Файл: исследование маркировки и упаковки товаров, значимость и пути её улучшения на примере косметических кремов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– картинка не более 50%;

– информационные символы не более 1/3 объема.

Маркировка товаров вводится для минимизации риска поступления в торговый оборот нелегальной продукции. Эти меры призваны обеспечить безопасность покупок. Благодаря такому приему все этапы процесса перемещения товара от производителя до конечного потребителя можно будет отследить.

Знаки маркировки товара – уникальные шифры, которые присваиваются однократно. При выведении из оборота маркированной единицы продукции высвободившийся код повторно не назначается для другого изделия. Суть системы в том, что при выходе с конвейера каждой единицы готовой продукции сведения о ней заносятся в государственную базу. После передачи товара покупателю или посреднику этот факт фиксируется в базе данных с обозначением всех сторон сделки. Такое поэтапное отражение каждого факта смены обладателя продукции позволяет отследить всю цепочку перемещений.

В целом, в зависимости от преследуемых целей идентификации продукции и законодательных требований, различают следующие разновидности маркировок:

Предупредительная. Она нужна для доведения до конечного потребителя сведений о требованиях по перевозке или эксплуатации. Соблюдение указанных на продукции или ее упаковке условий обеспечит безопасность использования изделия (например, «хрупкая вещь»). Приложение 1.

Маркировка товара ГОСТ. На продукции должна содержаться основная информация о ее потребительских характеристиках в соответствии со стандартом. Перечень свойств, обязательных для обозначения, регламентируется положениями конкретного ГОСТа. Приложение 2.

Транспортная – призвана обозначить правила перевозки товарной продукции для сохранения целостности изделия. Приложение 3.

Нанесение сертификационных знаков, подтверждающих факт изготовления продукции предприятием, имеющим специальное разрешение.

Нанесение товарных знаков, по которым можно идентифицировать принадлежность продукции к определенной торговой марке.

Экомаркировка. Специальная маркировка, введенная для категории особо опасных товаров. Приложение 4.

Штрих-коды, в которых заключена информация о стране производителя, типе товара, особенностях его эксплуатации. Маркировка непродовольственных товаров таким методом позволяет указать максимальный объем информации в комплексном коде (информация о производителе, назначение продукции, ее ключевые характеристики, правила эксплуатации).Приложение 5.


В зависимости о того, кто наносит маркировку, она может быть производственной или торговой.[12] По уровню законодательной регламентации различают обязательную и добровольную маркировку.

Производить и продавать продукцию, подлежащую обязательной маркировке, могут только те субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы в системе идентификации таких изделий. Сегодня формируется единая база данных для всех регионов РФ. В шифрах отражаются коды идентификации и проверки. Маркировочный элемент формируется из кода, присвоенного конкретной товарной группе, и числового шифра каждой единицы товара. Идентификация маркировки товара осуществляется через формирование кода проверки при помощи криптографических технологий.

Для разных видов товаров действуют свои обособленные мониторинговые системы, например:

Если субъект хозяйствования занимается производством или реализацией алкоголя, ему необходимо подключиться к системе ЕГАИС.

Специальные средства маркировки предусмотрены для лекарств (их можно отследить в базе данных Системы мониторинга движения препаратов для медицинского применения).

Подлинность изготовленных шуб и меховых аксессуаров должна быть подтверждена особым контрольно-информационным знаком. Он содержит код, дополненный RFID чипом. Такие средства маркировки отличаются высокой стоимостью оборудования, но это позволило значительно сократить товарооборот контрафактной продукции. Сведения по меховым изделиям собираются в базе Информационного ресурса маркировки.

Упаковка и маркировка товара осуществляются производителем. Все последующие звенья, обеспечивающие перемещение изделия к конечному потребителю, отвечают за сохранность продукции и целостность маркировки. Подключиться к общегосударственным базам данных могут все заинтересованные лица при условии, что у них есть действующая цифровая подпись. Схема взаимодействия следующая:

  1. регистрация субъекта хозяйствования в системе данных о маркированных товарах;
  2. внесение сведений о товаре (за это отвечает производитель), получение маркировочного кода;
  3. при реализации продукции по каждому отпущенному изделию указывается покупатель;
  4. при последующих фактах перепродажи в базу данных вносится информация обо всех покупателях.

Требования к маркировке товара и модель функционирования системы идентификации продукции утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р.[13] В правовом акте оговаривается единоразовое внесение платы за централизованную генерацию единицы уникального кода. Эти расходы возлагаются на производителей.


В 2016 году был запущен проект поштучной маркировки товарной продукции. Действие новых правил товарооборота было направлено на предметы одежды, изготовленные из натурального меха. Регламентирующий документ – правительственное Постановление от 11.08.2016 г. № 787.[14]

Эксперимент по маркировке товаров в 2018 году был расширен и на лекарственные препараты (правительственное Постановление от 24.01.2017 г. № 62), которая станет обязательной с 2020 года.

Обязательной маркировке подвергается теперь и алкогольная продукция (система ЕГАИС функционирует под руководством Росалкогольрегулирования).

В 2018 году начинается эксперимент с добровольным нанесением маркировочных кодов на произведенную обувь, а на 2019 год запланирован переход к обязательной маркировке этой группы товаров.

