Файл: Методология и методы качественно-количественных исследований (Особенности изучения психолого-педагогического процесса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На пути исследования педагогических стоит немало Наверное, самое среди них – сложившиеся в прошлом. сформировавшиеся на описательной противятся неизвестному им подходу. Среди более крупных "преткновения" – природа и педагогических явлений. неметричны. Точнее, они нам потому что у пока нет этих явлений. математический аппарат не для анализа такой сложности, педагогические.

Преодолевается препятствие двумя с одной стороны, представить явления в упрощенном виде, доступен для традиционными математическими с другой – разработкой и новых способов описания. Появляясь, методы сразу к себе пристальное специалистов.

Необходимо два основных в использовании количественных в педагогике:

первое – обработки результатов и экспериментов,

второе – моделирования, диагностики, компьютеризации учебно-процесса.

Методы группы хорошо и достаточно широко Пальму первенства освоенный исследователями метод. В его широко применяются конкретные методики:

– выявление определенного у явлений данного и подсчет количества по или отсутствию качества (например, успевающих и неуспевающих и т. п.).

Ранжирование – расположение данных в определенной (убывания или зафиксированных показателей), места в этом изучаемых объектов ( составление списка в зависимости от числа занятий и т. п.).

Шкалирование – баллов или цифровых показателей характеристикам. Этим большая определенность. четыре основные измерительных шкал: 1) наименований (или ); 2) шкалы порядка (ранговые); 3) интервальные 4) шкалы отношений.

наименований - самые "" шкалы. Числа и обозначения в них чисто символически. Они, по представляют собой какого-либо объектов. Их единственная характеристика – принадлежность (ли исследуемый объект к классу или нет). номинальных шкал считать классификации по признакам – список перечисление характеристик причин неуспеваемости и т. д.

К методам количественного (и синтеза) в психологии следующие:

1. Методы обработки данных ( построение диаграмм, полигонов и кривых ).

2. Методы вторичной данных (вычисление ста-

).

3.Корреляционный анализ.

4.анализ.

5.Регрессионный

6.Факторный анализ.

7.(кластерный) анализ.

8.

Выше при этапа обработки в психологическом исследовании краткие характеристики перечисленных методов двух последних. этот пробел.

анализ

Метод собой математический группировки данных в (таксоны, кластеры) образом, чтобы входящие в один были более по какому-либо по сравнению с объектами, в другие классы. В появляется возможность в той или метрике расстояние изучаемыми объектами и упорядоченное описание их на количественном уровне. В недостаточной проработанности эффективности и допустимости процедур данный применяется обычно в с другими способами анализа данных. С стороны, и сам анализ используется дополнительная страховка результатов, полученных с других количественных в частности факторного Суть кластерного позволяет рассматривать как метод, совмещающий количественную данных с их качественным Поэтому причислить однозначно к разряду методов, видимо, не Но поскольку процедура по преимуществу математическая и могут быть численно, то и метод в будем относить к количественных.


Шкалирование

в еще большей чем таксономический совмещает в себе количественного и качественного реальности. Количественный шкалирования состоит в том, в его процедуру в большинстве случаев измерение и числовое данных. Качественный шкалирования выражается в том, что, во- оно позволяет не только количественными но и данными, не имеющими измерения, а во-вторых, в себя элементы методов (классификации, систематизации).

Еще принципиальной особенностью затрудняющей определение места в общей научных методов, совмещение в нем сбора данных и их Можно даже о единстве эмпирических и процедур при Не только в конкретном трудно указать на и разнесенность этих (они часто одновременно и совместно), но и в плане не удается стадиальную иерархию (сказать, что а что вторично).

момент, не позволяющий отнести шкалирование к или иной методов, – это органическое «врастание» в области знания и им наряду с признаками метода признаков Если другие общенаучного значения ( наблюдение или ) можно довольно представить как в виде, так и в модификациях, то шкалирование на всеобщего без необходимой информации весьма непросто. этого очевидна: в шкалировании эмпирических с обработкой данных. конкретна, математика Поэтому срастание принципов математического со специфическими приемами данных дает эффект. Неплохой этому служит с научными истоками Сразу несколько могут претендовать на его «родителя». них и психология, над теорией и шкалирования работали выдающиеся ученые, Л. Терстон , С. Стивене, В. А. Пьерон .

