Файл: Сетевые формы организации бизнеса ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. История развития сетевых форм организации потребительского рынка

1.2. Классификация и формат предприятий сетевой

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Развитие сетевых компаний в условиях глобализации мировой экономики

2.2 Особенности осуществления экспансии международных сетевых компаний на российском потребительском рынке.

ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИЗМЕНЕНИИ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

3.1. Влияние сетевых компаний на структуру рынка

3.2. Роль оптовых и иных форм торговых организаций в процессе влияния на региональный рынок

3.3 Анализ и оценка возможностей развития региональной сетевой экономики (на примере Красноярского края)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В связи с этим, уже с середины 1990-х годов стали происходить существенные изменения в структуре оптового рынка: доля бывших государственных оптово-посреднических организаций стала снижаться и достигла к концу 1995 г. всего 6,4 % от общего объема реализации продукции промышленного производства, в то время как доля новых посреднических структур существенно выросла, достигнув в среднем 12 %.

Именно этот период был связан с ростом коммерческих торговых предприятий, расширением спектра розничной торговли не только в столичных городах, но в отдаленных регионах нашей страны. В регионах стали создаваться крупные оптовые предприятия, которые служили связующим звеном между производителями и предприятиями непосредственно розничной торговли. Действительно, рост количества оптовых предприятий сопровождался концентрацией торгового капитала, как было отмечено, и ростом размеров предприятий оптовой торговли, особенно в столичных регионах. Это в значительной степени объяснялось получением эффекта масштаба. «Укрупнение сектора связано с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами – эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике». При этом наряду с существующими предприятиями бывшего Госснаба стали возникать совершенно новые предприятия и оптовые рынки, в первую очередь продовольственных товаров.

Предприятие оптовой торговли обеспечивало посредническую связь между производителем и конечным потребителем. Тем самым предприятие оптовой торговли играло роль своеобразного промежуточного звена – «катализатора» движения товаров от производителя к розничной сети и в дальнейшем к потребителю.

Как показано на рисунке 3, предприятия оптовой торговли представляются в роли трансформатора, преобразующего большой поток произведенной на крупном предприятии продукции в многоканальную систему последующего распределения в соответствии с растущей дифференциацией спроса со стороны конечного потребителя.

Cовременная рыночная экономика предполагает следующую дилемму. С одной стороны, рост масштабов производства связан с новыми технологическими условиями производства, что требует концентрации на первом этапе реализации продукции. С другой стороны, рост разнообразия потребительских предпочтений предполагает дифференциацию потребительского выбора и снижение порционности потребления на один вид продукта. Именно этот своего рода разрыв (или дилемму) между двумя тенденциями развития системы на данном этапе помогли преодолеть крупные оптовые фирмы.


Рисунок 3. Роль оптового предприятия в распределении продукции

Как было отмечено выше, основой для деятельности оптового предприятия является посредничество между производителями товаров или услуг и их потребителями. Это обуславливает двойственность положения предприятия оптовой торговли в распределении общественного продукта. Ему необходимо постоянно представлять интересы обеих сторон – производителя и потребителя.

С одной стороны, предприятия оптовой торговли расширяют существующие и находят новые каналы получения товарной продукции, налаживают новые связи с производителями, побуждая последнего к увеличению объемов производства и расширению ассортимента продукции. С другой стороны, предприятия оптовой торговли доводят до потребителей в регионах информацию о появлении новых товаров и услуг, а также о возможностях их приобретения.

Таким образом, оптовые фирмы являлись основным звеном в распределении товаров на пути от производителя к потребителю на розничном рынке, выступая в этом случае как потребители и как поставщики одновременно[14]. Для успешной деятельности они устанавливали прочные хозяйственные связи с производителями продукции, которые, в свою очередь, были не менее заинтересованы в этих контактах, поскольку при увеличении объемов продаж увеличивалась прибыль как оптовика, так и производителя. Возникновение крупных оптовых предприятий в регионе способствовало расширению спектра розничной торговли, изменению локации потребительского рынка (а именно развитию периферийных потребительских рынков в регионе), а также создавало условия для роста малых предприятий в сфере торговли. Региональные крупные оптовые предприятия выступали центрами формирования торговой инфраструктуры и формирования новых сервисных зон. Также благодаря наличию в рыночной системе региона предприятий оптовой торговли рыночные контрактации выстраивались в стройную систему, они становились достаточно детерминированными и управляемыми.

