Файл: Принцип наглядности как один из дидактических принципов обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Принцип наглядности как один из дидактических принципов обучения: сущность и психолого-педагогические основы становления

1.1. Принцип наглядности: историческое становление и сущность

1.2. Система средств наглядного обучения

2. Использование наглядности в образовательном процессе начальной школы

2.1. Психофизиологические особенности применения наглядности в начальной школе

2.2. Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе

3. Практические аспекты реализации принципа наглядности в процессе формирования у учащихся начальной школы математических компетенций

3.1. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников в процессе обучения

3.2. Реализация принципа наглядности на уроках математики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Принцип наглядности реализуется так же и на уроках изучения геометрического материала за счет активизации прошлого накопленного опыта и применения наглядных пособий. Активизация прошлого накопленного опыта младших школьников является особенно актуальной на уроках изучения геометрического материала, т.к. представления о геометрических телах и фигурах учащиеся имеют достаточно широкое: находят одинаковые по форме предметы, знают название и внешний вид многих геометрических фигур, манипулируют ими и пр. Значит, учителю необходимо опираться на опыт учащихся, не давать им знания в открытом виде, а помогать в процессе частично-поисковой деятельности развивать геометрические знания и умения с опорой на прошлый опыт.

Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.

Чтобы правильно подобрать наглядное пособие учителю необходимо ответить для себя на 3 вопроса:

1. Зачем (с какой целью) используется это наглядное пособие?

2. Где (в какой момент урока) будет использовано это наглядное пособие?

3. Смогут ли учащиеся самостоятельно изготовить и работать с этим наглядным пособием?

Также существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):

1. Любое наглядное пособие - модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.

2. Наглядное пособие - учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.

3. Наглядное пособие - всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.

4. Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод [14; с. 122].

Отсюда следует вывод: на уроке математики при изучения геометрического материала работают все принципы обучения, но главенствующая роль отводится принципу наглядности поскольку он способствует формированию четких и ясных количественных и пространственных представлений, развивает логическое мышление и речь, активизирует память и внимание, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений и тел перейти к обобщениям и абстракции, помогает в осознании и усвоении материала.


Необходимым условием развития математических способностей младших школьников является участие их в математических конкурсах, викторинах, в математических олимпиадах.

Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определённой образовательной области, позволяющая выявить не только знание фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления, определённого уровня сформированности математической компетентности.

К участию в олимпиадах привлекаются учащиеся, начиная с 3-4 классов; в школьной олимпиаде могут принимать участие все ребята, которые желают проверить свои знания. Задания для школьных олимпиад, как правило, разрабатываются учителями- предметниками в соответствии с особенностями каждого учебного предмета и возрастными особенностями учащихся.

Анализ методической литературы показывает, что можно выделить различное структурирование школьных математических олимпиадных задач. Так, в 3-4 и 5-6 классах наиболее часто встречаются следующие типы задач: на переливания и взвешивания (требуется либо получить определённое количество жидкости, используя емкости заданного объёма, либо за ограниченное число взвешиваний локализовать предмет, отличающийся от остальных предметов по весу); на нахождение лишнего (следует объединять группы предметов по определённым признакам); текстовые задачи на вычисления, на нахождение логических ошибок и задачи с подвохом; логические задачи; задания на свойства и последовательности чисел; задачи, связанные с часами и определением времени, со спичками; криптарифмы (математические ребусы, в которых зашифрованы примеры на выполнение одного из арифметических действий); ребусы; шахматы; задачи про лжецов и правдецов; математические игры; задачи с геометрическим содержанием.

С нашей точки зрения, для младших школьников весьма интересными являются такие задачи, как «Ну-ка, посчитай», «Найди закономерность», «Удивительный счёт» и другие, которые могут быть использованы учителями математики в своей педагогической деятельности при подготовке к школьным олимпиадам. Таким образом, подводя итог данной главы, можно сказать, что одной из задач начального курса математики является развитие математических способностей, которые характеризуется обобщённым, свёрнутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики. Развитию математических способностей младших школьников способствует целенаправленное использование педагогам разнообразных средств, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, воспитание у них интереса к математике. В конечном счете, это будет стимулировать развитие математических способностей младших школьников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая данную работу, следует подвести определённые выводы и итоги. Наглядность оказывает значительное действие на совершенствование и умножение методов развивающего обучения и является весьма перспективной областью методики преподавания в школе.

Все средства в любой из классификаций (классификация по органам чувств, по средствам обучения, по содержанию, характеру изображаемого и форме представления) представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны.

