Файл: Принцип наглядности как один из дидактических принципов обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Принцип наглядности как один из дидактических принципов обучения: сущность и психолого-педагогические основы становления

1.1. Принцип наглядности: историческое становление и сущность

1.2. Система средств наглядного обучения

2. Использование наглядности в образовательном процессе начальной школы

2.1. Психофизиологические особенности применения наглядности в начальной школе

2.2. Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе

3. Практические аспекты реализации принципа наглядности в процессе формирования у учащихся начальной школы математических компетенций

3.1. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников в процессе обучения

3.2. Реализация принципа наглядности на уроках математики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данного исследования определена тем, что в настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании способности ученика к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями в процессе реформирования системы образования придается большое значение совершенствованию средств и методов обучения. Для того чтобы познавательный процесс в школе был успешным, возникла необходимость разработки новых методов работы с учащимися, выбора наиболее эффективных и рациональных путей обучения, органически включенных в воспитательный процесс. Один из таких путей – сделать процесс обучения наглядным, так как именно наглядное обучение позволяет учителю овладеть активными методами обучения и воспитания, способствует обеспечению принципов научности и доступности изложения материала, улучшению общей подготовки учащихся (в частности, математической), позволяет обеспечить разностороннее и полное формирование того или иного понятия, поддерживать интерес учащихся к предмету, к учебе вообще, приводит к более высокому уровню развития логического мышления, эстетического восприятия, творческого отношения к делу.

Значительный вклад в развитие концептуальных основ применения наглядности в процессе обучения внесли такие отечественные и зарубежные авторы, как К.Д.Ушинский, Я.А. Коменский, А.И. Бугаев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Ю.И. Дик, С.Е. Каменецкий, А.Н. Леонтьев, А.Н. Менчинская, Э. Мамбетакунов, А. А. Пинский, И.Г. Пустильник, Н.С. Пуры-шева, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, Т.Н. Шамало, Н.В. Шаронова и др.

Целью курсовой работы выступает изучение эффективности использования наглядных средств в процессе обучения, и оценить влияние их на доступность и качество получаемых знаний учащимися.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

- изучить историческое становление и сущность принципа наглядности;

- представить составляющие системы средств наглядного обучения;

- раскрыть психофизиологические особенности применения наглядности в начальной школе;

- выявить дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе;

- проанализировать педагогические условия развития математических способностей младших школьников в процессе обучения;

- - раскрыть практическое значение принципа наглядности при обучении математики в начальной школе.


Объектом данного исследования организация процесса обучения детей в начальной школе.

Предметом исследования является применение принципа наглядности обучения при изучении математических дисциплин.

Теоретическую основу работы составляют труды В.В. Давыдов, Я.А. Коменского, М.А. Константинова, Б.Т. Лихачева, Н.В. Петкевич и др. авторов.

В курсовой работе применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, системного подхода. Для обработки информации и сравнения результатов использовался стандартный пакет программ «MicrosoftOffice».

Структурно исследование представлено введением, тремя главами, содержащими подпункты, заключением, списком использованных источников и приложением.

1. Принцип наглядности как один из дидактических принципов обучения: сущность и психолого-педагогические основы становления

1.1. Принцип наглядности: историческое становление и сущность

Термин «принцип» (от лат. principium - начало, основа) означает в педагогике правило, требование, положение, которым необходимо руководствоваться в различных отраслях педагогической деятельности. «Дидактическими принципами называются основные исходные положения, на которые опираются теория и практика учебного процесса. Эти исходные положения обусловлены целями и задачами, стоящими перед школой, а также объективными закономерностями, установленными философией и науками, изучающими процесс воспитания человека: социологией, психологией, биологией, физиологией» [9, с.55].

В современной теории обучения существуют разнообразные классификации принципов обучения: А.К. Бабанского, Л.B. Занкова, Ш.А. Амонашвилли, М.Н. Скаткина и В.В. Краевского и др. Класси-фикации охватывают различные стороны процесса обучения, но во всех классификациях присутствует принцип наглядности, что свидетельствует о его важности и значимости в процессе обучения.


Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике - являлся одним из главенствующих в школах древних цивилизаций: Египта, Вавилона, Греции, Рима и др. [11, с.102].

Чешский педагог Я.А. Коменский обосновал «средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала» [22] (принцип наглядности) через «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами...» [11, с.41].

По Я.А. Коменскому наглядность означает чувственное познание, «которое является источником знаний. Поэтому чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное познание, тем, следовательно, лучше развивается разум» [10, с.95].

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Иоганна Генриха Песталоцци. Песталоцци придавал огромное значение наглядности обучения, поскольку считал, что чувственное восприятие окружающего мира - исходный момент познания. Так же как и великий чешский педагог Я.А. Коменский, Песталоцци считал необходимым знакомить ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая к их восприятию, по возможности, большее число его органов чувств. Но Песталоцци пошел далее Коменского в разработке вопроса о наглядном обучении; он в более значительной мере выявил роль наглядности в развитии у детей логического мышления [19, с.65].

В работе «Как Гертруда учит своих детей» и других произведениях, посвященных «методу», подчеркивается, что исходным моментом природосообразно поставленного обучения является правильная организация наблюдений ребенка над предметами и явлениями окружающего мира [21]. Он пытался в своих работах (особенно в «Лебединой песне») определить, что, собственно, может сделать искусство воспитания, чтобы развить у ребенка способность к наблюдению и обеспечить зрелость чувственных впечатлений, стимулируя таким путем движение дремлющих в человеческой природе сил и задатков [23]. Формированию у детей в процессе обучения четких понятий о предметах, сущность которых они способны кратко выразить словами, должно предшествовать постепенное, доступное детскому пониманию уяснение этих предметов [7, с. 43].

Следовательно, природосообразное, правильно поставленное обучение, согласно Песталоцци, должно исходить из разумно организованного, педагогически продуманного руководства наблюдениями детей. Оно имеет целью привести учащихся через уяснение свойств предметов к четким понятиям о них, возбудить ум детей к активной деятельности, развить познавательные способности, выработать у них умение логически мыслить. Песталоцци справедливо требовал, чтобы педагог умело подбирал соответствующие объекты детского наблюдения и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей их наблюдательность, вырабатывая у них в процессе наблюдения умение сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки, выяснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объединять родственные предметы. Иными словами, необходимо содействовать развитию у детей способности к таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, установление связей между новыми и ранее приобретенными знаниями [15, с. 57].


В России великий педагог и «учитель русских учителей» К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности обучения и наглядным пособиям в целом: «Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие» [2, с.96].

По словам Ушинского, «этот ход учения, от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли, так естествен и основывается на таких ясных психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности» [19, с.66].

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В понимании наглядности Ушинским нет той переоценки и некоторой фетишизации наглядности, какая характерна для Коменского, и того формализма и педантизма в ознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление [3, с.144].

Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д. Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм [19, с.67].

В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний [13, с.86].


Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы [7, с. 211-212].

Принцип наглядности не потерял актуальности и в XX веке. Многие дидакты и педагоги считали его одним из основных, например, Л.B. Занков писал: «...смысл принципа наглядности заключается в том, что в обучении надо основываться на непосредственном восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности и их изображений» [8, с. 145].

Таким образом, суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.

1.2. Система средств наглядного обучения

Чаще всего специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления, при этом выделяются три группы [18, с.12]:

1. Изобразительная наглядность:

- фоторепродукции картин;

- фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

- фотопортреты;

- фотоизображения окружающего мира (природы и общества);

- учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;

- фоторисунки и аппликации;

- видеофрагменты (сюжетные видеоролики);

- видеофильмы (художественные и документальные).

2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели) [17, с.8-9]:

- таблицы;

- схемы;

- блок-схемы

- диаграммы;

- гистограммы;

- графики;

- макеты;

- карты;

- картосхемы;

- планшеты.

3. Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций) [6, с.109]:

- все фотоизображения;

- анимация и 3D моделирование (без звука);

- анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением);

- аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.);

- видеофрагменты, или видеоролики;

- аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.);

- видеофильмы (художественные и документальные).