Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 

Актуальность темы курсовой работы определяется имеющимся и сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению имеющихся теорий конкуренции и ее сущности, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства.

Конкуренцию необходимо оценивать сегодня как сложное многогранное явление, наиболее мощную силу развития экономики и создания стимулов для экономических агентов. Конкуренция является ключевым элементом системы рыночных отношений и ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение теорий конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей в теории отраслевых рынков.

В Узбекистане вопросы изучения конкуренции и конкурентоспособности занимают особое место. В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в числе основных определены приоритетные направления развития и либерализация экономики, которые могут быть решены, в том числе и за счет повышения конкурентоспособности национальной экономики[1].

От степени развития конкуренции на макроуровне зависят возможности совершенствования экономики, экономический рост, степень вовлеченности страны в мировую глобальную экономическую систему. На микроуровне экономические успехи субъектов рыночной экономики в первую очередь зависят от того, насколько ими изучены законы конкуренции, её проявления и формы и насколько они готовы к конкурентной борьбе. В силу этого конкуренция представляет собой объект пристального внимания исследователей на протяжении более чем двухсот лет. Однако многие проблемы, возникающие с содержанием и сущностью конкуренции, взаимосвязи монополии и конкуренции, эволюции конкуренции требуют уточнения применительно к особенностям современной экономики, что влечет за собой широкое теоретических вопросов.

Для экономики республики исследование основных вопросов теории конкуренции, в связи с проведением реформ и экономической политики, обеспечивающей развитие рыночных отношений при сохранении существенной роли государства в отдельных отраслях экономики важны. Не утратили своего значения вопросы успешного внедрения в процесс мировой конкуренции. В связи с этим, накопление теоретических знаний и опыта практического применения законов, методов, инструментов конкуренции будет способствовать ускорению развития рыночной экономики и усилению конкурентных преимуществ нашей страны.


Целью курсовой работы является изучение теорий конкуренции для проведения их сравнительного анализа и существование в современной экономической теории.

Исходя из цели поставлены следующие задачи:

исследовать теории конкуренции и их историческое развитие;

изучить сущность, функции и формы конкуренции в современной экономической теории;

дать сравнительную характеристику совершенной конкуренции и монополистической конкуренции;

определить составляющие рынка олигополии;

раскрыть развитие конкуренции в Узбекистане и антимонопольную политику государства.

1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ

1.1. Теории конкуренции и их историческое развитие

Сущность конкурентных отношений и теоретические исследования их свойств, места и роли в функционировании экономики берут свое начало еще от Ф.Кенэ. Разрушительные последствия неограниченной свободы конкуренции осознавались государственными деятелями некоторых стран уже в XIX в. Исследование эволюции конкуренции показывает, что первыми попытками регулирования конкурентного поведения субъектов предпринимательского бизнеса следует считать закрепленные в гражданских кодексах Франции и Италии еще в середине XIX в. положения, определяющие права потерпевших при недобросовестных сделках по предъявлению претензий на вознаграждение за убытки. Положения, призванные регулировать поведение конкурентов на рынке, можно встретить в соответствующих законах, принятых во Франции в 1824, 1857, 1873, 1880, 1890 гг. Однако наиболее значительным достижением в этом направлении следует считать Закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 г.[2]

Безограничительная реализация координирующей и инициирующей повышение эффективности производства, подразумевающее под собой эффективное функционирование рыночного хозяйства, связано в первую очередь с ценовой конкуренцией. Теоретически это зафиксировала исторически классика. Данное принципиальное положение вряд ли может быть опровергнуто само по себе. Однако, свободная игра рыночных сил отрицается самим процессом развития рынка. Но поддержание его саморегуляции и координации требует сознательного вмешательства, которое ложится рано или поздно на государство и его институциональные органы.


Обеспечение эффективного функционирования рыночного хозяйства, подразумевающего под собой поддержание конкурентной среды, и составляет исходную и основную экономическую регулирующую функцию государства. Все имеющиеся другие экономические и неэкономические функции в той или иной степени обеспечивают осуществление этой задачи. Однако это не значит, что они подчинены или зависимы от способа действий по регулированию эффективной организации рыночного хозяйства, так как здесь речь идет о государственном регулировании именно экономики, а не об организации всех других сфер и форм общественной жизнедеятельности, в которых также играет активную роль современное государство.

Исторически сложилось так, что государство не должно вмешиваться в деятельность промышленности, назвав такую экономическую политику «laissez-faire»[3]. Из-за того, что промышленность освобождается от всякого государственного вмешательства, то устраняется и монополия. В результате совершающееся без помех превращение стоимости в другую форму сделает продукт промышленности дешевле за счет сокращения личных расходов работающих в этой отрасли.

Основоположником классической концепции конкурентных отношений считается А. Смит. В XVIII веке им впервые была сформулирована развернутая теория конкуренции в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.). Он впервые обратил внимание на разницу между субъективными устремлениям предпринимателей и объективными результатами их деятельности. А. Смит показал, что каждый предприниматель стремится только к собственной выгоде, но, преследуя собственный интерес, он в силу разных обстоятельств одновременно реализует и интересы общества. В то же время, как бы направляемые «невидимой рукой» предприниматели, добиваясь увеличения собственных выгод, способствуют обеспечению общественных интересов. Они применяют передовые технологии и методы организации производства, экономично используют ресурсы для изготовления данного объема продукции. Такое поведение отвечает частной выгоде фирмы. В свою очередь рациональное использование ресурсов и снижение издержек ведут к увеличению общего богатства. В результате личная выгода, поощряемая и направляемая рыночной системой, в конечном итоге способствует более полному удовлетворению потребностей общества.