Однако в результате исторической эволюции регионального потребительского рынка существенным образом стала утрачиваться значимость крупных предприятий оптовой торговли как центров организации и интеграции основных участников регионального потребительского рынка. Действительно, индекс прироста объемов оптовой торговли в этот период стал снижаться. Если в 2000 г. этот индекс составлял порядка 144,5 %, то в период с 2003 по 2006 г. он снизился до 115,7 % 100, а после 2006 г. в ряде регионов он стал иметь значение менее 100 %.


С одной стороны, это было связано с ростом концентрации торгового капитала и появления на региональных рынках крупных торговых предприятий, которые стали вытеснять малые торговые предприятия и сами взяли на себя частично функции оптовых компаний. Действительно, имея собственную логистическую инфраструктуру, складские помещения они стали работать напрямую с производителями. При этом эксперты отмечают, что даже крупные предприятия розничной торговли стали выполнять функции оптовиков, используя свои базы и торговые помещения. «Розничные сети сами стали заниматься оптом. Производители тоже укрепили свои позиции, создавая монопольные холдинги. В результате уже не производитель зависит от оптовика, который раньше обеспечивал сбыт, а наоборот, производители диктуют свои условия. Все это привело к активному вытеснению независимых оптовых предприятий холдингами, объединяющими производство, оптовую и розничную продажу».

С другой стороны, в последние годы наблюдается рост экспансии крупных сетевых компаний на региональный потребительский рынок, которые организуют централизованные поставки продукции в масштабах всей страны, минуя региональные оптовые базы, используют технологию «прямой логистики». Согласно этой технологии многие сетевые компании не нуждаются в промежуточном складировании реализуемой продукции и, соответственно, в дополнительных складских помещениях. Доставка осуществляется непрерывно, и необходимый запас концентрируется непосредственно в торговом зале. Примером подобных сетевых компаний, использующих данную технологию, являются такие гипермаркеты, как «Ашан» и «Лента».

Также спецификой современной торговли является комбинирование оптовых и розничных операций у торговых фирм, что приводит к организации новых форм и форматов предприятий потребительского рынка:

– создание в составе сетевых торговых компаний распределительных центров, не выполняющих самостоятельную закупочную функцию, но обеспечивающих формирование универсального торгового ассортимента для бесперебойного снабжения супермаркетов;

– образование «открытых распределительных центров» в качестве самостоятельных оптовых фирм;

– расширение сети магазинов-складов по технологии «Кэш-энд-Кэрри»;

– расширение оптово-розничных структур по торговле специфическими группами товаров;

– образование закупочных центров при ассоциациях розничных торговых предприятий, потребительских кооперативов, крупных независимых супер- и гипермаркетов.


В частности, в Красноярском крае прирост товарооборота на предприятиях оптовой торговли по отношению к предыдущему году постоянно снижается.

Конечно, снижение доли товарооборота оптовой торговли связана была в 2009 г. с экономическим кризисом, однако в этом случае также имеет место указанная выше тенденция, обусловленная ростом экспансии сетевых компаний на региональном рынке.

Соответственно, это влияет и на локацию периферийных рынков, которые трансформируется не под влиянием локации центров оптовой торговли в регионе, а под влиянием характера размещения подразделений и филиалов крупных сетевых компаний. В различных сегментах регионального рынка ситуация складывается различным образом. Указанная выше тенденция в большей степени характерна для продовольственного рынка и рынка товаров первой необходимости. Для рынков строительных материалов, сельскохозяйственной продукции ситуация в отношении развития и значения оптовой торговли изменилось в меньшей степени. В отраслевом аспекте доля оптового звена оказывается достаточно высокой на сегодняшний день в химии и нефтехимии, а также в легкой промышленности. Для машиностроения и химической промышленности остается высокая доля дочерние сбытовых фирм, а доля бывших госснабовских посреднических структур во всех отраслях остается незначительной[15].

