Файл: исследование маркировки и упаковки товаров, значимость и пути её улучшения на примере косметических кремов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ потребительских свойств товаров является важным этапом экспертизы качества. Он предшествует оценке потребительских свойств и служит базой, на основе которой выносятся оценочные суждения об уровне качества промышленных товаров.

В общем виде анализ рассматривается как логическое мысленное разделение целостного объекта (потребительского качества товаров) на его составляющие элементы (потребительские свойства), исследование каждого из них и построение структурной схемы их взаимосвязей.

Анализ потребительских свойств товаров проводится на основе рассмотрения товара в совокупности с функционально взаимосвязанными предметами, служащими удовлетворению конкретной потребности.

На протяжении длительного времени последовательно развивается и накапливается опыт управления качеством продукции. Последовательность действий при этом такая[10].

Все факторы, влияющие на качество продукции относятся к формирующим (рис. 5).

Рисунок 5. Факторы, формирующие качество продукции и услуг

Перед тем как создавать какую-нибудь продукцию выясняется характер потребности. После этого работают над тем, какие характеристики должна иметь продукция, чтобы потребность, характер которой хорошо известен, была восполнена. На основе этого выдается задание на проектирование, работа включается в план конструкторской организации и начинается разработка продукции, ее испытание и доработка. На этой стадии конструкторы или разработчики оценивают расчетным или экспериментальным путем характеристики продукции и сравнивают их значение с техническим заданием.

Просматривается определенная схема действий относительно достижения заданного качества будущей продукции. Когда продукция разработана и принятое решение о ее производстве, выполняются работы по подготовки, в процессе которых постоянно осуществляется контроль деталей, узлов, измеряются характеристики после выполнения каждой операции. Если характеристики продукции имеют отклонение от установленных в чертежах или технических регламентах значений или не отвечают им, то принимаются мероприятия по устранению этих отклонений. Здесь проявляются черты механизма, что обеспечивает приведение фактически полученных характеристик к установленным значениям[11]

После того как продукция поступила к потребителю, в процессе ее эксплуатации осуществляется сравнение фактического качества с фактическим характером потребности. Не с той, которую допускали, когда принималось решение о создании и изготовлении, а с реально существующей. Если имеют место расхождения, то принимаются меры для улучшения характеристик продукции к полному или в крайнем случае максимально возможному соответствию реально существующей потребности.


Следовательно, во всех случаях прослеживается одна и та же схема действия: установление задания (плана) качества, выполнение работ для его достижения, постоянное сравнение полученного качества с заданием, а при отклонениях — употребление мероприятий по их ликвидации.

Главными критериями качества, которыми должна отвечать упаковка товара, являются такие:

- привлечь внимание покупателя;

- сохранить качество продукции;

- уберечь от возможных повреждений;

- защитить от влияния явлений внешней среды;

- предупредить загрязнения и другие.

Кроме того, что упаковка защищает вещи, продукцию и другие виды товаров от повреждений, она также является очень важным элементом в процессе страхования товаров. Повреждение ее наступает довольно нередко.

Упаковка пищевых и непищевых продуктов – это внешняя защитная оболочка, которая имеет привлекательный вид и выполняет целый ряд функций.

Следует отметить основные функции и особенности упаковочного материала:

1. Любая упаковка должна обеспечивать сохранность товарного вида и потребительских свойств продукта.

2. Для того чтобы сохранить форму товара неизменной во время транспортировки или хранения, необходимо тщательно подходить к выбору материала, из которого будет изготавливаться упаковка.

Лучше отдать предпочтение смягчающим, высокопрочным материалам.

3. Помимо этого, упаковочный материал для продуктов питания должен быть экологически безопасен, легок и удобен в использовании.

Качественная упаковка способна сохранить потребительские свойства продукта неизменными на протяжении длительного времени.

Кроме того, некоторые виды пакетов и пленки упаковочной увеличивают срок хранения продовольственного продукта.

4. Упаковка продуктов должна быть максимально дешевой, но не в ущерб её качеству, потому как значение упаковки товара состоит не только в обеспечении сохранности продукта, а также в информационной функции, которую она исполняет.

5. На бумажных пакетах и пленке упаковочной  может быть расположена информация о составе продукта и компании-производителе. Для того чтобы привлечь интерес покупателя к продукции необходимо выбрать оригинальную упаковку.

1.2 Упаковка, как средство сохранения качества продукции


Упаковка продукции – устройства и материалы, способствующие обеспечению сохранности товара и созданию необходимых условий для его транспортировки, складирования и организации продаж. Особое значение имеет не только форма, но и качество упаковки.

Задачи упаковки определяются ее функциями, которые включают такие составляющие, как:

– защита продукции в процессе перевозок, хранения и реализации от негативных факторов внешней среды, а также и обратное условие: защита экологии от вредных характеристик определенных видов товара;

– сохранение качества продукта при хранении и транспортировке с другими видами товаров;

– создание благоприятных условий для обеспечения сохранности качественно-количественных характеристик товара при его перемещении по всей цепочке от производителя к потребителю;

– обеспечение необходимой мобильности и компактности для возможности механизации разгрузочно-погрузочных процессов;

– упрощение учета количественно-качественных показателей продукции при сдаче/приемке;

– создание возможностей для информирования потребителей (торгово-коммерческая реклама).