Рикардо Д. близко подошел к разграничению отраслевой и внутриотраслевой конкуренции, анализируя миграцию капитала из одной сферы в другую, предполагая возможное усреднение прибыли. По причине непонимания различий стоимости и цены производства механизм межотраслевой конкуренции им не был раскрыт. Но заслуга Д. Рикардо велика в отношении создания теории сравнительного преимущества, которая может служить основой для толкования сути международной конкуренции конкурентоспособности фирм и экономики в целом. В табл. 1 приведены различные теории конкуренции.


А. Смитом была разработана поведенческая концепция конкуренции. В его понимании конкуренция представляется как соперничество индивидуальных продавцов и покупателей на рынке за более выгодные условия продажи и покупки товаров соответственно. Политика вмешательства государства может, как ограничить конкуренцию в некоторых отраслях, так и усилить конкуренцию, а также затруднить свободу перелива капитала и труда между отраслями. По мнению Смита, это порождает «неравенства в общей сумме выгод и невыгод различного приложения труда и капитала) - отклонения от точки рыночного равновесия и сопровождается менее чем возможным, уровнем богатства народов.

Таблица 1.

Теории различных моделей конкуренции

Экономическая модель конкуренции

Основоположники модели и их основные труды

Чистая конкуренция

Бесконечно большое количество компаний, реализующих стандартизированную продукцию; контроль над ценой отсутствует; абсолютно эластичный спрос; неценовые методы конкуренции не практикуются; отсутствуют препятствия для организации бизнеса.

Совершенная конкуренция

А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776),

Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817),

Дж. Милль «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» (1848),

К.Маркс «Капитал» (1863-1894)

Монополистическая конкуренция

Большое количество компаний, реализующих дифференцированную продукцию; диапазон контроля цен узкий; эластичный спрос; используются неценовые методы конкуренции; входной

барьер в отрасль незначительный.

Несовершенная конкуренция

А.О.Курно «Исследование математических принципов теории богатства» (1838), Ф.И.Эджуорт «Теория монополии» (1897), К.Викселль «Лекции по политической экономии» (1901),

Дж. Робинсон «Экономическая теория несовер-

шенной конкуренции» (1933),

Э.Чемберлин «Теория монополистической конкуренции» (1933),

Дж. М.Кейнс «Общая теория» занятости, процента и денег» (1936),

Й. Шумпетер «Капитализм, социализм и демократия» (1942),

А.П.Лернер «Экономика контроля» (1944), Ф.А.Хайек «Индивидуализм и экономический порядок» (1948),

П.Сраффа «Производство товаров посредством товаров» (1960)

Олигополистическая конкуренция. Небольшое количество компаний; диапазон контроля цен узкий; эла стичный спрос; используются неценовые методы конкуренции, входной барьер в отрасль незначительный.

Олигополистическая конкуренция.

Небольшое количество компаний; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности их действий, преимущественно неценовая конкуренция; наличие существенных препятствий. для организации бизнеса.

Чистая монополия.

Одна компания, выпускающая уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей; контроль над ценами значительный; спрос неэластичный; вход в отрасль для других

компаний заблокирован.


Источник: составлена с использованием источника[4]

Таким образом, в соответствии с принципом «невидимой руки» конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.

Весомый вклад в теорию совершенной конкуренции был сделан Дж. С. Миллем. Им разработано уравнение международного спроса, дана тройственная классификация ценовой эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах альтернативных издержек".

Первой попыткой осуществить моделирование рыночных структур с помощь математики стала работа О. Курно (1838), который проанализировал простейшие рыночные структуры с помощью формул и графиков. В экономической науке Курно первым рассмотрел проблему максимизации прибыли монополистом, нашел ее решение в достижении объема производства, при котором достигается равенство предельных затрат монополиста его предельным издержкам. Для анализа ситуации дуополии Курно предложил знаменитую модель, которую сейчас называют по имени ее автора. В экономическую науку вошло выражение «равновесие по Курно»: такое сочетание объемов выпуска каждой из двух фирм в данный момент времени, при котором у них нет стимулов для дальнейших их изменений (т.е. прибыль каждой фирмы максимальна при условии сохранении конкурентом величины своего выпуска неизменным). При этом устанавливается равновесная цена, которая ниже монопольной, но выше конкурентной. Эта цена является устойчивым равновесием, и любое отклонение от нее в итоге вызывает возвращение к изначальному равновесному уровню.

У.С. Джевонс в 1871 г. ввел в анализ понятие «закона безразличия», определяя условием существования совершенного рынка наличие только одной цены у любого однородного товара. Его концепция конкуренции составляла часть его концепции рынка. Совершенный рынок же характеризовался двумя условиями. Первое, это рынок теоретически идеален, когда все торговцы обладают исчерпывающими знаниями об условиях предложения и спроса и вытекающем отсюда меновом отношении. И, второе, должна быть абсолютно свободная конкуренция, так чтобы каждый совершал обмен с каждым при наличии хотя бы малейшей выгоды. Исключается любой тайный сговор, имеющий целью поглощение товаров и задержку сбыта для создания неестественных меновых отношений.

Тем самым С. Джевонс смешал в одно целое понятие конкуренции и рынка, заложив основы структурного понимания конкуренции. Рынок осуществляет свои задачи более эффективно, если товары имеют хорошую спецификацию, и если покупатели и продавцы полностью осведомлены о свойствах товаров и ценах на них. Возможно также, что совершенный рынок позволяет покупателям и продавцам действовать, исходя из разных гипотез о будущих ценах. Рынок может быть совершенным и монопольным или несовершенным и конкурентным. Джевонс смешал оба понятия, и это было в большой степени повторено его последователями, так что даже сегодня рынок обычно рассматривается как понятие, дополняющее понятие конкуренции.