Файл: Методология исследования межличностных отношений (Методология психодиагностической оценки межличностных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы социально-психологического контроля могут быть как элементом процесса исследования, например эксперимента, так и иметь самостоятельное значение. При этом уровень контроля бывает разным. От простого одноактного наблюдения за тем или иным социально-психологическим процессом до наблюдения систематического, предполагающего регулярное снятие информации с объекта и замеры его различных параметров. Такова, например, практика социально-психологического мониторинга.

Еще более высоким уровнем контроля является применение целого комплекса методов, начиная от диагностики и заканчивая методами целенаправленного корректирующего и регулирующего воздействия на обследуемый объект.

Такова, например, практика диагностики (в данном случае с целью обследования) и регуляции социально-психологического климата коллектива (СПК). Последняя включает в себя диагностику всей совокупности компонентов, составляющих социально-психологические условия жизнедеятельности данного коллектива (его СПК, стиль руководства, типологию лидерства, иерархию основных социально-психологических рассогласований в структуре как межличностных, так и деловых отношений между членами коллектива), а также систему мер коррекции горизонтальных и вертикальных структур внутри-коллективных отношений и тем самым регуляцию СПК [12], [13].

Отвечая на поставленный нами выше вопрос о различии методов социальной психологии по критерию степени принадлежности к данной науке, необходимо отметить следующее.

Все общеизвестные группы методов получения первичной информации (наблюдение, опрос, тест, документ и эксперимент) являются достаточно универсальными методами практически всех наук о человеке. Часть из них, такие, например, как наблюдение или эксперимент, имеют несколько больше, чем опрос или -документ, возможностей для проявления своих особенностей в социальной психологии. Наблюдение способно дать максимальный эффект именно в социальной психологии в той мере, в какой исследователь именно данной области психологически готов к наибольшей полноте и глубине восприятия психического состояния и поведения человека. Эксперимент же предполагает достаточно высокий уровень технологической и технической оснащенности средствами и методами социальной психологии.

К специфическим же методам собственно социальной психологии можно отнести такие методы, какими являются средства диагностики и регуляции групповой деятельности — диагностики СПК, стиля руководства и лидерства, коррекции межличностных отношений в группе и регуляции на их основе СПК. Сюда же можно отнести и методы социально-психологического контроля в целом, предполагающие комплексное применение методов диагностики, прогнозирования, коррекции и регуляции явлений групповой, коллективной и массовой психологии как специфической феноменологии данной науки.


1.2. Методология психодиагностической оценки межличностных отношений

Межличностные отношения проявляются во многих сферах человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы.

В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их не уместился бы в объеме целой книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых, наиболее распространенных, кратко перечислив и другие, реже применяемые в этой области.

Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.);

б) на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.);

в) на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.);

г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методическая реализация определённых теоретических воззрений, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, что необходимо учитывать при организации исследования и при подборе методических приемов — методики субъективных предпочтений, методики выявления субъективного отражения межличностных отношений и т. д.) [31].

Возможны и другие критерии систематизации методик. Одна из самых известных методик психологической диагностики межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу (R.Bales, 1970), который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции (взаимодействия) в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может анализировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций.

Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т. д. Например, человек, получивший высокий балл при решении проблем, рассматривался как деловой лидер, а в области позитивных эмоций — как эмоциональный лидер. Схема Р. Бейлса и ее критика описаны в отечественной литературе (В.Б. Ольшанский, 1981; Г.М. Андреева, 1980).


Перспективным направлением в психологической диагностике межличностных отношений является наблюдение за игровым имитированием определенной жизненной ситуации. Наблюдение за поведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагностировать его в межличностных отношениях, предвидеть их развитие в реальной жизненной ситуации. Так, специально сконструированные настольные игры используются для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и кооперации в диаде, больших по численности группах взаимодействия.

Выводы по первой главе:

Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, обозначающаяся в русском языке с помощью термина “методика”. Тем не менее, не во всех языках есть этот термит. К примеру, в английском языке под методологией принято понимать методику.

О конкретных методиках (методах), которые применяются в процессах социально-психологических исследований, нельзя сказать, что они имеют абсолютную независимость от более общих методологических суждений.

Смысл введения подобной «иерархии» разнообразных методологических уровней был заключен в том, чтобы не допустить в социальной психологии сведения всех методологических проблем исключительно к третьему значению данного понятия.

Основная идея заключена в следующем: независимо от применения каких бы то ни было эмпирических или экспериментальных методик, их рассмотрение не может производиться отдельно от общей и специальной методологии.

Это означает, что использование любого методического приема - анкеты, теста, социометрии - может применяться лишь в обусловленном “методологическом ключе”.

Стоит отметить еще и тот факт, что применение философских принципов невозможно осуществить в исследованиях каждой науки непосредственно: каждый из них преломляется через принципы специальной методологии.