Следует учесть, что нельзя назвать упаковкой простое обертывание бумагой, к примеру, посуды. Упаковка должна в обязательном порядке соответствовать следующим требованиям:

1. Надежность. Характеристики упаковки (качество, форма, прочность) должны сохраняться в течение всего срока передвижения по цепочке производитель – потребитель.

2. Безопасность. Это требование достигается использованием безопасных материалов и лакокрасочных покрытий.

3. Упаковка должна быть экологически чистой. Упаковка не должна содержать вредных веществ для здоровья и экологии не только в процессе выполнения своих функций, но и при утилизации.

4. Эстетические свойства. Упаковочные материалы должны привлекать внимание, особенно это касается подарочной упаковки.

Разделение упаковки на виды осуществляется с учетом свойств и характеристик материалов, использованных для ее производства:

1. Жесткая упаковка. Эта категория упаковки в свою очередь имеет такие подвиды, как: металлическая; упаковка из стекла; деревянные упаковки; из полимерных материалов; полужесткие конструкции; картонно-бумажные; комбинированные упаковки.  

2. Мягкая упаковка может быть следующих видов: полимерная; бумажная; текстильная.

Существует также классификация видов упаковки в зависимости от формы: цистерны; бочка; корзины; короба; банки; бутылки, пакеты и др. В зависимости от размера различают:


– крупногабаритные;

– тара средних размеров;

– мелкогабаритная тара.

Кроме того, упаковка продукции может отличаться по возможности вторичного использования:

- одноразовая;

– многоразовая.

Группы критериев, определяющих характеристику упаковки, выглядят следующим образом:

1. Производитель;

2. Целевое предназначение;

3. Сырье и материалы;

4. Форма;

5. Габариты и масса;

6. Возможность многократного применения.

По критерию производителя упаковка разделяется на такие виды:

– стандартная упаковка производственного изготовления;

– упаковочные материалы, изготавливаемые продавцом товара.

По целевому предназначению различают:

1. Потребительскую упаковку. Используется для небольших товарных партий. Такая упаковка применяется для фасовки товаров производителем либо реализатором для придания продукции нужных потребительских и количественных характеристик. Существуют группы товаров (например, жидкие продукты), которые предполагает обязательное использование потребительской упаковки. При этом такие продукты могут предварительно фасоваться в потребительскую тару на производстве или при реализации отпускаться в тару покупателя. В сегмент потребительской тары входят:

– коробки;

– корзинки;

– мешки;

– пакеты разных видов;

– бутылки;

– упаковочные материалы для розничной торговли.

2. Транспортную упаковку используют для организации доставки и продаж товара оптом. Различают следующие виды такой упаковки:

– емкости разных типов, бочки бидоны, цистерны и так далее. Их используют для перевозки и хранения жидких продуктов.

– ящики, контейнеры, коробки и другие формы упаковки, используемые для  перевозки и хранения товаров, расфасованных в отдельные емкости, или в насыпной форме.

– мешки из разных материалов применяются для транспортировки сыпучей продукции.

1.3 Маркировка, как средство идентификации продовольственных/ непродовольственных товаров

Маркировка — надпись, логотип, условное обозначение и изображения, которые наносятся на упаковку или непосредственно на продукцию. Маркировка служит информативным средством, содержащим данные относительно изготовителя, качественно-количественных показателей продукции, а также ее свойств.


Цели маркировки:

1. Основная цель – передача информации. Благодаря правильной маркировке потребитель получает необходимые сведения о продукте.

2. Идентификация товара и товарной партии. С помощью маркировки решаются задачи по учету передвижения товара.

3. Мотивация к проявлению покупательской активности. Мотивирующая функция основана на эмоциональных проявлениях. Яркое оформление, узнаваемая символика, потребительская информация и другие моменты позволяют создавать эмоциональные предпосылки, способствующие выбору данной продукции покупателем.

Виды маркировки:

– производственная;

– реализационная.

Независимо от вида маркировка товара должна соответствовать действующим правилам и нормативам. При этом требования к стандартизации маркировок производственного типа более жесткие. Общие требования заключаются в следующем:

1. Четкость надписей и понятность изображений;

2. Наглядность;

3. Достоверность информации;

4. Соответствие описания потребительским характеристикам продукта;

5. Использование несмывающихся красителей, которые соответствуют требованиям Госкомсанэпиднадзора.

Производственная маркировка — текст, условное обозначение или рисунок, наносимый на упаковочный материал либо саму продукцию непосредственно организациями-производителями.

Для маркировок производственного вида допускается нанесение на следующие носители:

  1. этикетки;
  2. колъеретки;
  3. вкладыш.

Нанесение текстов и другой информации осуществляется типографскими способами. Допускается автономное изготовление маркировок, которые впоследствии прикладываются к продукции (вкладыши), а также приклеивание носителя маркировки непосредственно на потребительскую тару (к примеру, на консервную банку) или на сам продукт (этикетка, приклеенная на дно посуды).

Традиционным вариантом этикетки является кольеретка. Такая маркировка может крепиться отдельно (к примеру, на бутылочное горлышко) и служить не только источником информации, но и определенным элементом дизайна продукта. Чаще всего эту форму этикетки используют производители алкогольной продукции. При этом на кольеретке могут присутствовать исключительно элементы брендирования безо всякого текста.

Структура маркировки включает 3 элемента:

– текстовое описание;

– изображение;

– символику информационного типа.

В среднем взаиморасположение этих элементов выглядит таким образом:

– текстовое описание от 50 до 100%;