Файл: Методология и методы качественно-количественных исследований (Особенности изучения психолого-педагогического процесса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и количественный подходы Б. Г. Ананьевым как и количественный методы уже полученных К количественным методам относит «анализы корреляционный, факторный, применяемые в целях измерения.

Качественный заключается в дифференциации материала по типам, вариантам, в общем, в количественно обработанного что необходимо подготовки обобщающей исследования»

Парадигма исследования близка к «» или, как отмечено гуманитарной. В ходе поиска применяется метод: движение происходит от единичных к общим положениям. теоретических принципов, руководствуется исследователь качественном подходе – холизма (несводимости к сумме частей), принцип (подчеркивающий субъекта), принцип (относительности), а также описания общей или явления, а не связей между параметрами.

Фокус при качественном направлен на описание не общих закономерностей, особенных, уникальных случаев психологической В центре внимания личность, индивидуальность – неповторимая в своей а также ее субъективные внутренний мир. Целью является не объяснение, а субъективной реальности, концепции внутренней жизни личности.

методы исследования привлекаться на этапе с проблемой – для исчерпывающего объема для построения исследования. Качественный оправдывает себя необходимости системного, понимания изучаемого и явления.

Для качественного исследования нестандартизованные методики, подойти к изучению социально-психологического как уникального. такой подход в максимальной степени изучать частную социально-психологической В отличие от количественных, методы носят характер, не опираются на процедуры. При качественного исследования обследуется меньшее человек, которое, зачастую позволяют больший объем Валидность получаемой проверяется посредством не факта достоверного связей, а реального полученной информации, имеющиеся данные составить целостное явления. Единицами данных являются не а их субъективные значения личности. Представление происходит не путем их а в таком виде, в они выявлены, с о возможном значении личности.

Специфические проведения качественного позволяют изучить: а) происхождения изучаемого б) внутреннюю структуру в) связи между и явлениями, г) причинно-связи между и явлениями.

Разумеется, подходу в исследовательской свойственны не только но и недостатки.

Преимущества методов - открытое разнообразия феноменологий -психологических явлений; глубокий анализ; Недостатки - большая субъективизма в анализе; анализа полученных необходимость участия -квалифицированных исследователей.


количественных методов - охват; возможность обобщений; относительная обработки результатов. - заданные рамки в социально-психологической невозможность исследовать те которые не укладываются в концепцию

Среди применения качественного можно назвать непосредственного знакомства с реальностью без «фильтра», более анализа связей -психологических явлений на - и микроуровне, а также экономичность организации и результатов исследования. ограничениями являются субъективизм при хода исследования, а трудоемкий анализ высокие требования, к профессионализму, опытности

2.2 Применение качественно-методов при темперамента младших

Целью психоло-диагностики является различных типов учащихся 3 класса. В принимало участие 27 Из них 14 девочек, 13 Средний возраст 9-10 лет. темперамента детей в процессе наблюдения за их и деятельностью в течение дня. Наблюдения дополняются работы с учителем и Обобщенные данные и соотносятся с характеристикой темперамента.

Используемые

1. Анкета для «Что мешает ребенку?» Истратова С.Л.

оценить поведение всеми членами (приложение1).

.Тест темперамента Г.Ю.Айзенка (2). Цель:

выявить темперамента.

.Опросник темперамента В.М.Русалова (3)

Цель: диагностика темперамента, проявляющихся в и социальной жизнедеятельности

Результаты диагностики:

1. родителей.

При анализе полученных можно сделать что:

52% (14 человек) респондентов ответы группы «А», значит, что у проявляется сангвинический темперамента;

29% (8 человек) преобладают ответы «Б», это значит, у ребенка проявляется тип темперамента;

11% (3 ) респондентов преобладают группы «В», это что у ребенка флегматическийтип темперамента;

7% (2 ) респондентов преобладают группы «Г», это что у ребенка меланхолический тип

Диаграмма 1.- Анкетирование

Таблица 1- Тип подростков (по результатам Г.Ю. Айзенка)

Тип

Количество человек

в %

Сангвиник

13

48

Холерик

9

33

3

11

Меланхолик

2

7

Диаграмма. 2 -темперамента подростков

Из (таблицы 1) и диаграммы что в выборке тип темперамента в 48 % случаев. Сангвиник приспосабливается к новым быстро сходится с общителен. Чувства возникают и сменяются, переживания, как неглубоки.


Мимика у богатая, подвижная, Несколько непоседлив, в новых впечатлениях, регулирует импульсы, не строго придерживаться жизни, системы в и учебе. В связи с может успешно дело, требующее траты сил, длительного и напряжения, усидчивости, внимания, терпения. отсутствии серьезных глубоких мыслей, деятельности вырабатываются и непостоянство.

Холерический темперамента встречается в 33% Холерик отличается возбудимостью, действия Ему свойственны и стремительность движений, импульсивность, яркая эмоциональных переживаний. неуравновешенности, увлекшись склонен действовать всех сил, истощаться чем следует. общественные интересы, проявляет в инициативности, принципиальности.

Флегматический темперамента отмечен у 11 % Флегматик характеризуется низким уровнем поведения, новые которого вырабатываются но являются стойкими. медлительностью и спокойствием в мимике и речи, постоянством, глубиной и настроений. Он редко из себя, не склонен к рассчитав свои доводит дело до ровен в отношениях, в общителен, не любит болтать. Экономит попусту их не тратит.

В от условий, в одних флегматик может «положительными» чертами: глубина мыслей, основательность и т. д., в других - безучастность к окружающему, и безволие, бедность и эмоций, склонность к одних лишь действий.

Меланхолический темперамента представлен в в 7 % случаев. У учеников с типом темперамента часто не соответствует раздражителя, присутствует и устойчивость чувств слабом их выражении.

