Файл: Принцип наглядности как один из дидактических принципов обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Принцип наглядности как один из дидактических принципов обучения: сущность и психолого-педагогические основы становления

1.1. Принцип наглядности: историческое становление и сущность

1.2. Система средств наглядного обучения

2. Использование наглядности в образовательном процессе начальной школы

2.1. Психофизиологические особенности применения наглядности в начальной школе

2.2. Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе

3. Практические аспекты реализации принципа наглядности в процессе формирования у учащихся начальной школы математических компетенций

3.1. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников в процессе обучения

3.2. Реализация принципа наглядности на уроках математики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4. В процессе закрепления и повторения учебного материала целесообразно использовать новые наглядные пособия, установки, позволяющие переносить усвоенные знания на другие объекты и тем самым усваивать их глубже, осознаннее. Разумеется, что применяемые средства наглядности должны быть вполне доступными для учеников и не требовать лишних затрат времени на их изучение [3, с.109].

5. При демонстрации опытов, лабораторных установок и оборудования очень важно четко объяснить их устройство, обеспечить полную видимость для всего класса (способы обеспечения видимости будут раскрыты отдельно), расчленять сложные опыты на части, сопровождать пояснение рисунком на доске и в тетрадях, а иногда использовать и готовые рисунки в виде плакатов и схем, позволяющих усвоить устройство приборов, невидимое учащимися.

6. Принцип оптимизации требует кратковременности демонстраций, чтобы за минимально необходимое время достигать желаемого эффекта. Поэтому их надо хорошо готовить [15, с.96-97].

7. Повышению эффективности применения наглядных методов будет способствовать применение разнообразных средств обеспечения видимости иллюстраций и демонстраций всеми учениками. Показ мелких пособий, приборов. Схем приносит на уроках лишь вред, учитель тратит время и вызывает неудовольствие у значительной части школьников, которым ничего не видно. Пособия с мелким шрифтом лучше отнести на фронтальные опыты и наблюдения. Видимость повышается за счет оборудования специальных демонстрационных столов в кабинетах, применения подъемных столиков и других приспособлений или оборудования кабинета [14, с.223-224].

Таким образом, перечень типовых учебно-наглядных пособий для начальной школы включает в себя более 350 наименований.

Поэтому необходимо помнить и соблюдать необходимые требования при выборе наглядных пособий, для того чтобы применение наглядных методов обучения соответствовало критериям оптимальности, а также содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, возрастным особенностям учащихся и удовлетворяли научные, эстетические, санитарно-гигиенические, технологические и экономические требования.


3. Практические аспекты реализации принципа наглядности в процессе формирования у учащихся начальной школы математических компетенций

3.1. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников в процессе обучения

Важная задача современной школы - помочь учащимся выявить способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Развитие творческих возможностей учащихся необходимо на всех этапах школьного обучения. В начальных классах, особенно в первом классе, только начинаются формироваться способы учебной работы. Поэтому нужна непрерывная четкая линия деятельности, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности. Этому в значительной степени способствует математика, изучению которой в начальной школе отводится больше половины учебного времени. Особой заботы учителя в процессе начального образования требует выявление, поддержка и развитие математических способностей младших школьников. Неслучайно учителю важно быть внимательным к проявлению предрасположенности детей к математике, математических способностей, стремлению их развивать, не дать им угаснуть. Нельзя забывать о том, что компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем зачаточном состоянии [12, с. 265].

С психологической точки зрения возраст 6-10 лет является бла-гоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление младших школьников свободнее, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и стереотипами, оно в большей степени независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Поэтому начальный этап обучения математике считается сензитивным для развития математических способностей младших школьников.

Говоря о развитии математических способностей младших школьников, следует подчеркнуть, что они проявляется на основе определенной суммы знаний, которыми овладели учащиеся. С одной стороны, определенный запас математических знаний выступает фундаментом, предпосылкой для проявления математических способностей, с другой, - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и развития математических способностей показывает, что как отечественные, так и зарубежные ученые связывают их не только с содержательной стороной математики, а в большей степени с процессуальной мыслительной деятельностью учащихся. При этом обращается особое внимание на овладение младшими школьниками математическими умениями и навыками, мыслительными операциями: анализом, синтезом, обобщением, конкретизацией, а также развитием у них логики рассуждения, активности, настойчивости, трудолюбия, сосредоточенности. Важно, чтобы в процессе изучения математики младшие школьники испытывали радость от познавательной деятельности, получали удовлетворение от напряженной умственной деятельности и т.п.


В практике обучения наиболее часто встречается точка зрения, что развивать способности нужно только у тех детей, у которых они уже есть, т.е. при наличии существенных природных склонностей к этому. Мы полагаем, что необходимо целенаправленно развивать математические способности в отношении каждого ребенка, независимо от его природной одаренности. Просто результаты этой работы будут выражаться в разной степени развития этих способностей: для одних детей это будет значительное продвижение в уровне развития математических способностей, для других - стимулирование интереса к математике, для третьих - коррекция природной недостаточности в их развитии.

Подводя итог данного раздела можно формулировать следующие правила использования принципа наглядности:

- наличие достаточного количества наглядности;

- рациональное определение времени использования средств наглядности;

- устранение перегрузки урока наглядными средствами;

- привлечение к восприятию всех органов чувств;

- рациональное сочетание слова и средств наглядности.