Применяя средства наглядности в образовательном процессе, необходимо учитывать следующие правила:

- наличие достаточного количества наглядности;

- рациональное определение времени использования средств наглядности;

- устранение перегрузки урока наглядными средствами;

- привлечение к восприятию всех органов чувств;

- рациональное сочетание слова и средств наглядности.

Необходимо помнить и соблюдать необходимые требования при выборе наглядных пособий, для того чтобы применение наглядных методов обучения соответствовало критериям оптимальности, а также содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, возрастным особенностям учащихся и удовлетворяли научные, эстетические, санитарно-гигиенические, технологические и экономические требования.

Рассмотрев особенности применения средств наглядности на уроках математики можно сказать, что одной из задач начального курса математики является развитие математических способностей, которые характеризуется обобщённым, свёрнутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики. Развитию математических способностей младших школьников способствует целенаправленное использование педагогам разнообразных средств, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, воспитание у них интереса к математике. В конечном счете, это будет стимулировать развитие математических способностей младших школьников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: использование наглядных средств позволяют проводить уроки на более высоком эстетическом уровне, увеличивают объем выполняемости задания в 1,5–2 раза.

С помощью наглядных пособий у учащихся формируется позитивное отношение к обучению, позволяют оживить урок и повысить уровень усвоения учебного материала. Именно поэтому наглядные пособия необходимо использовать на каждом этапе обучения в начальной школе, так как они выполняют одну из важнейших задач в обучении – повышение уровня знаний.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе /Под ред.А.Г. Колоскова. - М.: Педагогика, 2014. – 250 с.
  2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения /С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2011. – 546 с.
  3. Борзова Л.П. Методика преподавания обществоведения в начальной школе /Л.П. Борзова. - М. : Владос-Пресс, 2012. – 321 с.
  4. Выготский Л.С. Психология развития человека /Л.С. Выгодский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2011. -1136 с.
  5. Герасимов В.Д. Факультативные занятия «Математика. 3 класс. Решение текстовых задач»: рабочая тетрадь/ В.Д. Герасимов. - Минск: Аверсэв, 2013. - 128 с.
  6. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения /П.В. Гора. - М.: Наука, 2012. – 214 с.
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов - М.: Методика, 2014. – 342 с.
  8. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Просвещение, 2012. – 376 с.
  9. Казанский Н.Г. Дидактика (начальные классы): Учеб. пособие для студентов пед. Институтов /Н.Г. Казанский. - М.: Просвещение, 2012. – 546 с.
  10. Коменский Ян Амос Учитель учителей («Материнская школа», «Великая ди¬дактика» и др. произв. с сокрагц.) / Ян Амос Коменский. - М.: Карапуз, 2009. - 288 с.
  11. Константинов М.А. История педагогики / М.А. Константинов - М.: Академия, 2013. – 648 с.
  12. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
  13. Лахов Р.Ю. Реализация принципа наглядности при обучении геометрии / Р.Ю. Лахов, В.С. Ванькова, Ю.М. Мартынюк // Сборник материалов X Региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - Тула, 2014. - С. 85-88.
  14. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачев - М.: Норма, 2011. – 548 с.
  15. Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. - М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
  16. Петкевич Н.В. Альбом по математике: учеб. посибие для учащихся / Н.В. Петкевич. - Минск: М.В. Бегунова, 2011. - 32 с.
  17. Петкевич Н.В. Педагогические условия использования нагляд­ности в образовательном процессе начальной школы: автореф. дис. ... канд пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Петкевич - Смо­ленск, 2009. - 18 с.
  18. Ахметов М.А. От дидактического принципа наглядности к полимодальному обучению / М.А. Ахметов, А.А. Журин // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2014. - № 5. - С. 11-14.
  19. Гусейнов А.З. Развитие принципа наглядности в истории педагогики / А.З. Гусейнов, Г.Д. Турчин // Известия Саратовского университета. - 2014. - № 1. - С. 64-67.
  20. Петкевич Н.В. Обучение в движении / Н.В. Петкевич // Пачатковая школа. - 2008. -№ 6. - С. 43-44.
  21. Иоганн Генрих Песталоцци Как Гертруда учит своих детей http://www.bim-bad.ru/docs/pestalozzi_wie_gertrud_ihre_kinder_lehrt.pdf (Дата обращения 24.12.2015)
  22. Педагогические идеи и взгляды Яна Коменского http://www.treko.ru/show_dict_1546 (Дата обращения 24.12.2015)
  23. Песталоцци. Лебединая песня http://pedagogia.pro/node/374 (Дата обращения 24.12.2015)