Файл: Методология исследования межличностных отношений (Методология психодиагностической оценки межличностных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шкалы по типам межличностных отношений:

Авт. - авторитарный;

Эго. - эгоистичный;

Агрес. - агрессивный;

Подоз. - подозрительный;

Подч. - подчиняемый;

Зав. - зависимый;

Друж. - дружелюбный;

Ал. - альтруистический.

Цифрами обозначено количество набранных баллов по каждой шкале. Максимальное значение 16 баллов, но есть 4 степени выраженности отношения:

  1. 0 - 4 - низкая
  2. 5-8 - умеренная
  3. 9 - 12 - высокая
  4. 13 - 16 - экстремальная

Первая и вторая степень относятся к адаптивному типу поведения, третья степень к экстремальному и четвертая может характеризовать патологию поведения.

В таблице № 5 представлены результаты методики диагностики межличностных отношений Т. Лири по основанию идеальное «Я». Испытуемые отвечали на вопросы с позиции будущего, то есть то, какими они хотели бы видеть себя. По представленным данным видно, что «обидчик» хотел бы использовать авторитарный и эгоистичный стиль межличностного общения, а «жертва» хотел бы использовать агрессивный тип. Таким образом, в соответствии с таблицей № 4, где представлены

результаты по основанию реальное «Я» «обидчик» не хотел бы менять свой тип межличностного общения, а «жертва» хотел бы стать более агрессивным. Так же были проведены подсчеты по основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие» у «жертвы» и «обидчика» (Таблица № 4

Таблица № 4

Результаты методики диагностики межличностных отношений Т. Лири

по параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие» (n = 2)

«Жертва»

«Обидчик»

Реальное

Идеальное

Реальное

Идеальное

«Я»

«Я»

«Я»

«Я»

«Доминирование»

-0,3

-2,2

11,4

12,4

«Дружелюбие»

5,7

-8,1

-12,4

-13,5

Исходя из полученных результатов, стало видно, что «обидчик» больше предпочитает авторитарный, эгоистичный и агрессивный типы межличностных отношений (14, 10 и 9 баллов), тогда как минимальные значение набрали шкалы подчиняемый и альтруистический типы межличностных отношений (3 балла). Это говорит о том, что «обидчику» свойственны властный характер, лидерская позиция во взаимоотношениях, стремиться поучать других и полагается на свое мнение, не слушает советы, ориентирован на себя и склонен к соперничеству, а так же доминантный и энергичный. Не любит подчиняться и не стремиться помогать другим людям. Относительно идеального представления о себе он не стремиться измениться, а наоборот хочет оставаться таким, какой он есть.


Высокие показатели по шкалам подчиняемый и дружелюбный (13 и 11) были отмечены у «жертвы» школьной травли и низкие показатели по шкалам альтруистический (4). Это говорит о том, что «жертва» является покорным, слабовольным, склонен уступать всем и осуждать себя, пассивный, приписывает себе вину, деликатный, заботливый, жертвует своими интересами ради других. Относительно идеального представления о себе стремиться стать более агрессивным, резким и жестким в отношениях.

Можно предположить, что «обидчик» занимает авторитарную позицию в классе и его устраивает такое положение, он склонен доминировать, поэтому чтобы отстоять свою позицию вымещает агрессию на «жертве». «Жертва» является дружелюбным и покорным, поэтому не может противостоять агрессору, следовательно, он хочет стать более жестким, чтобы отстоять свою позицию.

С целью более полного представления о психологических особенностях «буллера» и «жертвы» была проведена методика, результаты которой указаны ниже.

Таблица № 5

Результаты методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда (n = 2)

Показатели

«Жертва»

«Обидчик»

А/Д

Адаптивность

135

138

Дезадаптивность

87

83

Л

Лживость -

32

39

Лживость +

28

30

ПС

Принятие себя

40

47

Непринятие себя

22

12

ПД

Принятие других

24

25

Непринятие других

19

14

ЭК

Эмоциональный комфорт

24

24

Эмоциональный дискомфорт

20

14

ВК

Внутренний контроль

54

52

Внешний контроль

26

22

Д/В

Доминирование

8

12

Ведомость

21

20

УвС

Уход в себя

16

12

Исходя из полученных результатов, следует отметить, что у жертвы больше выражены уход в себя, что может говорить о его замкнутости и не способности делиться переживаниями с другими. Показатель внешнего контроля выше, чем у обидчика, это значит, что жертва ориентирован на оценку и мнение окружающих. Выражено непринятие себя и других, это подтверждает низкое положение в классе. Показатель эмоционального дискомфорта так же преобладает у жертвы. Это может говорить о тревожности и беспокойстве ученика, хотя внешне он старается этого не показывать, так как по результатам наблюдения видно, что жертва улыбается и реагирует как на шутку, когда его обижают.


В ситуации буллинга роли распределяются таким образом, что в группе присутствует не только обидчик и жертва, а так же очевидцы, последователи буллера, сострадающие и другие. Таким образом, в ситуации школьной травли, в процессе, принимает участие весь класс. Так как эмпатия - это способность человека сопереживать другому человеку, находящемуся в трудной ситуации, то высокий уровень эмпатии можно рассматривать как ресурс для предотвращения и профилактики школьной травли.

В ситуации школьной травли у «жертвы» ситуации чаще всего нет поддержки со стороны сверстников, а это очень важный факт, так как поддержка способствует тому, что подросток не замыкается в себе.

Мы предполагаем, что в данном классе уровень эмпатии низкий, так как ситуация буллинга существует и негативно влияет на «жертву».