Осознав эти факторы, мы же помещаем шкалирование в количественных методов данных, поскольку в практике можно две ситуации с шкалирования. Первая – построение шкал, а – их использование. В первом все упомянутые шкалирования проявляются в мере. Во втором же отходят на второй поскольку использование шкал (например, «» шкал при ) предполагает просто с ними показателей, на этапе сбора Таким образом, в этом случае лишь плодами причем на этапах, за сбором данных. ситуация – обычное в психологии. Кроме формальное построение как правило, за пределы непосредственных и сбора данных об То есть основные действия математического проводятся после данных, что с этапом их обработки.

В общем смысле есть способ мира через реальности с помощью (в первую очередь, ) систем. Применяется способ практически во сферах научного (в естественных, точных, социальных, технических ) и имеет широкое значение.

Наиболее определением представляется шкалирование – это отображения по заданным эмпирических множеств в Под эмпирическим понимается любая реальных объектов ( животных, явлений, процессов, событий), в определенных отношениях с другом. Эти могут быть четырьмя типами (операциями): 1) равенство (– не равно); 2) ранговый (больше – меньше); 3) интервалов; 4) равенство


По природе эмпирического шкалирование делится на вида: физическое и В первом случае подвергаются объективные () характеристики объектов, во – субъективные (психологические).

формальным множеством произвольная совокупность (знаков, чисел), между собой отношениями, которые эмпирическим отношениям четырьмя видами (математических) операций: 1) «– не равно» (= ?); 2) «– меньше» (> <); 3) «– вычитание» (+ -); 4) «– деление» (х:).

При обязательным условием взаимооднозначное соответствие элементами эмпирического и множеств. Это что каждому первого множества соответствовать только элемент второго, и При этом соответствие типов между элементами множеств (изоморфизм ) не обязательно. В случае этих структур так называемое (субъективное) шкалирование, отсутствии изоморфизма косвенное (объективное)

Итогом шкалирования построение шкал (лат. – 'лестница'), т. е. некоторых (числовых) моделей реальности, с помощью можно эту измерить. Таким шкалы являются инструментами. Общее обо всем шкал можно из работ [103, 104], где их классификационная система и краткие описания вида шкал. о многообразии модификаций метода шкалирования в виде представлены в [239].

Отношения между эмпирического множества и допустимые математические (допустимые преобразования) уровень шкалирования и получаемой шкалы (по С. Стивенса). Первому, простому типу (= ?) соответствуют наименее шкалы наименований, (> <) – шкалы порядка, (+ -) – шкалы интервалов, (х:) – самые информативные отношений.

Процесс шкалирования условно разделить на два этапа: эмпирический, на производится сбор об эмпирическом множестве (в случае о множестве характеристик исследуемых или явлений), и формализации, т. е. математико-обработки данных этапа. Особенности из этапов определяют приемы конкретной шкалирования. В зависимости от исследования психологическое выступает в двух психофизическое или

Психофизическое шкалирование в построении шкал измерения субъективных () характеристик объектов (), имеющих физические с соответствующими физическими измерения. Например, характеристикам звука ( высоте, тембру) физические параметры колебаний: амплитуда (в ), частота (в герцах), (в показателях составляющих и огибающей). Таким психофизическое шкалирование выявить зависимость величинами физической и психической реакции, а выразить эту в объективных единицах В результате получают виды косвенных и шкал всех измерения: шкалы порядка, интервалов и

Психометрическое шкалирование в построении шкал измерения субъективных объектов (явлений), не физических коррелятов. характеристик личности, артистов, сплоченности выразительности образов и т. п. с помощью некоторых косвенного (объективного) В результате получают суждений, относящиеся по допустимых преобразований, правило, к шкалам реже – к шкалам В последнем случае в единиц измерения показатели вариативности (ответов, оценок) Наиболее характерными и психометрическими шкалами шкалы оценок и на них шкалы Психометрическое шкалирование в основе разработки психологических тестов, а методов измерений в психологии (социометрические ) и в прикладных психологических Поскольку вынесение лежащее в основе психометрического шкалирования, быть применено и к сенсорной стимуляции, эти процедуры и для выявления зависимостей, но в этом получаемые шкалы не иметь объективных измерения.


Как так и психологическое может быть и многомерным. Одномерное – это процесс эмпирического множества в по одному критерию. одномерные шкалы либо отношения одномерными эмпирическими (или одними и же свойствами многомерных ), либо изменения свойства многомерного Реализуется одномерное с помощью методов и (субъективного), и косвенного () шкалирования.

Под шкалированием понимается отображения эмпирического в формальное одновременно по критериям. Многомерные отражают либо между многомерными либо одновременные нескольких признаков объекта.

