Файл: Методология и методы качественно-количественных исследований (Особенности изучения психолого-педагогического процесса).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности изучения психолого-педагогического процесса
1.2 Методы качественных психолого-педагогических исследований
1.3 количественных психолого-исследований
Глава 2. Практическое количественных и качественных
2.1 Сравнительный анализ и качественных методов в психологии
5. «Разберись с героями»
известных вам героев (например, Кот Базилио, доктор Айболит, Микки-Маус, Kapjjm сон, Винни-Пух, ослик Иа, Кот Волк и Заяц (Ну, ) и т.д.) по типам темперамента.
с резко выраженным встречаются не так уж Реально наблюдается типов при какого-либо
Встречается и равная это 5-й тип - темперамент (древние его «нормальным»).
результатов: Всего по вопросам вы имеете 10 (это 100 Подсчитав количество в каждой из колонок: -- С, холерик -- X, флегматик -- Ф и -- М, вы можете увидеть, у вас темперамент (тот, по которому вы набрали всего баллов). А выражение Вашего будет отражать
Упражнение 6. «Темп ».
Нарисовать в течение возможно большее треугольников.
Подсчитайте знаков, написанных за 1 минуту. Если 60 - вы флегматик; 60-70 - норма (); более 70 - холерик.
образом, на основании проведенных методик -количественного исследования сделать выводы, в классе преобладает тип темперамента учащихся. Но при учебно-воспитательной следует также и особенности темперамента ребят.
Заключение
многообразие методов можно разделить на и количественные. Качественные используются в том когда исследователю получение глубинной по определенной теме. словами отвечает на "Почему?" "Как?". же методы используются когда необходимо какие-либо характеристики изучаемого
Методы исследования - способы получения знания, достижения научных результатов, приемы, процедуры познания. Имеются собственно педагогические, и методы других используемые педагогикой. В от уровня исследования, целей и этапов три группы эмпирические, теоретические и
Эмпирические методы сбору данных о объекта исследования, и фиксированию научных Они же служат и обобщению педагогического анализу состояния воспитания, выявлению К ним относятся изучение продуктов литературы, документов, методы (анкеты, интервью), социометрия, независимых характеристик и др.
методы используются в в фундаментальных исследованиях и на осмысления, обобщения служат интерпретации данных, для научных положений и теорий. К теоретическим относятся анализ и абстракция и конкретизация, сравнение, реферирование, эксперимент, моделирование, атака, операции с терминологией и пр.
Математические служат установлению зависимостей между К ним относятся ранжирование, шкалирование и пр. стремится использовать язык для своих теорий.
Список используемой литературы
1. педагогические теории, технологии: Учеб. студентов высш. и учеб. заведений / С.А. Под ред. С.А.Смирнова. – М.: центр «Академия», – 512 с.
2. Петровский А.В., М.Г. Психология: Учебник студ высш. пед. заведений. - 2-е изд. стереотип. - М.: центр «Академия», - 512 с.
3. Подласый И.П. Новый курс: для студ. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: изд. Центр ВЛАДОС, – 576 с.
4. Прокопьев И.И. общей педагогики. / Учеб. И.И. Прокопьев, Н.В. – Мн.: ТетраСистемс, 2012. – с.
5. Пуйман С.А. Основные курса педагогики / С.А. – Мн.: «ТетраСистемс», 2013. – с.
6. Ганзен В.А., Балин В.Д. и методология психологического Практическое руководство. СПб., 199.1.
7. Дж. Стенли Дж. Статистические в педагогике и психологии. М.,
8. Горбатов Д.С. Практикум по исследованию. Самара,
9. Готтсданкер Р. Основы эксперимента. М., 2012.
10. К.М. Что такое диагностика? М., 2014.
11. В.Н. Выборочное наблюдение и М., 2013.
12. Дружинин В.Н. психология. М., 2014.
13. готовности детей к в школе: Анализ / Под ред. В.М. Астапова. М.,
14. Диагностика учебной и интеллектуального развития / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. М., 2014
15. Диагностика развития дошкольников / ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М.,
16. Детская психология/ ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Пань-ко. 2013.
17. Дюк В.А. психодиагностика. СПб., 2014.
18. А.З. Диагностика мышления 6—10 лет. М., 2013.
19. Изучение школьника учителем/ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян и др. М.,
20. Ингенкамп К. Педагогическая М., 2012.
21. Корнилова Т.В. в психологический эксперимент.
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
для родителей «мешает Вашему »
Цель: оценить ребёнка всеми семьи. опросы
) ведёт себя в ситуации, когда быстро действовать?
а) включается в работу;
б) действует;
в) действует без лишних
г) действует робко,
) Как реагирует на замечание взрослого?
а) что больше делать не будет;
б) реагирует на замечания;
в) молча;
г) обижен,
) Как разговаривает с другими детьми в для него
а) быстро, с жаром, к мнению других;
б) со страстью, но других не
в) медленно, спокойно, но
г) с большой уверенностью.