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимноличностное общение со сверстниками. Таким образом ситуация отчуждения в группе негативно сказывается на подростках, оказавшихся в ситуации буллинга.

Чтобы проанализировать уровень эмпатии, восприятия и понимания ситуации в классе был проведен опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и М. Эпштейна. Результаты представлены в таблице № 6.

Таблица № 6

Результаты методики диагностики уровня эмоциональной эмпатии
А. Мехрабиана и М. Эпштейна (n = 18)

Ф. И. ученика

Количество баллов

Уровень эмпатических тенденций

Анастасия А.

29

Средний

Илья А.

18

Средний

Людмила Б.

23

Средний

Илья Б.

27

Высокий

Татьяна В.

31

Высокий

Юрий В.

16

Низкий

Анна В.

26

Средний

Евгений Г.

19

Средний

Мария Д.

24

Средний

Максим Е.

17

Средний

Дарья К.

23

Средний

Светлана К.

28

Средний

Борис К.

21

Средний

Николай К.

22

Средний

Жанна Л.

22

Низкий

Вероника Л.

27

Средний

Антон С.

7

Очень низкий

Анастасия Т.

22

Низкий


Из приведенных в таблице результатов видно, что большинство учеников исследуемого класса имеют средний уровень эмпатических тенденций (12 из 18) и 2 человека высокий уровень. Это говорит о том, что они умеют сопереживать и сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации. Предполагаемый «обидчик» имеет очень низкий уровень эмпатии и является единственным человеком в классе с данной тенденцией. Это говорит о том, что его раздражают несчастные люди, он не принимает близко к сердцу проблемы других людей, может оставаться спокойным, когда другие волнуются, раздражается, когда кто-то плачет, не сердится, когда с кем-то плохо обращаются. «Жертва» травли в данном классе имеет средний уровень эмпатии.

Таким образом, предотвращение проявлений травли в данном классе может быть успешным, если проводить уроки, направленные на коррекцию агрессивного поведения по отношению к «жертве» не только с «обидчиком», но и со всеми учениками класса, опираясь на имеющиеся у них эмпатические тенденции.

Для более точного и конкретного описания особенностей «обидчика» и «жертвы» буллинга мы описали их психологический портрет, опираясь на полученные результаты и анализ научной литературы.

Психологический портрет «буллера»

Буллером может стать как мальчик, так и девочка. Характерными особенностями таких учеников являются повышенная агрессивность, высокий социометрический статус в классе и низкий уровень эмпатии. Они имеют слабый самоконтроль, уверенные в себе и, как правило, стремятся к доминированию, и власти, имея при этом высокую самооценку. Такие люди пытаются завоевать признания в группе за счет унижение другого. Они имеют большой разрыв между актуальным и идеальным «Я». Они лидеры с высоким статусным положением, самоуважением и самопринятием, но стремятся быть еще лучше, занимать более высокие позиции.

Буллер часто не понимает, что его поведение является нежелательным, он считает, что во всем виновата жертва и это она заставляет вести его так. Однако буллер всегда найдет того, на кого направить свою агрессию. Когда одна жертва уходит по стечению обстоятельств, буллер находит себе другую жертву и так происходит постоянно. Таким образом, причина кроется в деструктивном поведении буллера, которое он не признает и, следовательно, не пытается изменить.

Так же буллер эгоцентричен, не зависит от мнения других, высокомерен и самовлюблен. При общении может иронизировать, избегает ответственности или перекладывает её на жертву. В подростковом возрасте характерными особенностями являются физические проявления агрессивного поведения.


Психологический портрет «жертвы»

Жертвами в подростковом возрасте чаще становятся ученики, выделяющиеся в группе. Это могут быть физические внешние недостатки или особенности, а так же внешние признаки (одежда, телефон и т.д.). Такие люди выделяются в группе, а значит, привлекают внимание. Для буллера это легкий способ затравить жертву, потому что заметные особенности видны всем.

Жертва не отличается повышенной агрессивностью и доминированием, он выбирает подчиняющийся и дружелюбный тип межличностных отношений и зависят от мнения других, но старается стать более агрессивным. Имеет средний уровень эмпатии и слаборазвитые коммуникативные навыки. Жертва отличается повышенной тревожностью и выраженным эмоциональным дискомфортом. В отличие от буллера он замкнут и в основном имеет низкое положение в группе. Так же отмечается низкая неадекватная самооценка и непринятие себя, низкий уровень самоуважения, а также склонность к самообвинению.

Жертвам буллинга свойственны состояния страха и тревожности, это приводит к срывам, таких людей легко вывести из равновесия, в дальнейшем это может привести к серьезным проблемам (депрессия и отчужденность). Жертвы часто не могут постоять за себя и не имеют поддержки со стороны окружающих, учеников класса, потому что помощь жертве может обернуться угрозой статусного положения в классе.

На основе полученных результатов и анализа научной литературы нами были составлены рекомендации по предотвращению буллинга в подростковом возрасте. Дети, находящиеся в этой ситуации, в силу своей неопытности и беспомощности не смогут самостоятельно справиться с проблемой (хотя некоторым это удается), поэтому рекомендации по предотвращению буллинга разработаны для специалистов, учителей, психологов школы. Ребенку в этом случае следует быть уверенным, что ему помогут. Поэтому важно воспринимать серьезно эту проблему и если такая ситуация действительно есть в классе, то следует её обозначить.

2.3.Рекомендации по предотвращению буллинга в подростковом возрасте

Для педагогов и психологов школы в первую очередь следует обозначить проблему как действительно существующую в классе и отнестись к ней серьезно. Следует привлечь специалистов (психолог, директор школы и др.), а так же разработать план по предотвращению буллинга.