Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций (Формы предприятий с иностранными инвестициями и правовые основы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часть 7 ст. 18 Закона о банках не содержит указания на возможность Банка России определять состав работников кредитной организации с иностранными инвестициями по критерию принадлежности к гражданству, в связи с чем п. 31 Положения № 437, устанавливающий что количество работников — граждан России должно составлять не менее 75 % от общего количества работников кредитной организации с иностранными инвестициями, не может применяться, поскольку не соответствует федеральному закону. [6]

Требование о необходимости представить документ, подтверждающий знание русского языка одним из руководителей кредитной организации с иностранными инвестициями (если все руководители являются иностранными гражданами и / или лицами без гражданства, и на должность руководителя коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера предлагается кандидатура иностранного гражданина или лица без гражданства), не закреплено в тексте Закона о банках, но отражено в п. 30 Положения Банка России № 437. В данном случае нормативно-правовые акты следует привести в соответствие с договоренностями, достигнутыми Россией при вступлении в ВТО: «главный бухгалтер, руководитель единоличного исполнительного органа или один из руководителей коллегиального исполнительного органа кредитной организации, являющейся дочерней компанией иностранного банка или зависимой от него, не являющийся гражданином Российской Федерации, должен представить документ, подтверждающий знание им русского языка» (см. подраздел В раздела 7 Перечня специфических обязательств).

По состоянию на 1 апреля 2017 г. из 824 действующих в России кредитных организаций 220 являлись кредитными организациями с иностранными инвестициями [18]. При этом доля нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы составила 20,87 %, а доля нерезидентов в совокупном уставном капитале без учета участия нерезидентов, находящихся под существенным влиянием резидентов Российской Федерации - 17,98 % [17]. Если сравнить эти цифры с данными по другим странам (в частности, европейским), можно отметить незначительное присутствие иностранных инвесторов на российском банковском рынке. Так, доля нерезидентов в банковском секторе (доля в банковских активах) на начало 2014 г. составила в Польше - 63,2 %, в Болгарии - 70 %, в Мальте - 75 %, в Хорватии и Румынии - 90 %, в Эстонии - 95 % [19].

Тем не менее, как свидетельствует статистика Банка России, темпы роста иностранных инвестиций в уставные капиталы российских кредитных организаций в последние годы в разы превышают темпы роста совокупного уставного капитала банковской системы РФ [17]. Этот факт, а также анализ нормативно-правовых актов показывает, что в России продолжает действовать достаточно либеральный подход к государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и лицензированию их деятельности, что позволяет иностранным инвесторам, в том числе иностранным банкам, реализовать свои интересы в российском банковском секторе.


2.2. Модернизация правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации

Для восстановления и дальнейшего укрепления конкурентоспособности национального производства предстоит революционно изменить структуру российской экономики. В свою очередь основным условием проведения структурной перестройки считается наполнение инвестиционных каналов отечественными и зарубежными инвестициями. [22.C.8]

Потоки иностранных инвестиций поглощаются экономикой России, но хронически не удовлетворяют запросы принимающей стороны. Прямые инвесторы бойкотируют привнесение передовых технологий, доминирует ссудный капитал, инвестиции концентрируются в производствах с низкой долей добавленной стоимости. Примерно 85% иностранных инвестиций представлено капиталом российского бизнеса, прошедшего через офшоры1.

Низкие характеристики поступающего из-за границы капитала объясняются рядом причин. В их список включены недостатки правового регулирования иностранных инвестиций. [35.C.6]

Исследование общего инвестиционного законодательства, специального законодательства об иностранных инвестициях, норм международных договоров позволяет утверждать, что правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации насыщено противоречиями и пробелами.

Недоработки общего инвестиционного законодательства сдерживают инвестиционную активность не только зарубежных, но и национальных инвесторов. [21.C.6]

Появление комплекса недостатков правового регулирования инвестиций объясняется отсутствием ориентированной на 10-15 лет государственной инвестиционной политики, выступающей концептуальной базой подготовки правовых актов в области инвестиционной деятельности.

Очевидно, что возникла необходимость вхождения в новый этап развития правового регулирования инвестиций.

В переходный период планируется выполнить следующую программу действий:

  • во-первых, разработать долгосрочную государственную инвестиционную политику;
  • во-вторых, реформировать правовое регулирование инвестиций. [35.C.65]

Для конструирования эффективной инвестиционной политики государства принципиальное значение имеет выяснение контуров предстоящего экономического строительства. Отправной точкой намеченного исторического маршрута выступает проект указа Президента Российской Федерации «О реконструкции национального хозяйства». [28.C.8]


В этом документе надлежит поставить перед Правительством Российской Федерации задачу подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о реконструкции национального хозяйства Российской Федерации.

По вопросу о реконструкции хотелось бы дать некоторые разъяснения.

Российская Федерация остается в системе координат экономики индустриального типа. Единственным вариантом совершения прыжка в постиндустриальное пространство может быть проведение реконструкции национального хозяйства. [33.C.81]

Нельзя не отметить, что в научной литературе идет бурное обсуждение вопроса о предстоящей «индустриализации» («второй», «третьей», «форсированной»), «реиндустриализации», «новой индустриализации», «неоиндустриаль- ной модернизации», «индустриально-инновационной модернизации», «интерактивной модернизации». Но эти термины далеко не адекватны «реконструкции», относящейся к наиболее радикальному виду переустройства производительных сил. [34.C.8]

Цель реконструкции национального хозяйства заключается в установлении доминирования в российской экономике шестого технологического уклада. [13.C.76]

Решительное проведение реконструкции позволит вплотную подойти к еще трудно различимой, очерченной пунктирно, с большими допусками и оговорками, но доступной в стратегической перспективе границе технологического переворота. Для вхождения в зону принципиально иного состояния производительных сил предстоит овладеть новым сверхзнанием в области пространства и времени. Это позволит России стать лидером глобальных преобразований планетарного хозяйства.

