Файл: «Документирование и инвентаризация».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фактические данные из инвентаризационных описей сопоставляются с
данными бухгалтерского учета и на основании полученной разницы, если
таковая имеется, составляют сличительные ведомости.

Следующим этапом является отображение результатов инвентаризации
в бухгалтерском учете, выявление причин отклонений и выбор способа их
отражения в учете. Согласно Федерального закона «О бухгалтерском учете»
выявленные излишки материалов относят на финансовые результаты
организации, излишки принимаются к учету по рыночной стоимости,
установленной на дату проведения инвентаризации и отражаются в дебете
счета 10 «Материалы» и кредите счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостачу материалов списывают по фактической себестоимости,
которая состоит из учетной цены материалов и доли транспортно-
заготовительных расходов, относящуюся к этим материалам. Расчет доли
транспортно-заготовительных расходов устанавливается организацией самостоятельно. Недостачи и потери от порчи материалов списывают по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредит счета 10
«Материалы» - по учетной цене материалов. В случае если учетной политикой организации предусматривается использование счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то недостачу надо отразить по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Недостача материальных ценностей и их порча в пределах норм естественной убыли списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на счета учета затрат на продажу, производство и/или на расходы, основные бухгалтерские проводки представлены в таблице 2.

Нормы естественной убыли, для целей налогообложения прибыли, учитываются только в том случае, если они утверждены в порядке, установленном Правительством РФ. На данный момент в установленном порядке ООО НПО «Мостовик» используют, следующие нормы: нормы естественной убыли массы грузов металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом; нормы естественной убыли строительных материалов при хранении, реализации и перевозки автотранспортом.

Таблица 2

Недостача материалов в пределах норм естественной убыли

Содержание факта хозяйственной жизни

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1.Недостача материалов, выявленная при инвентаризации (в пределах норм естественной убыли)

94

10

2.Недостача списана в затраты на производство стоимость недостающих материалов (в пределах норм естественной убыли)

20. 23.....

44

94


Если норма отсутствуют, то убыль определяется как недостача сверх
нормы. Недостача материальных ценностей сверх нормы естественной убыли
списывается за счет материально-ответственных лиц. При этом могут возникнуть следующие ситуации:

- материально ответственные признаны виновными и согласны с нанесенным ущербом и готовы возместить его;

- материально ответственные признаны виновными, но не могут возместить ущерб по объективным причинам;

- виновные лица не установлены.

ООО «Мостовик при проведении инвентаризации материальных ценностей в 2016 г. была выявлена недостача. Фактическая себестоимость недостающих материалов - 50 000 руб., в том числе в пределах норм естественной убыли - 4 500 руб. Рыночная стоимость - 67 000 руб. Материально ответственное лицо - виновник недостачи – на основании приказа руководителя организации возмещает рыночную стоимость недостающих материалов в сумме 12 500 руб.

Таблица 3

Инвентаризация материалов в ООО «Мостовик» за 2016 год

Содержание факта хозяйственной жизни

Корреспонденция
счетов

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1. Отражена недостача материалов по фактической себестоимости

94

10

50 000

2. Отражена недостача материалов в пределах норм естественной убыли

26

94

4 500

3. Отражена задолженность материально ответственного лица:

-недостача материалов по фактической себестоимости;

73-2

94

45 500

-недостача материалов, как разница между рыночной стоимостью и фактической себестоимостью

73-2

91-1

12 500

4. Получены деньги от материально
ответственного лица в погашение задолженности по возмещению ущерба

50

73-2

12 500

В ходе инвентаризации в ООО «Мостовик» 2016 г. на складе обнаружена недостача средств индивидуальной защиты на общую сумму 4 500 руб. В недостаче виновен кладовщик, который признал свою вину и согласился полностью возместить ущерб. В данном случае для средств индивидуальной защиты не предусмотрены нормы естественной убыли, соответственно вся недостача будет подлежать возмещению с кладовщика.


Таблица 4

Инвентаризация материалов в ООО «Мостовик» за 2016 год

Содержание факта хозяйственной жизни

Корреспонденция
счетов

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1 .Отражена недостача средств индивидуальной защиты

94

10

4500

2.Отражена задолженность материально
ответственного лица

73-2

94

4500

З.Из заработной платы удержана сумма материального ущерба

70

73-2

4500

В данном случае сумма, взысканная с работника, равна балансовой стоимости недостачи, потому пи расходов, ни доходов в бухгалтерском учете не возникает.

Если материальное лицо не признано виновным или руководитель организации принял решение не взыскивать сумму ущерба, то списание недостач и потерь от порчи материальных ценностей сверх норм производится па счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Рассмотрим ошибки, чаще всего встречающиеся при проведении инвентаризации материально-производственных запасов:

1) Неправильно оформлены договора с материально ответственными
лицами;

2) Неправильно оформляются первичные документы по приходу и
расходу МПЗ;

3) В ходе инвентаризации не отображается потеря качественных характеристик МПЗ;

4) Часто комиссия не обращает внимания на товары, длительное время
хранящиеся без движения, соответственно не предполагаются меры по их дальнейшему использованию;

5) Не создают отдельные описи на материалы, которые находятся в
пути, на складах других организаций, подвергшихся порче, ненужные, неликвидные, а также не поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации;

6) Не ведется учет НДС по поступившим МПЗ;

7) Неправильно производится списание МПЗ по видам расходов (на
основное производство, косвенные расходы и др.).