Если рассматривать конкретные методологические приемы, то стоит отметить возможность их относительной независимости от методологических принципов, а, соответственно, и возможность применения в одинаковой форме в рамках возможных методологических ориентаций.

Следует внести уточнения в вопросе о понимании современной логикой и методологией науки выражения “научное исследование”.

Не нужно забывать о том, что социальной психологией XX в. был поставлен акцент на ее отличительные черты от традиций ХIХ в., заключающиеся в том, что она опирается на “исследования”, а не на “спекуляции”.


ГЛАВА 2. Пример проведения исследования проблемы межличностных отношений

2.1.Описание процедуры проведения исследования

Исследование межличностных отношений подростков в ситуации школьной травли проводилось на базе МБУ СОШ № 20 г. Тольятти в феврале 2019 года. В исследовании приняли участие ученики шестых классов.

Целью исследования является изучение межличностных отношений подростков в ситуации школьной травли.

Задачи:

  1. Выявить особенности межличностных отношений подростков в ситуации школьной травли.
  2. Описать психологический портрет буллера и его жертвы.
  3. Разработать рекомендации направленные на профилактику буллинга в классе.

Гипотеза: Межличностные отношения подростков в ситуации школьной травли характеризуются:

  • низким социометрическим статусом жертвы буллинга
  • высоким социометрическим статусом обидчика
  • подчиняющимся типом межличностных отношений жертвы
  • доминирующим типом межличностных отношений обидчика
  • выраженным эмоциональным дискомфортом и непринятием себя у жертвы буллинга, в отличие от обидчика
  • низким уровнем эмпатии очевидцев процесса.

Методы исследования:

  • Метод наблюдения; метод экспертного оценивания
  • Методика «Социометрия» Дж. Морено в адаптации Я. Л. Коломинского; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса- Даймонд; опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и М. Эпштейна.
  • Качественный анализ и интерпретация полученных результатов.

База исследования:

В данном исследовании принимали участие 60 человек в возрасте от 12 до 13 лет. Испытуемые являются учениками шестого класса средней общеобразовательной школы города Тольятти.

Выборка: 60 человек (36 девочек и 24 мальчика) в возрасте от 12 до 13 лет, ученики шестых классов средней общеобразовательной школы г. Тольятти


2.2.Обработка и интерпретация полученных результатов

Исследование в области особенностей межличностных отношений подростков в ситуации школьной травли оказалось актуальным и востребованным, так как сразу в нескольких средних общеобразовательных учреждениях г. Тольятти была обозначена такая проблема. Нами была выбрана определенная база для проведения эмпирического исследования, ситуация буллинга в которой была обозначена педагогом и по совместительству классным руководителем шестого класса.

Изначально в исследовании приняли участие 60 человек, ученики параллели шестых классов. По результатам наблюдения и экспертного оценивания, в лице классных руководителей каждого класса, была обозначена ситуация буллинга в одном классе. В данном классе числятся 18 человек (10 девочек и 8 мальчиков). Дальнейшее исследование было направлено на изучение межличностных отношений в данном классе, так как именно в этом классе можно отследить характерные в ситуации школьной травли особенности межличностных отношений.

Исследование проводилось в три этапа. Целью первого этапа было выявить особенности межличностных отношений подростков в классе, а так же отношения, складывающиеся между буллером и его жертвой. На втором этапе целью являлось составление психологического портрета буллера и жертвы. На третьем этапе мы составили комплексные практические рекомендации, направленные на профилактику буллинга.

На первом этапе применялся метод наблюдения и экспертного оценивания, а так же метод социометрии. Целью наблюдения было выявить ситуацию буллинга в классе и особенности его проявления. Метод наблюдения в данном исследовании является включенным открытым и проводится во время уроков и перемен. Наблюдение проводилось в течение учебного дня, в процессе которого проявились характерные особенности, на основании которых можно выделить явление школьной травли. В протокол

наблюдения вносились показания по трем основным критериям буллинга. Интерпретация метода наблюдения указана ниже.

Стоит отметить, что проявление особенностей буллинга более выражено во время перемены, так как дети не ограничены формальностью учебного процесса и не находятся под полным вниманием учителя. Однако, некоторые проявления можно увидеть и во время урока. Например, на вопрос учителя «Кто взял ручку с моего стола?», один из учеников сказал, что это сделал Николай, после чего некоторые одноклассники усмехнулись на такое высказывание. Оказалось, что ручка затерялась среди тетрадок на учительском столе. На других уроках такая ситуация повторялась несколько раз. Таким образом, на вопрос учителей о том, что кто-то что-то сделал некоторые ученики (Антон, Евгений, Максим) всегда обвиняют Николая, даже если для этого нет основания.