Наивно и непростительно полагать, что западные страны будут безмятежно созерцать и приветствовать успехи Российской Федерации, продвигающейся по ранее неизвестным маршрутам к высочайшим вершинам инновационного развития. Массированное применение антироссийских санкций, в том числе в сфере трансграничного движения капитала, направлено на обескровливание хозяйственного организма России, недопущение ее бизнеса к управлению мировыми экономическими процессами. [37.C.21]

Усиление бескомпромиссной схватки по оси Запад - Россия неизбежно убыстряет созревание политического решения о запуске реконструкции национального хозяйства. Взятие курса на реконструкцию позволяет грамотно отработать проект указа Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной инвестиционной политике». В документе прописывается цель его принятия - повышение инвестиционной активности национальных и иностранных инвесторов в период реконструкции национального хозяйства.


Указ Президента Российской Федерации должен содержать систему прогнозируемых показателей в сфере инвестиционной деятельности. Важнейшим в этом перечне является общая сумма требуемых инвестиций.[12]

Вплоть до настоящего времени государственные органы уклоняются от постановки вопроса о законодательном определении объема инвестиций для проведения модернизации. Г.И. Ханин и Д.А. Фомин справедливо отмечают: «Важнейшая причина беспомощности официальных структур в отношении цены модернизации состоит в том, что они не знают и не пытаются узнать реальной стоимости имеющихся основных фондов - а без такой информации никакие расчеты не могут дать истинные результаты». [37.C.12]

Сложилась многовариантность прочтения экспертным сообществом совокупной суммы инвестиционного обеспечения модернизации экономики. Это связано с отличиями в понимании масштабов предстоящего обновления техники и технологий. Трудно пробиться в область инвестиционного половодья. В условиях инфляционного роста цен, стагнации и рецессии отечественной экономики пришлось корректировать в сторону понижения предполагаемую величину доли инвестиций от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. [28.C.12]

Стимулируя инвестиционную деятельность иностранных инвесторов, нужно втянуть их в реконструкцию национального хозяйства. Выполнение сформулированной установки предполагает проведение глубокого преобразования национально-правового регулирования инвестиций. Центральное место в переформатировании инвестиционного законодательства занимает подготовка Инвестиционного кодекса Российской Федерации.

Идею о необходимости кодификационного акта в сфере инвестиционной деятельности поддерживают С.С. Жилинский [27], В. Н. Лисица [31], В. С. Павлова [34] и другие авторы. Присоединяясь к их позиции, следует подчеркнуть, что принятие Инвестиционного кодекса Российской Федерации повысит эффективность правового регулирования инвестиций. В то же время прекращается действие специального законодательства об иностранных инвестициях. Полезно с учетом цели реконструкции национального хозяйства подготовить серию международных инвестиционных соглашений, внести изменения и дополнения в отдельные международные договоры Российской Федерации. Проведенное исследование позволяет в проекте указа Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной инвестиционной международно-правового регулирования иностранных инвестиций.

В свете изучаемого вопроса о модернизации правового регулирования иностранных инвестиций рассмотрим ключевые положения проекта федерального закона об инвестиционной политике в Российской Федерации.


Федеральный закон об инвестиционной политике в Российской Федерации должен опираться на исходную установку о смене парадигмы государственной инвестиционной политики.

Новая инвестиционная политика государства не сверстана по калькам мобилизационного сценария, отрицает тотальное государственное планирование в сфере инвестиционной деятельности, принудительное сосредоточение в руках государства инвестиционных ресурсов, выдавливание частных инвестиций на окраины инвестиционного пространства. [33]

Сущность предлагаемой модели инвестиционной политики Российской Федерации сводится к возвышению роли государства как устроителя благоприятных условий для размещения и функционирования частных инвестиций.

Тектонические сдвиги в инвестиционной политике государства инициируют изменения инвестиционной политики муниципальных образований.

Содержание подлежащей законодательному закреплению инвестиционной политики в Российской Федерации заключается в крупноформатной трансформации государственных (муниципальных) инвестиционных ресурсов в государственные (муниципальные) инвестиции и использовании большого объема государственного (муниципального) недвижимого имущества для поощрения инвестиционной деятельности национальных и иностранных инвесторов. [32.C.76]

Выполнить предлагаемый план действий непросто. Дело в том, что вплоть до настоящего времени не проведена государственная регистрация прав на государственное недвижимое имущество денежной оценкой в десятки трлн долл. Только энергичная легализация государственной собственности позволит многократно увеличить объем государственных инвестиций и имущественной поддержки инвесторов. [37.C.11]

Государственные (муниципальные) инвестиции направляются преимущественно на обустройство инвестиционных площадок, профессиональную подготовку и переподготовку квалифицированных работников, в здравоохранение, научные исследования и разработки. [33]

На инвесторов может распространяться общая и дополнительная государственная (муниципальная) поддержка. Дополнительная поддержка должна предоставляться тогда, когда инвестиции ускоряют реконструкцию национального хозяйства.

Важным инструментом стимулирования инвестиционной деятельности выступает механизм государственно-частного и муниципальночастного партнерства. Здесь акцентируется внимание на предоставление концессий, создание совместных предприятий, а также реализацию инвестиционных проектов, участниками которых выступают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и бизнес. [33]