трудно долго на чем-то Сильные воздействия вызывают у меланхолика тормозную реакцию. свойственны сдержанность и моторики и речи, робость, нерешительность. В условиях меланхолик -- глубокий, содержательный, быть хорошим успешно справляться с задачами. При условиях может в замкнутого, боязливого, ранимого человека, к тяжелым внутренним таких жизненных которые вовсе не заслуживают.

Таблица 2 - структуры темперамента В.М. Особенности свойств у младших школьников с типом темперамента (по методики В.М. Русалова).

темперамента

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

высокий

средний

средний

Темп

средний

средний

Эмоциональность

низкий

низкий

высокий

низкий

средний

высокий

Особенности темперамента у младших с разным типом (по результатам методики В.М. ).


Обозначения:

- Пластичность

-

- Эмоциональность

- Контроль

качественно-количественного по методике В.М. Русалова о том, что у учеников с типом темперамента в степени выражены свойства, как темп; эмоциональность;

Пластичность выражается в переключения с одного деятельности на другой, от одних форм к другим в процессе с предметной средой, в к разнообразию или форм предметной

Высокая пластичность у подростков с сангвиническим темперамента. Такой предпочитает работу, разнообразных решений и Легко переключается с вида деятельности на Может одновременно особого труда несколько дел. Без берется за новые и решение задач, изменения или алгоритма действий. привыкает к новой организации работы. меняет стиль поведения. Необходимость от выполняемой работы без особого Следует моде, отказывается от устаревших одежды, предметов обихода и т. д.

Средний пластичности свойственен с холерическим, флегматическим и типом темперамента. означает, что в для себя подросток достаточно переключается с одного деятельности на другой, для овладения алгоритмами действия время и определенные Необходимость освоения деятельности вызывает и сомнения, требует длительной подготовки[33].

проявляется в поведении и выполнения операций осуществлении предметной в скорости психических при выполнении заданий, моторно-быстроте или

Установлено, что у с сангвиническим, холерическим и типами темперамента средний уровень В этом случае не отказывается от работы, быстрых действий и принятия решений. справляется с работой, она привычна и В случае изменения ситуации необходимо чтобы темп и качество стали высокими.

Низкий свойственен подросткам с типом темперамента. говорит о том, что выполняет работу Движения замедленные. реакций низкая. работы, требующей рук, высокой скорости Легко справляется с работой. Скорость и чтения может невысокой. Походка неторопливая, размеренная.

демонстрирует чувствительность к между задуманным, планируемым действием и реального действия. эмоциональности отражают эмоционального реагирования неудачах, чувствительность к дела, уровень в себе при задания.

Максимальную обнаружили подростки с и холерическим типом На основании результатов можно сказать, такой подросток избирательным отношением к деятельности, к неудачам. В невысокой значимости заданий он уверен в в правильности своих и действий. Если высоко значимо, то к собственным промахам

Низкая эмоциональная диагностирована у подростков с и флегматическим типами Это значит, подросток безразличен к между задуманным, планируемым и реальным Ощущение спокойствия, в себе при любого дела. к неудачам. Отсутствие беспокойства в случае или плохого работы[33].


Контроль ориентацию на социально способы поведения.

уровень контроля у подростков с меланхолическим темперамента. Это сделать вывод о том, подростки предпочитают ориентацию на социально формы поведения.

уровень контроля подросткам с холерическим и типом темперамента. означает умеренное откровенности в оценке поведения, избирательная на социально одобряемые общения и поведения.

уровень контроля, откровенность в оценке поведения диагностированы у с сангвиническим типом

На основании полученных были сделаны выводы:

Сангвинический темперамента свойственен 48 % Холерический тип встречается у 33 % испытуемых. тип темперамента у 11 % учащихся. Меланхолический темперамента представлен в в 7 % случаев.

Для изученных особенностей ученикам было качественное исследование - практических упражнений. подтвердили данные [51].

Упражнение 1. «Визитная »

Учащиеся садятся в Дается задание: должен подумать, в нем, в его темпераменте самым важным, существенным, и найти этого краткую выражения, можно в виде цитаты. («и пламень»; «То как она завоет, то как дитя»; « печальна, молчаливаи т.п.) или метафоры. все по очереди, с того, кто справа от ведущего, группе. Сначала называет свое имя, говорит о себе и поведении.

Группа чьи представления наибольшее впечатление, темпераменту они

Упражнение 2. «Ваша »

Учащимся предлагают следующую ситуацию: «Вы в очереди, и вдруг вами и впередистоящим кто-то «». Ситуация очень а ведь частенько и не находится, чтобы свое возмущение и Да и не всяким словом удается отбить на будущее такому Расскажите, какова ваша реакция на ситуацию. На поведение темперамента она А тем не менее, же быть? Ведь не же с тем, что такие неизбежны!» Далее ситуация обыгрывается. распределяются. Один играет роль «», другой дает отпор. Затем меняются ролями. проводится конкурс на ответ в данной Ведущий оценивает, оказался самым

Упражнение 3. «Мой - лучший»

Все по очереди определяют темперамент. Затем темперамент друг у Каждый хвалит темперамент, подчеркивая выигрышные стороны. холерики хвалят и флегматиков, сангвиники - и флегматиков и т.д.

Упражнение 4. «»

Участникам предлагается игру, в которой действовать холерик, и флегматик. Например: судебное разбирательство. сангвиник, многократно правила дорожного превышавший скорость и чужую машину. От он отказался. Обвинитель -- судья -- флегматик. учащихся разыгрывают ситуацию. Педагог и учащиеся следят за тем, они действовали в со своим темпераментом.