Файл: исследование маркировки и упаковки товаров, значимость и пути её улучшения на примере косметических кремов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Упаковка является незаменимым атрибутом всех товаров. Ее создание – это цель многих людей. Дизайнеры стараются сделать ее красивой и привлекательной. Физики кропят над ее защитными функциями. Им помогают химики и другие. При таможенном оформлении товаров упаковке уделяется много внимания. Основной целью упаковки товаров является их защита от повреждений во время транспортировки, от влияния действия влаги или других природных явлений при хранении. Принято различать несколько видов упаковок, которые различаются в зависимости от предназначения: потребительская, транспортная, производственная и консервирующая. То, во что упакован товар, это не просто тара, а существенная составляющая продукции, которая оберегает ее во время транспортировки, хранения, а также применения. Кроме этого нередко именно упаковывание играет роль для потребителей, как завлекающий элемент. Не менее важна для товаров и маркировка, которая служит информативным средством, содержащим данные относительно изготовителя, качественно-количественных показателей продукции, а также ее свойств.

Степень изученности проблемы. Сущности товароведческой политики предприятия посвящено немногочисленные труды таких ученых: Г. Багиев, Л. Балабанова, А. Беленов, С. Ворожцов и др.

Целью курсовой работы – исследование маркировки и упаковки товаров, значимость и пути её улучшения на примере косметических кремов.

Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи:

- рассмотреть упаковку и маркировку как основные факторы, сохраняющие качество продуктов питания/непродовольственных товаров,

- охарактеризовать упаковку, как средство сохранения качества продукции,

- рассмотреть маркировку, как средство идентификации продовольственных/ непродовольственных товаров,

- дать характеристику исследуемых образцов,

- описать результаты оценки тары образцов непродовольственных товаров,

- провести анализ содержания маркировки продукции.

Объектом курсовой работы является товароведная характеристика и оценка качества косметических товаров.

Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических и практических аспектов повышения качества парфюмерно-косметических товаров на примере средств по уходу за кожей.

Методика исследования опирается на принципы общенаучного подхода (системно-структурного подхода, типологизации) и конкретно-научных методов исследования – анализ, обощение и систематизация.


Информационной основой исследования послужили отечественные и зарубежные монографические и периодические издания, статистические и справочные материалы интернет.

Важность нанесения маркировки на продовольственные продукты сегодня очевидна для всех, причем список обязательной информации для маркировки постоянно увеличивается. Например, сегодня многие продовольственные розничные сети отказываются работать с поставщиками, на основании отсутствия на товаре логотипа, этикетки, штрих кода или другой информации. Поэтому маркировка продуктов питания это не только необходимость соблюдения нормативных актов, сколько острая потребность всех участников рынка в достоверной информации, а это более действенный фактор в российском бизнесе.

Глава 1 Теоретические основы обеспечения сохраняемости продовольственных/ непродовольственных товаров

1.1 Упаковка и маркировка как основные факторы, сохраняющие качество продуктов питания/непродовольственных товаров

Объектами товароведной деятельности являются товары. При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики (рис. 1)[1].

Рисунок 1. Основополагающие характеристики товаров

Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром[2].


В трактовке ведущего специалиста области маркетинга Ф. Котлера, который определяет ассортимент как группу товаров, тесно связанных между собой или вследствие сходства их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений. Некоторые авторы рассматривают ассортимент на отраслевом уровне: "совокупность всех продуктов предпринимателя это программа. В промышленности говорят о производственной программе, в торговле закрепилось понятие ассортимента"[3]. В этом случае авторы используют понятие производственной программы и ассортимента как синонимы. Лучшим соотношением этих понятий является определение Б. Кузина, где планирование ассортимента выступает частичным вопросам планирования производственной программы: "содержанием планирования производственной программы являются ответы на вопросы: какие товары и в каком количестве должны быть сделаны. В рамках такой программы определяется дизайн продукции, ее ассортимент и объем выпуска".

Ассортимент, как товарное разнообразие, подразумевает деспециализацию (диверсификацию), поскольку формирование ассортимента выступает ее разновидностью. Сама специализация, как известно, является объективным экономическим процессом, который позволяет в сочетании с кооперацией повышать эффективность функционирования хозяйствующих субъектов.

Но независимо от таких допускаемых вариантов, ведущий американский экономист Г. Рассел считает, товарный ассортимент является группой товаров в некоторой товарной категории, чаще всего с одним наименованием, необходимой для облегчения идентификации товаров, тем самым делая акцент на товарной номенклатуре[4].

