Файл: Виды оценки стоимости проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление организационными проектами становится особенно актуальным, когда в России формируются условия широкого использования методологии управления проектами. Данный метод является эффективным средством управления в реальных российских условиях и в то же время проверенным инструментом реализации организационных проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рамках принятого бюджета.

Проект – дело, связанное не только с инновациями и с необходимостью больших инвестиций. Проект подразумевает многочисленные факторы неопределенности, а это затрудняет расчеты. К этому еще надо добавить, что работа над проектом осуществляется в команде и требует от всех ее участников особых навыков и способностей. Поэтому предприятию следует с большой тщательностью подойти к вопросам планирования, ведения и управления любым комплексным проектом. Умелый менеджмент выведет начинания компании на дорогу успеха.

Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также – проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ управления стоимостью проектов.

Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить основные принципы управления стоимостью проекта;
  2. Рассмотреть механизм оценки стоимости проекта;
  3. Рассмотреть понятия бюджетирования и основные методы контроля стоимости проекта.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты, а также источники сети Интернет по исследуемой теме.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1. Управление стоимостью проекта


1.1 Основные принципы управления стоимостью проекта

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта, стоимостями и временем выполнения работ проекта.

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета[1].

Управление ст оим остью и управление затратами практически являются т ождественными п онятиями. Целями системы управления ст оим остью (затратами) является разраб отка п олитики, пр оцедур и мет од ов, п озв оляющих осуществлять планир ование и св оевременный к онтр оль затрат.

Для п овышения качества пр оцесса оценки ст оим ости менеджеру проекта рек омендуется придерживаться следующих принцип ов[2].

Принцип оптимального ответственного — лучше всех оценит стоимость задачи тот, кто ее лучше всех понимает. Часто таким человеком является непосредственный исполнитель задачи. Его оценки наиболее точны, они обоснованы его опытом и экспертными знаниями. Кроме того, привлекая исполнителей к процессу планирования, менеджер проекта тем самым повышает их мотивацию и ответственность за результат при выполнении задания.

Принцип независимости — оценку стоимости операций и работ необходимо вести независимо от оценок связанных с ними работ. Каждая работа рассматривается как независимая от других работ. Взаимосвязь между работами, связанные риски и сопутствующие этому отклонения будут учтены при агрегировании полученной информации на более высоком уровне планирования.

Принцип адекватности условий — при оценке и расчетах работ эксперт должен руководствоваться предположением, что у него адекватные условия реализации, достаточное количество ресурсов, ему доступны эффективные методы выполнения работ. Конечно же, жизнь сложнее предположений о ней, поэтому расчеты, полученные таким способом, грешат излишним оптимизмом. Для получения более точных оценок эксперт в своих предположениях должен адекватно учитывать ограничения проекта. Скорее всего, это приведет к увеличению оценок, но оно будет обоснованное и адекватное.

Принцип признания наличия рисков — в оценках, вводимых в плановые документы, должны быть учтены непредвиденные обстоятельства и риски, которые могут повлиять на стоимость и сроки работ. Абсолютно нормально вводить в оценку стоимости рисковые резервы. Однако их величина должна быть результатом адекватного, осмысленного анализа и расчета. Введение в стоимость работы резерва «на всякий случай» чаще всего является неэффективным. Он превращается в элементарную «перестраховку», планирование «на всякий пожарный», не обоснованное ни объективными обстоятельствами, ни реальной ситуацией в проекте.


Принцип права на ошибку — любая оценка есть предп ол ожение. Любое предп ол ожение с одержит п огрешн ость. Задача эксперта — сделать эту погрешн ость минимальн ой. Введение наказаний за ошибку, санкций за любое откл онение реальных данных от пр огн озных приведет к «перезакладам» и «перестрах овкам».

Исп олнители и эксперты будут предусматривать необосн ованные резервы, чт обы избежать наказания. Все оценки будут с одержать исключительн о пессимистические значения. При эт ом надежды на т о, чт о при таких условиях фактические и плановые затраты будут совпадать или появится экон омия, практически никак ой. Известнейший зак он Мерфи гласит: «Любой бюджет будет израсх од ован п олн остью». Д оверие эксперту значительн о повысит т очн ость оцен ок.

1.2 Оценка стоимости проекта

В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей оценки применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. Исходя из целей оценок, разной бывает и точность таких оценок.

Виды оценок стоимости проекта:

  • Предварительная (оценка жизнеспособности, реализуемости проекта);
  • Факторная (укрупненный расчет стоимости, предварительная смета);
  • Приближенная (сметно-финансовый расчет);
  • Окончательная (сметная документация).

Чт обы оценить ст оим ость пр оекта, требуется знать ст оим ость с оставляющих пр оект ресурс ов, время вып олнения раб от и ст оим ость этих раб от. Таким образ ом, оценка ст оим ости начинается с определения структуры ресурс ов и раб от пр оекта.

Данные задачи решаются в рамках планир ования проекта, а в м одуль оценки ст оим ости д олжны п оступать результаты вып олнения эт ог о пр оцесса.

Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ, в том числе[3]:

  • оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг);
  • приспособления, устройства и производственные мощности;
  • рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту);
  • расходные товары (канцелярские принадлежности и т. д.);
  • материалы;
  • обучение, семинары, конференции;
  • субконтракты;
  • перевозки и т. д.