Процесс шкалирования в отличие от характеризуется большей второго этапа, т. е. данных. В связи с привлекается мощный -мате-матический например, кластерный факторный анализы, неотъемлемой частью в многомерного шкалирования.

проблем многомерного связано с именами и Торгерсона, предложивших первые модели. разработкам методов многомерного шкалирования Шепард. Наиболее и впервые теоретически алгоритм многомерного предложил Краскал. сведений по многомерному провел М. Дэйвисон [122]. многомерного шкалирования в отражена в работе Г. В. [275].

Раскроем упоминавшиеся понятия «косвенное» и «» шкалирования. Косвенное, объективное шкалирование – процесс отображения множества в формальное взаимном несоответствии (изоморфизма) между этих множеств. В в основе такого лежит первый Фехнера о невозможности субъективной оценки своих ощущений. количественного выражения используются внешние по к ним (косвенные) измерения, базирующиеся на оценках испытуемых: заметные различия, реакции (ВР), дисперсия разброс категориальных

Косвенные психологические по способам их построения, допущениям и единицам образуют несколько главные из которых 1) шкалы накопления, логарифмические шкалы; 2) основанные на измерении ВР; 3) суждений (сравнительных и ). Аналитическим выражениям шкал присвоен законов, названия связаны с именами их 1) логарифмический закон –Фехнера; 2) закон (для простой реакции); 3) закон суждений Терстона и 4) категориальных суждений Наибольшими прикладными обладают шкалы Они позволяют любые психические реализуют как так и психометрическое дают возможность шкалирования. По типологии преобразований косвенные представлены в основном порядка и интервалов.

или субъективное, представляет собой отображения эмпирического в формальное при соответствии (изоморфизм) этих множеств. В в основе этого лежит допущение о прямой субъективной величины своих (отрицание первого Фехнера). Реализуется шкалирование с помощью выясняющих, во сколько (или на сколько) вызванное одним больше или ощущения, вызванного стимулом. Если сравнение производится ощущений разных то говорят о кросс-субъективном шкалировании.


шкалы по способу их образуют две группы: 1) шкалы, на определении сенсорных 2) шкалы, основанные на величин стимулов. вариант открывает к многомерному шкалированию. часть прямых хорошо аппроксимируется функцией, что на эмпирическом материале С. Стивене, именем названо аналитическое прямых шкал – закон Стивенса.

количественного выражения при субъективном используются психологические измерения, специализированные конкретных модальностей и условий. Многие из единиц имеют наименования: «соны» громкости, «брилы» яркости, «густы» вкуса, «веги» тяжести и т. д. По типологии преобразований прямые представлены главным шкалами интервалов и

В заключение обзора шкалирования надо на проблему его с измерением. На наш эта проблема отмеченными выше шкалирования: 1) совмещением в эмпирических процедур данных и аналитических обработки данных; 2) количественного и качественного процесса шкалирования; 3) общенаучности и узкопрофильности, т. е. «» общих принципов со специфическими процедурами методик.

Часть в явном или виде отождествляют «шкалирование» и «измерение» [120,149,165,275,434, 454,481]. На точку зрения сильно «работает» С. Стивенса, который определял как «числовых форм или событиям в с определенным правилами» и же указывал, что процедура ведет к шкал [16, с. 20; с. 51]. Но поскольку разработки шкалы процесс шкалирования, то в получаем, что и шкалирование – одно и то же. позиция состоит в том, с измерением сопоставляется метрическое шкалирование, с построением интервальных и шкал.

Вывод. в психологии и педагогике целый ряд Какой из них применить, решают в отдельном случае в от задач и объекта При этом используют не один -нибудь метод, а методов, взаимно и контролирующих друг

Глава 2. Практическое количественных и качественных

2.1 Сравнительный анализ и качественных методов в психологии

Первичные доступные в ходе -педагогического исследования, являются качественными. них: тексты публикаций, и видеозаписи дискуссий, на вопросы интервью опросника и т. д. Как Хью Куликэн, на количественный и качественный возникает, когда решение о том, как с полученными данными. В количественного исследования, правило, еще до данных определяется их квантификации и анализа. целью является наличия предсказанных в массиве данных. для подтверждения данные пропускаются своеобразный числовой «». Психолог-исследователь, качественного подхода, что именно на этапе большая значимой информации оставляя после только частицу самого полезного и что содержится в и взаимоотношениях людей.