Таким образом, инвентаризация является одним из инструментов
установления истинного положения дел в организации. Роль инвентаризации
довольно таки велика - с ее помощью проверяется достоверность данных текущего бухгалтерского учета материальных ценностей, выявляются ошибки, которые допущенные в учете, контролируется сохранность материалов, которые числятся у материально ответственных лиц.


Инвентаризация имеет важное значение для сокращения потерь материальных ценностей, предупреждения хищений материалов. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможные потери.

Инвентаризации или подтверждает данные бухгалтерского учета, или
выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи.
Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность
материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных
бухгалтерского учета и отчетности.

Выводы.

Инвентаризация - это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия имущества предприятия и сопоставление с данными бухгалтерского учёта.

В связи с этим необходимо осуществлять контроль за инвентаризациями по следующим направлениям: наличие разработанных и утвержденных
планов; полнота охвата объектов и своевременность инвентаризаций; правомочность и компетентность комиссий; качество инвентаризационного процесса; достоверность и правильность составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей; своевременность, объективность и законность реализации материалов инвентаризаций; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах результатов проведенных инвентаризаций.

Заключение

Документирование — оформление экономического события документом. В широком понимании бухгалтерская документация представляет собой первичные бухгалтерские документы, учетные регистры и бухгалтерскую отчетность. Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве, письменное свидетельство с заполнением необходимых реквизитов, придающих ему доказательную юридическую силу.

Обязательные реквизиты первичных документов: наименование, дата составления, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.

Электронный документооборот – система ведения документации, при которой весь массив создаваемых, передаваемых и хранимых документов поддерживается с помощью информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, объединенных в сетевую структуру, предусматривающую возможность формирования и ведения распределенной базы данных.


Инвентаризация - это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия имущества предприятия и сопоставление с данными бухгалтерского учёта.

Наиболее характерными недостатками инвентаризаций являются:

— инвентаризационные комиссии действуют как временный орган;

— проверяющие специалисты плохо ознакомлены с нормативными актами и слабо знают свои права, обязанности и ответственность;

— отсутствует четкая регламентация инвентаризаций (проведение, оформление, подведение итогов и принятие решений по результатам проверки);

— нет методик зачета пересортицы и списания норм естественной убыли;

— не обоснован порядок расчета материального ущерба;

— отсутствует контроль за состоянием инвентаризационной работы;

— большинство членов инвентаризационных комиссий не имеют специального образования.

В связи с этим необходимо осуществлять контроль за инвентаризациями по следующим направлениям: наличие разработанных и утвержденных
планов; полнота охвата объектов и своевременность инвентаризаций; правомочность и компетентность комиссий; качество инвентаризационного процесса; достоверность и правильность составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей; своевременность, объективность и законность реализации материалов инвентаризаций; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах результатов проведенных инвентаризаций.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
  2. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ. – Режим доступа: http://consultant.ru.
  3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. – Режим доступа: http://consultant.ru/
  4. Об электронной подписи [Электронный ресурс] : федер. закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ. – Режим доступа: http://consultant.ru/
  5. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования [Электронный ресурс] : приказ Ростехрегулирования от 12.03.2007 № 28-ст. – Режим доступа: http://consultant.ru/
  6. Бычкова С. М Бухгалтерский финансовый учет. — М: Эксмо, 2013.
  7. Гамзатова М.А.М. Инвентаризация как метод контроля // Актуальные вопросы современной экономики. 2014. № 2. С. 36-40.
  8. Грикевич О. Обмен электронными документами / О. Грикевич. – Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/articles/259794/
  9. Гугнина Е.В., Сафронова Г.П.Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета // Вопросы экономических наук. 2014. № 3 (67). С. 100-102.
  10. Данилова А. Выделение бухгалтерских документов на уничтожение и методы их утилизации / А. Данилова. – Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/articles /295450/
  11. Демина И.Д., Манаенкова Ю.В. Инвентаризация товаров и тары на предприятиях розничной торговли: планирование, учет и анализ результатов инвентаризации // Все для бухгалтера. 2010. № 4. С. 2-15.
  12. Журко В.Ф., Бобошко Н.М. Инвентаризация как метод контроля // Бухгалтерский учет. 2013. № 2. С. 86-88.
  13. Киселева И. Плюсы и минусы использования электронного документооборота / И. Киселева // Финансовая газета. – Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/articles/293936/
  14. Круташова А.А.Инвентаризация как одна из составляющих метода бухгалтерского учета // Вестник Академии знаний. 2012. № 1. С. 25-28.
  15. Маврицкая Е. Какие новшества ожидают бухгалтеров в связи с принятием нового закона о бухучете / Е. Маврицкая. – Режим доступа: http://www.buhonline.ru/ pub/comments/ 2011/12/5525.
  16. Петрук А. М. Договорные обязательства и права в бухгалтерском учете (по материалам предприятий Житомирской области) / А. М. Петрук. К.: Нац. экон. ун-т, 2000. 20 с.
  17. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2013.
  18. Соколов Я. В. Человек – творец фактов хозяйственной жизни [Электронный ресурс] // интернет-ресурс для бухгалтеров «БУХ 1.С». Режим доступа: http://www. buh. ru/document-1469.
  19. Шайтова Н.Ж.Инвентаризация – один из элементов метода бухгалтерского учета // NovaInfo.Ru. 2013. № 10. С. 95-98.
  20. Шунькова В.Н.Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета // Научные записки ОрелГИЭТ. 2010. № 2. С. 120-123.