3.2. Реализация принципа наглядности на уроках математики

Анализ методической литературы показывает различные педагогические подходы к реализации изучаемого принципа. Так, опытно-экспериментальная работа кандидата педагогических наук Н.В. Петкевич показала, что усвоение первоклассниками таблицы умножения, математических операций умножения и сложения происходит успешно при обучении их в действии и движении. Ею разработан специальный альбом по математике для первоклассников, девизом которого является «Таблицу умножения учим сами - своим умом и руками». Изучение таблицы умножения начинается с изготовления способом симметричного вырезания моделей задач и выражений. При этом наглядные пособия построены на принципе пространственно-цветового предъявления информации в форме, удобной для работы руками [16, с. 11]. В процессе практического освоения таблицы умножения у младших школьников развиваются наблюдательность, глазомер, понимание, что числа - это определенные модели, а также мыслительные операции анализ, синтез, обобщение, двигательные умения, что является предпосылкой для математического развития школьников.

Не менее интересен опыт интеграции трудового обучения, начал математики и геометрии. Учащиеся в процессе трудового обучения, изготавливая те или иные поделки, усваивают математические действия, знакомятся с геометрическими фигурами. В процессе экспериментальной работы выявлялся уровень вычислительных и лингвистических умений и навыков, умений моделирования, развития мотивации и интереса к учению, моторно-двигательной активности учащихся экспериментальных и контрольных классов.


Исследование показало, что из 145 учащихся экспериментальных классов 13,1% выполнили задание без ошибок, 16,6% - допустили по одной ошибке, 30,3% - по 2 ошибки, 17,9% - по 3, 19% - по 4 ошибки и 3,4% по 5 и более ошибок. Всего при решении 2900 примеров было допущено 322 ошибки. Правильно решено 2578 примеров, что составляет 88,9%.

Из 79 учащихся контрольных классов 11,3% школьников выполнили задание без ошибок, 16,5% - допустили по 1 ошибке, 34,3% учащихся - по 2 ошибки, 21,5% - по 3 ошибки, 12,6% детей - по 4 ошибки и 3,8% учеников допустили по 5 и более ошибок. Всего при решении 1580 примеров было допущено 173 ошибки. Правильно решено 1407 примеров (89,1%).

Учащимся экспериментальных и контрольных классов было предложено построить знаковую, предметную и графическую модель математических действий и грамматического разбора. В процессе решения предложенных задач учителя зафиксировали наличие мотивов и интереса к выполнению предложенных заданий.

Большинство школьников экспериментальных классов правильно разработали предметную модель, лишь 14,31% учащихся экспериментальных классов и 12,97% учащихся контрольных классов не справились с заданием. Создать знаковую модель действий не смогли 10,17% экспериментальных классов и 11,39% учащихся контрольных классов; с построением графической модели затруднились в экспериментальных классах 19,08% и в 19,83% учащихся в контрольных классах. Исследование показало, что, с одной стороны, многие учащиеся как экспериментальных, так и контрольных классов затрудняются при переходе от предметной к знаковой и от знаковой к предметной модели, а с другой, - учащиеся в экспериментальных и контрольных классах имеют приблизительно одинаковый уровень сформированности умения моделировать, а также наличие интереса к изучению математики [17, с. 13]. Это подтверждает, что у младших школьников начали развиваться математические способности.

Активизации познавательной деятельности, развитию их мате-матических способностей способствовали двигательные упражнения (игра, танец, песня). Интеграция в обучение детей игры, танца, песни активизировала познавательную деятельность младших школьников, повышала качество их знаний, развивала интерес к математике, стимулировала развитие математических способностей. Н.В. Петкевич использует следующую таблицу для более быстрого усвоения таблицы умножения и развития интереса к математике (таблица 1) [20, с. 44].

Таблица 1

Приемы для более быстрого усвоения таблицы умножения и развития интереса к математике по Н.В. Петкевичу


Тема урока

Слова песни

Движение в танце

Состав числа 2 Умножение числа 2

Отправляться в путь пора,

Сядем по два, детвора

По парам, руки - крест накрест, идут по кругу

Состав числа 3 Умножение числа 3

Сколько места, по­смотри,

В лодки сядем мы по три

По трое, один впереди, двое сзади, держась за руки, идут по кругу

Состав числа 4 Умножение числа 4

Нет ребят дружнее в мире,

Сядем в лодки по че­тыре

Перестраиваются в кружки по четыре

Состав числа 5 Умножение числа 5

Чтобы легче сосчитать, В лодки сядем мы по пять

Образуют звездочку, взявшись правыми ру­ками

Состав числа 6 Умножение числа 6

Всех друзей у нас не счесть,

В лодки сядем мы по шесть

Становятся в кружки по шесть

Состав числа 7 Умножение числа 7

В лодках места хватит всем,

Если сядем мы по семь

Берутся за руки по семь в кружок

Состав числа 8 Умножение числа 8

В путешествие всех просим,

В лодки сядем мы по восемь

Перестраиваются по восемь

Состав числа 9 Умножение числа 9

В парус ветер будет веять,

Если сядем мы по де­вять

Становятся в кружки по девять

Важнейшим условием, способствующим развитию математических способностей у младших школьников, является использование математических задач. Учителю необходимо вызвать у учащихся интерес к решению той или иной задачи. Для этого надо тщательно отбирать интересные задачи и делать их привлекательными для школьников. Это могут быть задачи-шутки, задачи-сказки, старинные задачи, превращения, отгадывание чисел, математические фокусы и т.п.

Важно, чтобы младшие школьники усвоили основные этапы решения математических задач:

1) анализ текста задачи;

2) составление плана решения (гипотеза решения);

3) осуществление выработанного плана;

4) исследование полученного решения.

Опыт работы белорусских учителей начальных классов показал, что целенаправленное использование математических задач на уроках и во внеклассной работе способствует развитию интереса у школьников к математике, позволяет выявлять наиболее способных к математике детей. Так, учитель В.Д. Герасимов разработал систему математических задач для третьего класса, которые используют во время внеклассной работы по математике [5, с. 45].