Файл: Сетевые формы организации бизнеса ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. История развития сетевых форм организации потребительского рынка

1.2. Классификация и формат предприятий сетевой

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Развитие сетевых компаний в условиях глобализации мировой экономики

2.2 Особенности осуществления экспансии международных сетевых компаний на российском потребительском рынке.

ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИЗМЕНЕНИИ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

3.1. Влияние сетевых компаний на структуру рынка

3.2. Роль оптовых и иных форм торговых организаций в процессе влияния на региональный рынок

3.3 Анализ и оценка возможностей развития региональной сетевой экономики (на примере Красноярского края)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В условиях усиления конкурентной борьбы на региональных потребительских рынках франчайзинг является эффективной формой интеграции, позволяющей усилить конкурентоспособность небольшого предприятия: поскольку предоставляет ему возможность выступать на рынке под торговой маркой хорошо знакомой компании; увеличивает привлекательность хозяйствующего субъекта для потребителя; сокращает первоначальные расходы за счет интеграции в готовый бизнес; снижает риск банкротства благодаря постоянной технической и консультационной поддержке со стороны франчайзера.

Исходя из позиции расширения деятельности, а также рыночной экспансии в сети, интеграция предприятий путем участия в предпринимательском сообществе обладает наиболее благоприятными перспективами и вариантами развития. В итоге сеть может развиваться путем «органического развития», т.е. может создавать альянс с другой сетью, осуществлять слияние или присоединение или развиваться альтернативно через франчайзинг. Понятие органическое развитие заключается в построении сети, начиная от основания, с использованием собственных средств и центров.

Кроме различных форм интеграции, сетевые организации потребительского рынка можно классифицировать с точки зрения применяемой модели управления. При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления, имеющие определенные преимущества и недостатки.

При формировании стратегии развития сетевых организаций розничной торговли потребительского рынка необходимо учитывать тип и специфику конкретной торговой сети. В основу классификации предприятий сетевой розничной торговли могут быть положены различные критерии, позволяющие относить подобные предприятия к тому или иному типу по различным показателям, для организации учета их специфики при формировании стратегии развития[10].

Если же рассматривать сетевых ритейлеров продовольственных товаров с точки зрения цены, то возможно провести следующую классификация:

  • премиум-класс – «Азбука Вкуса», «Глобус Гурмэ», «Калинка Стокманн», «Седьмой континент» «5 звезд»;
  • средний класс –«Алые паруса», «Перекресток», «Патэрсон»;
  • масс-маркеты – «Spar», «Billa», «12 месяцев»;
  • нижний сегмент – «Магнит», «Копейка», «Ашан».

Важной тенденцией на российском рынке розничной торговли продовольственными товарами признают освоение отечественными компаниями верхнего ценового сегмента. Дело в том, что иностранные торговые сети, работающие в России, ориентированы, главным образом, на массового потребителя с невысокими доходами, которого они хотят «переманить» от оптовых рынков самыми низкими ценами. Учитывая, что конкуренция с крупными иностранными игроками оказывается непосильной для некоторых российских компаний, им, скорее всего, придется ориентировать свои магазины на более обеспеченные слои населения.


Наиболее перспективным для развития региональными сетевыми организациями розничной торговли является формат супермаркетов. Очевидно, что большинство существующих дискаунтеров, это те «магазины у дома», которые представлены сегодня, – не удовлетворяют потребителя ни ценной, ни качеством, ни ассортиментом. Уровень лояльности к большинству сетевых дискаунтеров близок к отрицательным значениям. При этом, как ни парадоксально, рынок супермаркетов не заполнен.

Число супермаркетов 120 крупнейших продуктовых сетей РФ за 2012 г. увеличилось на 192 торговых объектов. Безоговорочным лидером в формате «супермаркет» по величине торговых площадей является компания «X5 Retail Group», управляющая сетью супермаркетов «Перекресток», «Магнит» и «Пятерочка». На второе место, благодаря активному региональному развитию, вышла сеть «Spar» (с учетом всех юридических лиц и субфранчайзинга). На третьей позиции находится «Седьмой континент», развивающий супермаркеты под брендом «Седьмой континент» и другие. По количеству торговых объектов лидирует также «X5 Retail Group» (350 супермаркетов – на 1 октября 2012 г.), на втором месте – торговая сеть «Spar», на третьем – «Тверской купец».