Все затраты можно классифицировать как:

  • прямые и накладные расходы;
  • повторяющиеся и единовременные. Например, ежемесячные платежи за использование производственных мощностей повторяющиеся затраты, закупка комплекта оборудования — единовременые затраты;
  • постоянные и переменные по признаку зависимости от объема работ;
  • плату за сверхурочное рабочее время.

Структур а стоимости проект а в р азрезе ст атей з атр ат обычно б азируется н а структуре пл ан а счетов проект а, предст авляющего собой декомпозицию з атр ат от с амого верхнего уровня стоимости всего проект а до нижнего уровня стоимости одной единицы ресурсов. Для конкретного проект а выбирается свой пл ан счетов или семейство т аковых. В к ачестве б азовых в ари антов могут использов аться российские бухг алтерские пл аны счетов, международные бухг алтерские пл аны счетов, пл аны счетов упр авленческого учет а.

Техник а оценки з атр ат проект а состоит из 13 ш агов. Они могут р азличаться в з ависимости от проект а и включ ают в общем случ ае следующие:

1.Определение потребностей р аботы в ресурс ах.

2.Р азр аботку сетевой модели.

3.Р азр аботку структуры р азбиения р абот .

4.Оценку з атр ат в р азрезе структуры р азбиения р абот.

5.Обсуждение СРР (структур а р азбиения р абот) с к аждым из функциональных упр авляющих.

6.Выр аботку основного н апр авления действий.

7.Оценку з атр ат для к аждого элемент а СРР.

8.Согл асов ание б азовых з атр ат с высшим уровнем упр авления

9.Обсуждение с функцион альными упр авляющими потребности в персон але.

10. Р азр аботку схемы линейной ответственности.

11. Р азр аботку дет альных гр афиков.

12. Формиров ание сумм арного отчет а по з атр ат ам.

13. Включение результ атов оценки з атр ат в документы проект а.

Оценк а стоимости проект а по сути является оценкой всех з атр ат, необходимых для успешной и полной ре ализ ации проект а. Эти з атр аты могут иметь р азличные предст авления, окр ашенные р азличными экономическими смысл ами. При этом р азличия между т акими предст авлениями подч ас бывают весьм а тонкими.

Р азлич ают три вид а з атр ат:

  • обязательства;
  • бюджетные затраты (сметная стоимость работ, распределенная во времени);
  • фактические затраты (отток денежной наличности).

Обязательства возникают, например, при заказе каких-либо товаров или услуг заблаговременно до момента их использования в проекте. В результате выставляются счета, оплата по которым может производиться либо в момент готовности товаров к поставке, либо в момент его получения, либо согласно принятой в организации политики оплат. В любом случае при заказе бюджет уменьшается на сумму этого заказа. В ряде случаев она не учитывается до момента получения счета, что некорректно отражает текущее состояние бюджета. В связи с этим возникает потребность в системе планирования и учета обязательств проекта. Кроме выполнения своих основных функций, данная система позволит прогнозировать будущие выплаты.


Бюджетные затраты характеризуют расходы, планируемые при производстве работ.

Фактические затраты отражают расходы, возникающие при выполнении работ проекта, либо в момент выплаты денежных средств.

Реальное соотношение этих видов затрат зависит от нескольких факторов, включающих в себя:

  • соотношение между объемами трудовых ресурсов, материалов и субконтрактов в проекте;
  • политику оплаты счетов в организации;
  • период поставки основного оборудования;
  • график выполнения работ по субконтрактам;
  • влияние графика работ на то, когда и каким образом будут списываться затраты рабочих при поставке оборудования.

Понимание разницы между описанными «выражениями» затрат позволит эффективно управлять общими расходами проекта.

Исходя из структуры жизненного цикла проекта, его стоимость включает в себя следующие составляющие:

♦ стоимость исследований и разработок: проведение предынвестиционных исследований, анализ затрат и выгод, системный анализ, детальное проектирование и разработка опытных образцов продукции, предварительная оценка продукции проекта, разработка проектной и другой документации на продукцию;

♦ затраты на производство: производство, сборка и тестирование продукции проекта, поддержание производственных мощностей, материально-техническое обеспечение, обучение персонала и пр.;

♦ затраты на строительство: производственные и административные помещения (строительство новых или реконструкция старых);

♦ текущие затраты: заработная плата, материалы и полуфабрикаты, транспортировка, управление информацией, контроль качества и пр.;

♦ снятие продукции с производства: затраты на переоборудование производственных мощностей, утилизация остатков.

1.3 Методы контроля стоимости проекта

Контроль стоимости проекта возникает из-за влияния факторов, обусловливающих отклонения от ранее запланированного бюджета, и направлен на управление изменениями в стоимости проекта с целью снижения отрицательных аспектов и увеличения позитивных последствий изменения стоимости проекта. Контроль стоимости проекта включает[4]:

  • мониторинг стоимостных показателей реализации проекта с целью обнаружения отклонений от бюджета;
  • управление изменениями в бюджете с целью обеспечения выполнения бюджета;
  • предотвращение ранее запланированных ошибочных решений;
  • информирование всех заинтересованных лиц о ходе выполнения проекта с точки зрения соблюдения бюджета.