) ведёт себя в обстановке /в кабинете заведующей и др.?
а) активен, повышенную активность;
б) рассматривает окружающее;
в) растерян
Результаты:
преобладают ответы: «а» - вы дело с сангвиническим «б» - с холерическим;«в» - с флегматически;
« г» - с типом темперамента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест диагностики темперамента Г.Ю.Айзенка. Цель: выявить тип темперамента.
Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да» («+»), либо «нет» («-»). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову.
Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «+» («да»), если нет -- знак «-» («нет»). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов».
Обработка результатов. С помощью «ключа» подсчитывается количество баллов, полученных по каждой из шкал.
За ответ, совпадающий с ключом, начисляется 2 балла, за ответ «не знаю» - 1 балл, за ответ, не совпадающий с ключом - 1 балл. Полученные баллы суммируются. Показателем интроверсии является сумма до 11 баллов, экстраверсии - свыше 12 до 24 баллов. Об эмоциональной устойчивости (психотизме) свидетельствует сумма до 14 баллов, о неустойчивости (нейротизме) - свыше 15 баллов;
Методика Айзенка
) У Вас много различных хобби?
) Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?
) У Вас часто бывают спады и подъемы» настроения?
) Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?
) Вы разговорчивый человек?
) Вес беспокоило бы то, что Вы залезли в долги?
) Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком боа особых на то причин?
) Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем Вам полагалось?
) Вы тщательно запираете дверь на ночь?
) Вы считаете себя жизнерадостным человеком?
) Увидев, как страдает ребенок, животное, Вы бы сильно расстроились?
) Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?
) Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично Вам это очень неудобно?
) Вы получили бы удовольствие от прыжка с парашютом?
) Способны ли Вы дать волю чувствам и от души повеселиться в шумной компании?
) Вы раздражительны?
) Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем
на самом деле были виноваты Вы сами?
) Вам нравится знакомиться с новыми людьми?
) Вы верите в пользу страхования?
) Легко ли Вас обидеть?
) Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
) Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?
) Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести Вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?
) Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело?
) Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?
) Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе?
) Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите?
) Вас часто беспокоит чувство вины?
) Вам приходилось говорить о том, в чем Вы плохо разбираетесь?
) Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?
) У Вас есть явные враги? Вы назвали бы себя нервным человеком?
) Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?
) У Вас много друзей?
) Вам нравится устраивать розыгрыши шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?
) Вы беспокойный человек?
) В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что Вам приказывали?
) Вы считаете себя беззаботным человеком?
) Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность?
) Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?
) Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?
) Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?
) Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он делится с Вами заботами?
) У Вас часто нервы бывают натянуты до предела?
) Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?
) Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?
) Считаете ли Вы что брак старомоден, и его следует отменить?
) Вы иногда чувствуете жалость к себе?
) Вы иногда много хвастаетесь?
) Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?
) Раздражают ли Вас осторожные водители?
. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?
. Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям?
. Для Вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус?
. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?
. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?
. Вам нравится общаться с людьми?
. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?
. Вы страдаете от бессонницы?
. Вы всегда моете руки перед едой?
. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока?
. Вы чувствуете себя апатичным, усталым, без какой-либо причины?
. Вам нравится работа,- требующая быстрых действий?
. Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
. Ваша мать -- хороший человек (была хорошим человеком)?
. Часто ли Вам кажется, что жизнь ужасно скучна?
. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях?
. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время?
. Есть ли люди, которые стараются избегать Вас?
. Вас очень заботит Ваша внешность?
. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми?
. Считаете ли Вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?
. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание умереть?
. Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были у вороны, что Вас никогда не смогут уличить в этом?
. Вы можете внести оживление в компанию?
. Вы стараетесь не грубить людям?
. Вы долго переживаете после случившегося конфуза?
. Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему?
. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда?
. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека?
Вас беспокоили Ваши нервы?
. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами?
. Вы легко теряете друзей по своей вине?
. Вы часто испытываете чувство одиночества?
. Всегда ли Ваши слова совпадают с делом?
. Нравится ли Вам иногда дразнить животных?
. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично Вас и Вашей работы?
. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы Вам слишком скучной?
. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?
. Вам нравится суета и оживление вокруг Вас?
. Вы хотите, чтобы люди боялись Вас?
. Верно ли, что Вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?"
. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня?
. Считают ли Вас живым и веселым человеком?
. Часто ли Вам говорят неправду?
. Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам?
. Вы всегда готовы признавать свои ошибки?
. Вам когда-нибудь было жалко животное, которое попало в капкан?
. Трудно ли Вам было заполнять анкету?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Опросник структуры темперамента В.М.Русалова
Цель- диагностика свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной жизнедеятельности человека.
Опросник включает 105 вопросов.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, которым приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» и «плохих» ответов. Если вы выбрали ответ «согласен», то в бланке для ответов, соответственно Номеру вопроса поставьте знак «+», если выбрали ответ «не согласен», поставьте значок «-» в клетке рядом с номером вопроса.».