Активно развивается на региональных потребительских рынках и формат «дискаунтер», за последние три года. их количество увеличилось на 2365 объектов. В данном направлении лидирует сеть «Магнит». Второе место занимает «X5-RetailGroup», управлявшая дискаунтерами «Пятерочка». На третьей позиции находится сеть «Дикси».

В 2014 г. также было открыто 820 магазинов формата «магазин у дома». Абсолютным лидером в данном формате является сеть «Народная 7Я». Второе место занимает один из значимых ритейлеров Сибирского федерального округа – торговая специализированная сеть «Свежие продукты», которую ТХ «Сибирская губерния» начал развивать в 2009 году. Третье место у группы компаний ГК «Дикси», которая управляет магазинами бывшими магазинами «Квартал» и «Дешево».

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


2.1. Развитие сетевых компаний в условиях глобализации мировой экономики

Роль сетевой формы торговли продолжает увеличиваться с нарастанием процессов по глобализации мировой экономики, так как она дает возможность получения серьезной прибыли и поддержания стабильных позиций на рынке в условиях все возрастающей конкуренции торговой деятельности. Также сетевая форма торговли способствует дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры. Изучая влияние глобализации на мировую экономику, необходимо прежде всего отметить увеличение масштабов мировой торговли, а также ряда других процессов международного обмена в условиях открытой и интегрированной мировой экономики.

В контексте современного развития глобализацию можно определить как процесс преодоления физических расстояний и применения новых технологий бизнеса, без учета некоторых экономических, социальных и политических аспектов.

Глобализация является важным аспектом действующей мировой системы и одной из наиболее влиятельных сил, которые определяют дальнейший ход развития экономики любой страны. Глобализация затрагивает все сферы общественной жизни, в том числе политику, социальные отрасли, культуру, и, конечно же, экономику.

В связи с этим, необходимо рассмотреть влияние глобализации на развитие потребительского рынка России. Потребность в данной оценке определена тем, что российский рынок ориентированный на конечное потребление и представляет собой базовую составляющую развитых экономических отношений, во многом обеспечивая решению главной задачи общественного производства – удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно в потребительском секторе сферы товарного обращения реализуется произведенная потребительная стоимость, проявляется связь производства и потребления, а также поддерживается баланс между предложением и спросом. В связи с этим, сектор представляется наиболее значимой частью всей воспроизводственной системы экономики.

Потребительский рынок поддерживает их функционирование и развитие, активизирует и расширяет межрегиональный обмен, усиливает территориальное разделение труда и специализацию производства, осуществляя при этом в широких масштабах экономические связи между преобладающей частью отраслей национальной экономики,

Процессы разделения общественного труда и интеграционных процессов, специализация производства, разнообразие общественных и личных потребностей вызывают необходимость не только количественного увеличения, но и качественного изменения сетевых связей. При этом необходимо отметить, что торговля, при соприкосновении непосредственно с потребителем, первой фиксирует изменение спроса как в условиях его роста, так и при снижении, который вызывается мировым экономическим кризисом.


Состояние потребительского рынка является одним из показательных факторов текущего социально-экономического положения страны, как отмечают в Министерстве экономического развития Российской Федерации. Основной тенденцией является нарастание значимости отрасли торговли с позиции ее вклада в экономические показатели страны и ее влияния на все хозяйственные связи, а также воспроизводственный аспект экономики. Данная тенденция характерна не только для России, но и для всей мировой экономики. Торговля вносит существенный вклад в произведенный валовой внутренний продукт. По итогам 2014 г. доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 19,6 % (9 275,4 млрд руб.). Валовый оборот отрасли торговли в России составляет пятую часть от ВВП, при этом обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджеты РФ. По данным ФНС, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году по организациям с основным видом экономической деятельности «розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования» поступление налогов и сборов составило 332,1 млрд руб. (или 103,3 % к прошлому году), в 2013 году – 406,2 млрд руб., что на 30,9 % больше, чем в 2012 г[11].