Помимо введения проектов с меховыми изделиями, лекарствами, алкоголем, в будущем году действие системы маркировки будет распространено на новые категории товаров. Перечень продукции, которую надо регистрировать для получения на нее идентификационных кодов, обозначен в правительственном Распоряжении от 28.04.2018 г. № 792-р.[15]

Обязательная маркировка товаров с 2019 года коснется десяти групп товаров, в т.ч.:

- 1 марта 2019 запускается проект по маркировке табачной продукции;

- с 1 июля 2019 идентификационные коды станут обязательными для маркировки обуви;

с 1 декабря 2019 г. список маркируемой продукции расширится за счет введения в него духов, туалетной воды, кожаных предметов одежды, шин с пневматическими резиновыми покрышками, трикотажной вязаной одежды, верхней одежды, постельного, кухонного, столового, туалетного белья, фотокамер (включая лампы-вспышки и фотовспышки).

Обязательная маркировка товаров предполагает, что при отказе от маркировки и регистрации продукции в единой базе данных субъект хозяйствования может быть привлечен к ответственности по нормам ст. 15.12 КоАП РФ (штрафы за производство и продажу немаркированной продукции предусмотрены для юридических и физических лиц) и ст. 171.1 УК РФ (штрафы, принудительные работы, лишение свободы за те же действия, совершенные в крупном и особо крупном размере).

Глава 2 Оценка маркировки и тары образцов продукции «Крема косметические»


2.1 Характеристика исследуемых образцов

Нами была исследована маркировка косметических средств – кремов для лица. Крем для лица - парфюмерно-косметическая продукция кремообразной консистенции для ухода за кожей. Выделяют особую группу кремов, которые предотвращают или замедляют процессы старения. Смесь может иметь жировой и эмульсионный состав. Традиционными компонентами продукции для ухода за кожей лица считаются вазелин и ланолин, пчелиный воск и глицерин, парфюмерное масло и парафин.

Классификация крема для лица по кодам ОКП следующая: 915800 - Продукция косметическая, 915810 - Кремы по уходу за кожей лица, рук и ног.

Методы контроля косметических кремов могут быть разделены на физико-химические и химические. Физико-химические методы предусматривают определение таких показателей, как стабильность, кислотность, тип эмульсии, консистенция. Эти показатели характеризуют потребительские свойства косметических кремов. Химические методы анализа позволяют определить компоненты, входящие в состав кремов.

Стабильность — один из основных показателей, характеризующих качество косметических кремов. В них не должна отделяться жировая или водная фаза в течение гарантийного срока хранения, а также при изменении температуры окружающей среды.

Методы определения устойчивости эмульсионных кремов делят на длительные (испытанные в условиях, при которых они хранятся) и ускоренные. Первые имеют большое значение для исследования стабильности новых видов изделий.

При разработке рецептур косметических кремов для лица и тела, а также для контроля производства необходимы ускоренные методы. К ним относятся методы, основанные на ускорении коагуляции в эмульсионных кремах в результате наложения термических или физических напряжений. При повышении температуры вязкость дисперсионной среды значительно понижается, вследствие увеличения кинетической энергии системы интенсивность столкновения частиц резко возрастает, что приводит к ускорению процесса разрушения эмульсий. На этом принципе основаны методы определения стабильности кремов путем выдерживания их при повышенных температурах в течение 7-14 суток или в условиях резкого колебания температур.

Для установления стабильности косметических эмульсионных кремов используют два метода. Первый заключается в определении коллоидной стабильности путем центрифугирования, второй — в определении термостабильности при различных температурах.


Определение коллоидной стабильности эмульсионных кремов методом центрифугирования. Крем считается устойчивым, если после центрифугирования в пробирках не наблюдается выделения жировой или водной (расслоение и выделение осадка) фазы. Если даже в одной пробирке наблюдается расслоение крема или выделение осадка, то повторяют испытание с новыми порциями. Крем считается нестабильным, если при повторном анализе будет замечено расслоение его или выделение осадка хотя бы в одной из пробирок.

Определение термостабильности. При определении 5-6 пробирок наполняют 6-10 мл исследуемого крема и помещают их в термостат с температурой 40-45°С на 7 суток. Затем эти образцы переносят на 7 суток в холодильник с температурой 10-12°С, после чего крем в течение 3 суток выдерживают при комнатной температуре. Стабильность определяют визуально: если в одной из пробирок не наблюдается расслоения крема, он считается термостабильным.

Метод определения центрифугированием позволяет в наиболее короткий срок установить стабильность исследуемой системы и может быть использован для контроля производства, при разработке рецептур новых косметических кремов и выборе оптимального способа их получения. Методы определения термостабильности можно применять для оценки качества выпускаемых кремов, а также при создании новых рецептур. Также важным моментом, определяющим безопасность применения крема, является определение его бактериальной обсеменённости, но об этом мы расскажем позже. В соответствии с требованиями ГОСТ 29189-91 «Кремы косметические» по органолептическим и физико-химическим показателям должны соответствовать требованиям и нормам, приведенным в табл. 1. Конкретные значения приводятся в нормативно-технической документации на каждое наименование крема. 

Таблица 1

Показатели качества кремов косметических

Наименование показателя

Норма кремов

Густые типа

Жидкие любого типа

В/М

М/В

Смешанного

Внешний вид

Однородная масса, не содержащая посторонних примесей

Цвет

Свойственный цвету крема данного наименования

Запах

Свойственный запаху крема данного наименования

Массовая доля глицерина, % не более

-

30,0

8,0

15,0

Массовая доля щелочи в пересчете на КОН, % не более

-

1,0

1,0

1,0

Массовая доля воды и летучих веществ, %

8,0-75,0

20,0-95,0

40,0-75,0

53,0-97,5

Водородный показатель, рН

5,0-9,0

5,0-9,0

5,0-9,0

5,0-9,0

Коллоидная стабильность

Стабилен

Термостабильность

Стабилен