Файл: Методология и методы качественно-количественных исследований (Особенности изучения психолого-педагогического процесса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

Научно-педагогические исследования не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс. Источники информации – классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

1.2 Методы качественных психолого-педагогических исследований

Под названием качественные исследования (КИ) в современной литературе, посвященной методам получения эмпирических данных в гуманитарных пауках, объединены несколько направлений. Они имеют разные основания в философии науки и в целом следуют целям описания. При этом проверка гипотез не выступает, как при экспериментальном методе, исходным пунктом построения исследования — она может завершать исследование. Гипотеза при этом может иметь индуктивный характер, т.е. выводиться на основании полученных данных. Данные же обязательно представлены или кодируются словом — текстами.

Главная цель при КИ — понимание текстов, и объектом анализа выступают в основном тексты или текстуально представленные результаты наблюдения (хотя это могут быть также продукты деятельности, "артефакты" культуры, аудиовизуальная информация). Соответственно, процедурные средства работы с текстами — категоризация, кодирование, кластеризация и т.п.

В большинстве предыдущих глав обсуждались "качественные" этапы любого психологического исследования -выдвижение гипотез, сбор качественных данных — представленных в шкале наименований, переходы между разноуровневыми гипотезами, обсуждение гипотез по отношению к миру теорий, организация обсуждения и валидных выводов. В отличие от классического представления методов наблюдения, для которого уже были рассмотрены проблемы фиксации результатов наблюдения в единицах и категориях, что выступало основанием различия данных для проверки гипотез, в новых типах КИ ведущее место отводится этапу систематических описаний, где важны два аспекта. Первый — фиксация переживаний и смыслов, передаваемых посредством текстов. Второй — стратегии контроля интерпретации текстов. Таким образом, в современных КИ, имеющих "вторичное" вхождение в психологию (первичными они стали в других гуманитарных науках), действительно следует выделять отличия и с точки зрения предмета изучения, и с точки зрения дизайна исследований и его средств. Эти КИ являются обычно междисциплинарными и отражают новые вызовы психологии (со стороны изменения отношения к методологии как принципам и способам организации психологических исследований).


В психологии противопоставление описания и объяснения, гипотетико-дедуктивных и индуктивных путей построения обобщений сложилось еще на рубеже Х1Х-ХХ вв. и связано с именами В. Дильтея (его концепцией "жизненных миров") и Г. Эббингауса, выступившего против такого построения психологии — как науки описательной — и отказа от реализации объективного метода. Однако в 70-е гг. XX в. в социологии, лингвистике, семиотике и ряде других направлений гуманитарного знания методология описательного исследования была обоснована в новом контексте — обращения к качественной методологии как проявления постнеклассической стадии пауки. Не раскрывая философских оснований этих исследований, среди которых обязательно следует назвать феноменологию и герменевтику, социальный конструкционизм и обращение к нарративной методологии и которые включены в курс методологии психологии [Корнилова, Смирнов, 2011], отметим ряд особенностей предмета и направленности качественных исследований.

Качественные подходы — при всем их разнообразии -можно считать образующими специальную направленность исследовательских подходов ("качественную парадигму"), которую чаще всего противопоставляли направленностиколичественных подходов. Противопоставление подходов сложилось в социологии — с ее способами сбора данных, представленных преимущественно опросом и статистическими данными, — и в других гуманитарных областях, выдвинувших на первый план качественную — смысловую интерпретацию текстов в качестве предмета изучения. Это было оправдано именно с точки зрения перехода к другим целям, стратегиям, способам и нормативам познания на основе философско-методологического анализапонимания как процесса диалогичного, интерпретативного, устанавливающего смыслы,а не истины. Понимание направлено при КИ на выделение сущностных аспектов опыта, которые не доступны изучению классическими методами. Непосредственность знания характеризуется здесь тем, что переживание принимается "из первых рук". В этом контексте важным становится невозможность непосредственной данности переживаний другого и опосредованность их нарративом и — более широко — языком.

Важнейшим при КИ оказывается следование идиографическому подходу, противопоставленному Л. Виндельбандтом (представитель неокантианства в теории познания) номотетическому. Именно подход предполагает к методам, позволяющим предмет познания в уникальности.

Применительно к достижения "понимания" в науках это также и смену установки на гуманитарную,предполагало обращение к не только как равноправному в своей исследователю, но и как в диалог (разных позиций при понимания текста).


отметить неправомерность качественного подхода подходу в психологии. Во- количественные данные — ступень представления (переход от квалификации к их квантификации). Во-вторых, в КИ в отличие от первых их развития утверждается сближения с классическими оценки качества КИ — с точки зрения и валидности. Это вразрез со звучащими в психологии лозунгами о необходимой замене способов сциентистской в психологии принципиально — с отказом от принципов и стремления к интерсубъективности данных.

Современный качественных подходов [ 2010] не оставляет для вариантов качественных методов связанных с иррациональностью чисто интуитивным некоторых истин. За КИ также должна серьезная критическая по контролю соотнесения гипотез, используемых получения данных и обобщений. Обзор КИ что пора от противопоставлений качественной и называемой количественной к другой проблеме — средств валидизации исследований, чтобы и контроль интерпретативных (в ходе исследования) говорить об их объективности, с тем, что достигнуто в исследовательских парадигмах, но и характеризующейся спецификой обобщений. Доказательство что нужно не описание и понимание, и объяснение, а контролировать составляющие содержательного данных в психологии — важный итог современных КИ.