В отрасли торговли существуют ограниченные группы и секторы, которые демонстрируют динамику, значительно превосходящую среднюю по отрасли, так же и, наоборот, группы, которые развиваются менее динамично. Например, значительными темпами идет рост в сегменте крупных сетевых предприятий, доля которых по состоянию на начало 2014 г. в России на уровне 30 % от общего розничного оборота. Основываясь на зарубежном опыте развития сетевой торговли, в ближайшей перспективе, можно прогнозировать увеличение ее и на российском рынке. Например, в Нидерландах, Великобритании, Бельгии удельный вес сетевой торговли в общем объеме товарооборота составляет почти 90 %, однако среднеевропейский уровень – 50–60 % (в Греции, Италии, Испании, Венгрии, Чехии); в Эстонии – 60 %, в Литве – 50 %, Латвии – 35 %.

На настоящий момент на европейском рынке насчитывается около 30 крупных торговых объединенных сетей с долей 68,5 % (в 90 – х годах доля составляла 51,5 %), в ближайшее время этот показатель достигнет 80–90 % за счет слияний и поглощений. Эксперты полагают, что в будущем на мировом рынке сохранят свои позиции не более 5– 10 транснациональных компаний.

Несмотря на значительное развитие сектора предприятий розничной торговли и появление на российском рынке мощных сетевых компаний, консолидация розничной торговли в развитых странах значительно выше нежели в России.Например, в Германии она составляет до 80 %, в США около 55 %, а в Швейцарии – 63 %. На рисунке ниже представлена доля розничной торговли в зарубежных странах и России.


Рисунок 2. Уровень консолидации продовольственной розничной торговли в различных странах

Одна из главных характеристик российского потребительского рынка это его фрагментированность. Доля 10 крупнейших компаний продуктовой розницы в России около 11 % рынка.

Если на ранних стадиях развития основные тенденции развития отраслевой структуры рынка связаны со специализацией и выделением отдельных видов деятельности, то на зрелых стадиях его развития преобладают тенденции, которые связанны с концентрацией обращения товаров и услуг, а также капитала и организационных структур субъектов потребительского рынка.

Также характерной чертой развития сетевых структур, является то, что сети начинают структурировать внешнюю для них среду и влиять на развитие экономики в других отраслях. Наиболее широко используемыми способами являются: давление на поставщиков для снижения цен поставок; размещение заказов на производство продукции под собственными торговыми марками; а также развитие собственного производства некоторых продуктов.

Основные технологии развития и укрепления сетей - это внедрение в оптовую торговлю, установление прямых контактов с производителями товаров, а также диверсификация форматов торговли и вложение в разработку и маркетинговые исследования, покупка собственных сетевых торговых марок.

Основная цель современных корпораций связана не столько максимизацией прибыли, сколько с максимизацией рынка. Иначе, конкуренты из других регионов смогут вытеснить их не только с заграничных, но и с национальных рынков, как это было в 1990-е годы с целым рядом российских компаний, особенно со специализацией на производстве потребительских товаров[12]. Мировые рынки уже поделены транснациональными корпорациями (глобальными розничными сетями) в том смысле, что они присутствуют или доминируют в большинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг. В этой связи, оборотной стороной политики максимизации рынка является интенсификации конкуренции между фирмами различных стран, в том числе и на их внутренних рынках. Это одно из важнейших последствий глобализации, так оно приводит к закрытию или простою многих национальных компаний, которые ранее рассматривали внутренний рынок своей страны как оплот своего бизнеса, а конкуренция была возможна только со стороны других национальных фирм. Присоединение России к Всемирной торговой организации делает международную конкуренцию весьма распространенным явлением и на потребительском рынке России.