Файл: Принцип наглядности как один из дидактических принципов обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Принцип наглядности как один из дидактических принципов обучения: сущность и психолого-педагогические основы становления

1.1. Принцип наглядности: историческое становление и сущность

1.2. Система средств наглядного обучения

2. Использование наглядности в образовательном процессе начальной школы

2.1. Психофизиологические особенности применения наглядности в начальной школе

2.2. Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе

3. Практические аспекты реализации принципа наглядности в процессе формирования у учащихся начальной школы математических компетенций

3.1. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников в процессе обучения

3.2. Реализация принципа наглядности на уроках математики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Кроме представленной выше, существуют и другие классификации, такие как, например, классификация наглядных средств по признаку восприятия учебного материала. Под понятием восприятие информации подразумевается включение в процесс усвоения информации органов чувств: слуховых, зрительных, двигательных и др.

Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного текста важно, чтобы он был доступным, интересным, логически взаимосвязанным, актуализированным.

В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, анимацию, аудио-видеофрагменты. Различают следующие виды восприятия и познания (рисунок 1) [13, с.86-87].

Рисунок 1. Классификация наглядные средства обучения по органам чувств

Все средства в любой из классификаций представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны. При том, разнообразии наглядных средств обучения, которые созданы для изучения природоведения и естествознания, перед учителем стоит сложная задача - отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала.

Подводя итог данной главы необходимо отметить, что «... ни одно из средств обучения, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения, и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов».

Необходимость комплексного использования средств наглядности объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке.

Образные представления возникают и формируются, прежде всего, на основе той информации, которую ученик получает из иллюстрированных средств обучения. Поэтому при отборе средств наглядности к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность учеников к изучению данного материала.

2. Использование наглядности в образовательном процессе начальной школы


2.1. Психофизиологические особенности применения наглядности в начальной школе

Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями [6, с. 67].

Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте.

Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия [2, с.221].

Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда, и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий [3, с.18-19 ].

Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов.

Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений, как думал Я.А. Коменский и многие другие. Чувственность и наглядность - это разные свойства. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов [10, с.109].


Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного субъекта того психического образа, который создается в процессе восприятия и последующей умственной обработки какого-либо реального объекта. Поэтому ненаглядным может быть образ реального объекта или явления, и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующих реально, а созданных нашим воображением [13, с.85].

Наглядность или не наглядность образа, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей последнего, от уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, понять его, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта. Сам по себе, непроизвольно наглядный образ, как правило, не возникает. Он образуется только в результате активной деятельности субъекта, направленной на его создание. Поэтому если несколько человек рассматривают один и тот же реальный объект, то у одних возникает наглядный образ этого объекта, они понимают, что это за объект, а у других наглядного образа объекта не образуется, хотя они также смотрели и разглядывали этот объект, но так и не поняли, что он собой представляет. Наглядный материал (пособия) служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых обучаемым в процессе овладения соответствующими знаниями [16, с.8].

При введении в обучение наглядного материала нужно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента:

- какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в процессе усвоения;

- в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению [1, с. 98-99].

Место и роль наглядного материала в процессе обучения определяется отношением к той деятельности обучаемого, в которой данный материал способен занять структурное место, к цели его действий и той деятельности, которая ведет к осознанию того, что нужно усвоить. Это отношение может быть трояким. Во-первых, та и другая деятельности могут совпадать между собой, что обеспечивает прямую действенность наглядности. Далее, первая деятельность может подготовлять собой вторую, и тогда требуется лишь правильно и четко выделить соответствующие этапы педагогического процесса.

Функция наглядного материала может быть очень разной. Одно дело, когда в процессе обучения возникает задача дать студентам живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить их впечатления - словом, сделать для них, возможно, более конкретным, более точно представленным тот или иной круг явлений.


В этом случае использование фотографий, картин, кино- и телефильмов и других видов иллюстраций поможет обучаемым сделать более ощутимым то, о чем идет речь в обучении. Совсем другое дело в случае, когда наглядность включается непосредственно в процесс обучения в связи со специальной педагогической задачей. Эффективность использования наглядного материала в этом случае зависит от того, что фактически осознается обучаемыми в наглядном материале и что должно ими осознаваться в связи с определенной педагогической задачей.

Повышение теоретического уровня знаний, заложенного в действующих учебных программах, изменило функции наглядности, ее характер и использование в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики - наглядность.

Почему именно наглядность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к идее Л.С. Выготского о том, что в каждом возрасте развитие опирается на разные функции. «В раннем возрасте ведущей функцией является восприятие, затем - память, мышление. Реально переход от одной функции к другой не проходит по ступеням возрастного развития. Каждый ребенок имеет свои особые доминанты в развитии функций. Так, в условиях школьного обучения, направленного изначально на развитие логического мышления, появляются дети, неготовые на развитие в умственном отношении предложенным путем» [4, с. 212-213].

Таким образом, можно сказать, что у детей начальной школы доминирует конкретно-образное, наглядное мышление, они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Поэтому, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление. Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А. Дистервег подчеркивали важную роль наглядности в обучении и даже в какой-то степени абсолютизировали наглядный метод.

Обогащая опыт обучаемых или помогая им в анализе изучаемой проблемы, средства наглядности облегчают и труд преподавателя. Однако избыток наглядности, и особенно построение ее без учета механизмов ее восприятия обучаемыми, может не облегчить, а затруднить учебный процесс.

Преподавателю следует учитывать возможность осознания обучаемыми не заложенного в наглядном пособии соотношения между объектами и явлениями, а непосредственно изображенной на нем предметной реальности. В этой связи более однозначно воспринимаемыми, более удобными являются различные абстрактные схемы и знаковые модели. Они лучше усваиваются и приносят наибольший развивающий эффект при самостоятельном построении обучаемыми.


2.2. Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе

Дидактические исследования о применении средств наглядности, о сочетании средств наглядности, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности. Перечислим их:

1. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При подборе наглядных пособий на урок, необходимо опираться на цели и задачи данного урока, так как наглядные пособия четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученикам выделить и сгруппировать существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления и понятия [3, с.106].

При выборе наглядных методов иметь в виду, что они наиболее успешно решают следующие дидактические задачи: способствуют развитию у учащихся наглядно - образного мышления; выступают в роли средства активации внимания при усвоении любого учебного материала; содействуют активации учебно-познавательной деятельности школьников; позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы; расширяют сферу показа практических применений изучаемых вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения учеников в ходе урока; создают возможность для моделирования ряда непосредственно не наблюдаемых процессов и явлений; наглядно систематизируют и классифицируют изученные явления на схемах, таблицах и прочее; выступают в роли методов стимулирования интереса к учению, создания установки на эффективное учение; позволяют в конкретизированной форме получать информацию о степени усвоения учебного материала.

2. Помимо основных, подбираются некоторые дополнительные наглядные методы, которые могут быть использованы при наличии свободного времени или в качестве средств, позволяющих лучше пояснить изучаемый вопрос при возникающих затруднениях. Необходимо помнить, что большое число демонстраций не только ведет к лишним затратам времени, но и отвлекает учеников от сути изучаемого [9, с.224-225].

3. При подборе наглядных методов учитываются особенности данного класса, преимущественный тип мышления большинства его учеников - словесно-логический или наглядно-образный. В первом случае наглядность применяется несколько меньше или в таких видах, которые более абстрагированы. Во втором случае удельный вес наглядных методов возрастает [19, с.65].