Однако в целом на региональном потребительском рынке наблюдается устойчивая тенденция снижения роли оптового звена в сбыте продукции первой необходимости, а также промышленной продукции. В значительной степени этому способствует растущая экспансия крупных сетевых отечественных и зарубежных торговых компаний, которые повлияли не только на объемы оптовой торговли в регионе, но и существенным образом на отраслевую структуру регионального оптового рынка.

Поскольку одним из факторов снижения доли оптового звена в сбыте продукции традиционно является высокий уровень цен на услуги посреднических организаций, то в структуре сетевых компаний, которые интернируют основные контрактации по приобретению, хранению и сбыту продукции благодаря новым технологиям, трансакционные издержки существенно снижаются. Отсутствие промежуточного звена в виде предприятия оптовой торговли, развитая система логистики в значительной степени повышают конкурентоспособность подразделений и филиалов крупных сетевых компаний на региональном потребительском рынке.

Таким образом, роль оптовой торговли заключается в том, что она является важным промежуточным звеном, связывающим производителя и потребителя конечной продукции. Ввиду своего положения крупные оптовые фирмы, достаточно быстро реагируя на конъюнктурные рыночные изменения, оказывают существенное влияние как на производителей, так и на потребителей. Они оптимизируют взаимодействие капиталов крупного и мелкого производства и трансформируют взаимодействие производителей и потребителей, осуществляя функцию обратной связи между ними и минимизируя издержки обращения товаров на региональном рынке.


На определенном этапе развития регионального потребительского рынка роль предприятий оптовой торговли существенно возросла. Они выступили промежуточным звеном между крупными поставщиками и большим количество растущих малых торговых предприятий, выполняя функцию концентрации по отношению к одним и функцию дифференциации по отношению к другим. В ходе дальнейшего развития роль оптовых предприятий стала уменьшаться. Это было связано с ростом концентрации торгового капитала в регионе и экспансии крупных сетевых отечественных и зарубежных компаний, которые, в силу своих масштабов деятельности и использования новых технологий «прямой логистики», перестали нуждаться в посредничестве предприятий оптовой торговли как промежуточного звена. Развитие сетевых компаний повлияло как на объемы оптовой торговли, так и на ее отраслевую структуру и структуру территориальной локации центральных и периферийных рынков.

Торговля в Красноярском крае обеспечивает сферу конечного потребления товаров населением общей численностью порядка 2 866,5 тыс. человек (данные на 1 января 2016 года).

Удельный вес занятых в торговле от общего количества занятых в экономике – 16,7 %.

Средняя заработная плата в январе 2016 г. в сфере потребительского рынка в крае составляет 22,3 тыс. рублей.

Край занимает лидирующие позиции и имеет большой потенциал для развития отрасли. В 2013 году доля оптовой и розничной торговли в формировании ВРП составила 9,1%.

Красноярский край с 2012 г. находится на первом месте среди субъектов Сибирского федерального округа по обороту розничной торговли.

Оборот розничной торговли по Красноярскому краю за период с января по февраль 2016 г. составил 74,3 млрд. рублей (индекс физического объема 87,9 %), в том числе: 35,5 млрд. рублей – пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия; 38,8 млрд. рублей – непродовольственными товарами.

Оборот розничной торговли на душу населения за период январь-февраль 2016 г. составил 25,9 тыс. рублей на человека, что на 10,4 % меньшечем за соответствующий период прошлого года (28,9 тыс. рублей)

Одним из показателей развития инфраструктуры потребительского рынка является обеспеченность населения площадью торговых объектов. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями является одним из критериев оценки уровня социально-экономического развития края, доступности товаров и качества жизни населения.

Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в целом по Красноярскому краю на 01.01.2016 составляет 887,27 кв. метров на 1000 человек, что превышает норматив на 64,32 % (539,98 кв. метров на 1000 человек).