерального директора ЗАО «Агротек Холдинг» Владимира Рубахина, летом 2013 года на свиноферме содержалось 6589 голов свиней, из них 714 голов основного стада.

Производство мяса в 2013 году составило 1,1 тыс. тонн. Благодаря свиноферме в 2013 году увеличилось производство мяса в 1,3 раза, что позволяет снабжать регион своими экологическими продуктами. Поддержка данного проекта в поселке Сокоч стала некоторым толчком к развитию других проектов в регионе, а сама эко-ферма знаком, что у сельского хозяйства на Камчатке есть будущее. В целом данный проект развивается умеренными темпами в соответствии с планом и к 2016 году достигнет уже всех намеченных целей. Таким образом, проект был целесообразен и оказался неплохим бизнесом для всех инвесторов, которые вложились в него.

Заключение

Оценка стоимости бизнеса в реальном секторе экономике играет важную роль. Если правильно оценивать стоимость бизнеса или проекта, то это поможет привлечь частные инвестиции в развитие предприятий и повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Именно поэтому оценивание предприятий является важным в любой отрасли, особенно там, где большую долю составляют государственные инвестиции. В настоящее время ситуация в России позволяет сделать следующий вывод. Реальный сектор экономики является основой национальной экономики.

В России он представлен широким набором отраслей, а доминирующими являются отрасли по добыче нефти и газа. Неудивительно, что именно на них больше всего обращают свое внимание инвесторы, как отечественные, так и зарубежные. Из-за этого происходит недофинансирование таких отраслей, как туризм, сельское хозяйство, транспортный комплекс, торговля и др.

В этом случае государство всячески старается исправить сложившуюся ситуацию при помощи, как прямого финансирования, так и стимулирования к финансированию инвесторов. Для этого государство старается правильно и рационально распределять свои денежные ресурсы в различные сферы народного хозяйства, и в первую очередь те отрасли народного хозяйства, которые требуют на данном этапе первоочередного развития. Это касается и развития малого и среднего бизнеса, которое также благоприятно воздействует на общее состояние экономики, уровень ВВП и общее благосостояние людей. Инструментом реализации государственной поддержки является государственный бюджет, который играет активную роль в обеспечении стабильности и развития экономики страны.


Реализация любого направления политики государства в  экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Таким образом, государство осуществляет финансирование через ассигнования, субвенции, субсидии, дотации, бюджетные кредиты, государственные гарантии и бюджетные инвестиции из государственного бюджета.

Одними из важнейших форм бюджетного финансирования являются бюджетные инвестиции, которые помогают создавать мощности по производству общественных благ, тем самым они, направляясь в государственный сектор, помогают государству влиять на основную структуру экономики региона. На примере Камчатского края было разобрано, как оказывает финансовую поддержку государство реальному сектору экономики.

Роль федеральных денежных средств с каждым годом уменьшается, но государство старается предоставлять гарантии и льготы инвесторам, которые вкладываются в определенные значимые отрасли. Но в то же время уменьшается количество бюджетных инвестиций, которые могли бы стимулировать развитие сельского хозяйства и туризма в регионе.

Без участия государства данные отрасли не способны самостоятельно заинтересовать крупных частных инвесторов, которые бы захотели вкладывать свои деньги в отдаленный регион. Помимо разбора финансирования со стороны государства в данной курсовой работе была проведена оценка объекта инвестирования на примере особо значимого инвестиционного проекта, а именно, строительства свинофермы в поселке Сокоч.

Государство поддержало данный проект, предоставив налоговые льготы, гарантии и субсидии на реализацию проекта. Выделив этот проект среди других, по сути, государство поспособствовало привлечению частных инвесторов, которые помогли закончить строительство данного объекта в сроки, оговоренные изначально.

Таким образом, верно оценив NPV, IRR, DPI и другие показатели, став особо значимым проектом в регионе, ЗАО «Агротек Холдинг» поспособствовал увеличению стоимости своего бизнеса, а также уже способствовал улучшению некоторых показателей экономики по всему региону. В целом хотелось бы отметить, что только благодаря содействию государства в некоторых отраслях реального сектора экономики, можно привлечь инвесторов, которые будут вкладывать свои деньги в эти отрасли и развивать производство в Российской Федерации, что позволит стимулировать и укрепить экономику нашей страны.