Ряд ученых, определяя сущность товарного ассортимента, делают акцент на его системность создания (целевой характер), то есть создание такого набора продуктов, которые на определенном промежутке времени способны обеспечить максимум доходности. Среди них необходимо отметить ученых из стран СНГ - Н. Чухрай, Н. Новикову, В. А. Абчука

Функциональный критерий сводит к рассмотрению товарного ассортимента как к группе товаров, которые направлены выполнять функциональное назначение. Такое видение характерно для Дурович А. П. и Балабановой Л.В.

Но, наиболее точно, на наш взгляд, сопоставляет эти понятия Кардаш В.Я., который дает более глубокое понимание товарного ассортимента, поддерживаясь товароведческого (детализированного) подхода - набор одноименной продукции, конкретизированного названиями, видами, сортами, размерами, артикулами[5]. Такая группа товаров тесно связана сходством функционально полезных свойств, особенностью изготовления, оборотом потребления в рамках одинакового диапазона цен. Мысли Кардаш совпадают с еще одним автором Шканова А. М. относительно атрибутов ассортимента: "совокупность видов товаров, разновидностей, сортов, соединенные определенному признаку".


Товаропроизводитель должен своевременно предлагать рынку определенную совокупность товаров, которые бы, отвечая в целом профилю производственной деятельности фирмы, больше всего бы полно удовлетворяли требования определенных категорий покупателей[6].

Набор товаров, предложенных производителем или продавцом называют ассортиментом.

Таким образом, ассортимент - это упорядочена по определенным признакам масса товаров или продукции, или набор, разнообразных товаров или продукции, сгруппированных, например, по какому-либо функциональному назначению.

Различают производственный и торговый ассортимент.

Производственный ассортимент – это номенклатура товаров, которые выпускаются промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими производителями.

Торговый ассортимент – это номенклатура товаров, которая подлежит продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, которые выпускаются многими предприятиями, и разделяется на две товарных отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей разделяется на товарные группы, в состав которых входят товары, объединенные за рядом признаков (рис.2).

1 В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их разделяют на изделия из кожи, стекла и тому подобное.

2 За потребительским назначением товары разделяют на спортивные, музыкальные, одежду и тому подобное.

3 С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента[7].

К товарам простого ассортимента относятся товары, которые состоят из небольшого количества видов и сортов (фрукты и овощи, мыло и др.). Товары, которые имеют в пределах одного вида внутреннюю классификацию по разным признакам (фасон, размер), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда).

Товарные группы разделяются на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви разделяется на подгруппы кожной, текстильной, резинового обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфорово-фаянсовой посуды.

Рисунок 2. Структура товарного ассортимента

Каждая подгруппа состоит из товаров разных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разного назначения (туфли – женские, мужские, детские; мебель – для кухни, жилищной комнаты и тому подобное). Внутри каждого вида товары могут различаться между собой за особенными признаками (например, сорту), то есть разделяются на разновидности.


Понятие "Качество" отражает устойчивое внутреннее и внешнее взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других, существующих в естественном для них пространстве (рис. 3)[8].

Требования окружающей среды –

Характеристика (свойство) предмета по соответствующим требованиям окружающей среды -

Окружающая среда

Предмет (объект)

Рисунок 3. Описание категории «качество»

Под качеством продукции понимают совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии со своим назначением[9].

Раскрыть всю многоаспектность качества можно за счет следующих принципов (рис. 4)

Рисунок 4. Многоаспектность качества

Для определения конкурентоспособности исследуемого товара сначала необходимо выбрать среди рыночных аналогов базовый вариант, который лучше удовлетворяет потребность потребителя и с которым сравнивать данный товар.

Обеспечение населения высококачественными товарами (работами, услугами), что позволит потребителю получить материальное и духовное удовлетворение от потребления продукции;

Повышение качества производимой продукции, определенной отрасли, региона, что позволит поднять экономику отрасли данного региона или определенной экономической системы, и соответственно уровень жизни населения в целом;

Внедрение продуктивной и рациональной системы управления качеством своей конечной целью имеет обеспечение роста социального и экономического развития страны.

Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками. Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества РФ.

В результате ее деятельности сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека.

Качество – совокупность характерных свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [Международная организация по стандартизации (стандарт ИСО-8402)].

Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и так далее.