Анализ случая, анализ интервью, приемы психодиагностики, разработка наблюдения (где представлены в качественных или категориях) — методы в психологии как и эксперимент, в качественной реконструкции базисных процессов. реализуют в психологии к изучению психологической свойственные в основном идеалу рациональности. Но в психологии диалогичность процедур и теоретические психологических реконструкций основания видеть в также и существенный принятия и преодоления Качественные исследования прямо сфокусированы на субъекта в описании и и на смене позиции — с на качественную реконструкцию реализацию методологии  Различие же в подходах касаться именно достижения определенных — "" — интерпретаций или для них "горизонты", по отношению к заведомо предполагается трактовок изучаемых

Назовем ряд построения КИ:

— феноменологическое — это приемы и анализа данных о составе переживаний при восприятии им или иных в том числе мира.

Полуструктурированные и самоотчеты выступают этом обычными получения данных о опыте (опыте ), а раскрытие смыслов их человека — целью КИ;

- биографический метод — жизненной истории идет как на основе документированных биографии;


- этнографическое — обычно полевое КИ с описания образа групповых отношений, социальных сообществ; средствами включенного наблюдения, анализа людей, письменных и артефактов, аудиовизуальных

- исследования "обоснованной " (grouded theory) -теории для феномена, индуктивное ее предложили эту социологи Б. Глезер и А. материалом для се являются любые описания;

- дискурс-— это анализ коммуникаций между с позиций учета политических и прочих

Дискурсы — устойчивые значений, функционирующих интерпретации событий в определенных сообществ.

"дискурса предполагает анализ всевозможных социолингвистических, идеологических разговоров людей — голоса, интонации, в ответах, поправок стилистических и грамматических речи".

Об анализе случая уже сказано ранее, в 10. Методы проведения беседы, анализа — основные средства текстов не только анализе случая, но и КИ.

Последняя четверть века характеризовалась оснований качественных Смешение жанров, моделей истины и подчеркивание конструкционистского иитерпретации — это работало на снятие допущения качественных которое заключалось в принятии принципа если не точной, то согласованной репрезентации живого опыта, человека или текстов. Начиная с -х гг. (вместе с работами Дж. Т. Сарбина, Д. Полкихорна, К. ) и с выдвижением методологии идея интерсубъективного ушла на задний уступив место что нужно но контролировать неопределенность, способами получения и интерпретаций в качественных Период после -х гг. называют этапом методов, процедур и качественных исследований [ 20081.

Междисциплинарная первенство роли в реконструкциях, ценностные — эти и ряд свойств позволяют КИ как проявление постнеклассической стадии науки. При путь к этой был непростым и захватившим более столетие. И нельзя в отдельную парадигму — "" или "понимания" — то разнообразие подходов, сложилось в философии, и психологии понимания к дню (или более видеть в единственную линию, В. Дильтеем).

Понятие с древнейших времен как синоним «путь исследования, познания». Современная трактует его фору практического и освоения действительности, способов. Приемов, и подходов, которые использовать конкретная для изучения предмета.

В современной литературе дается методами педагогического называют совокупность и операций, направленных на педагогических явлений и разнообразных научно-проблем.

Для разнообразных сведений о личности, коллектива другого объекта и воспитания подбирается комплекс методов

Методы педагогических можно классифицировать по исследования, источникам информации, способам и анализа данных.


поиски философского концепций мира на постнеклассической стадии науки предполагают конструирования такого научных исследований, описание и объяснение, законов и поиск номотетический и идиографический выступали бы не в качестве а в качестве рефлексируемых к которым ведет та иная реализуемая в исследовании методология.

1.3 количественных психолого-исследований

Качественное и в явлениях окружающего неразрывно связаны; качественные и количественные педагогических явлений изучать в единстве.

различать два направления в использовании методов в педагогике: – обработка результатов и экспериментов для диагностики, прогнозирования, учебно-воспитательного Методы первой хорошо известны и широко применяются. широко распространен метод. В его используются следующие методики:

Регистрация – определенного качества у данного класса и количества по наличию отсутствию данного

Ранжирование – расположение данных в определенной определение места в других изучаемых

Все более преобразующим средством исследования становится Научная модель – мысленно представленная материально реализованная которая адекватно предмет исследования и замещать его так, изучение модели получить новую об этом объекте. – это метод и исследования моделей. преимущество моделирования – представленной информации. основывается на синтетическом вычленяет целостные и исследует их функционирование.

большинство созданных педагогических моделей к дидактическим моделям.

– это совокупность указывающих, что собой предмет, он является. Количество размеры, отождествляется с числом; качество раскрывается с помощью признаков.

Анализируя исследователь определяет, к классу уже явлений принадлежит и в чем его Затем устанавливает -следственные зависимости явлениями. Задача анализа сводится к и счету выявленных

Освоение мира с качественного познания. без особых постигал качественное вещей, успешно полученными знаниями. Но практика потребовала у одинаковых в целом различных свойств и разнокачественных величин по свойству. Так осознана необходимость и вычислений.

Качественное и в явлениях окружающего неразрывно связаны, качественные и количественные педагогических явлений изучать в единстве.

До времени педагогическая оставалась на качественном В ней хорошо эмпирическая часть, богатейший материал и экспериментов; есть обобщения, завершающие материала. Но пока третьей логической характеризующей развитую – математической. Известно, наука только достигает совершенства, ей удается пользоваться Дополняя качественные о своем предмете обобщениями, педагогическая приобретает необходимую и устойчивость.