Файл: Методология исследования межличностных отношений (Методология психодиагностической оценки межличностных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во время перемен проявляются некоторые физические агрессивные реакции по отношению к жертве, стиравший с доски мел, кинул тряпку в лицо Николая. Так же ученики портили его вещи, и это проявлялось в том, что они кидали его куртку на пол, ходили по ней ногами, перекидывались портфелем, скидывали со стола вещи. Девочки чаще проявляли вербальную агрессию. Они говорили, что Коля «дурачок» и какой-то странный, и не нужно обращать внимание на то, что мальчики его дразнят.

Когда все ученики играют в какую-либо игру, ученики относятся к Коле с пренебрежением, нетерпимостью и раздражением по отношению к Коле. Если он делает что-то не так, как установлено правилами игры, все ученики начинают в повышенных тонах оскорблять его, в ответ на это Николай только улыбается и продолжает играть с ребятами. Это может говорить о том, что он уже привык к таким нападкам своих одноклассников.

Если возникает какая-то ссора между Колей и другим мальчиком, которая заметна учителю, учитель наказывает скорее другого ученика и говорит фразу: «Оставьте Николая в покое!». Это может свидетельствовать о том, что случаи нападок на Н. повторяются уже не однократно.

Поведение Николая можно назвать не типичным в таких ситуациях. Он в различных ситуациях агрессии в его сторону просто улыбается и продолжает взаимодействовать с учениками. Если кидают его вещи, то он просто их поднимает и садиться на место. Если рядом находится учитель, он обращает внимание учителя на нападки со стороны одноклассников, но при этом на его лице улыбка и некое смирение с ситуацией, как будто, так и должно быть. Учитель, в свою очередь, либо не обращает внимание на жалобы Николая, либо пытается успокоить учеников. Но такая реакция направлена лишь на некоторые конкретные проявления травли, а не на прекращение неприятных действий учеников по отношению к Николаю в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ученики данного класса проявляют действия, которые можно обозначить как буллинг. Эти действия носят физический (со стороны мальчиков), вербальный (со стороны девочек) характер агрессии, а так же действия направленные на порчу имущества. Жертвой в данном случае является ученик Николай, так как именно по отношению к нему направлены агрессивные действия учеников. Буллер в данном случае обозначить сложнее, но есть несколько человек, которые чаще других, а иногда и самыми первыми в той ли иной ситуации проявляют действия травли. Ими являются ученик Антон, ученик Евгений и ученик Максим. Девочки же скорее играют роль сторонних наблюдателей или приближенных к буллерам. Жертва Николай, оказавшись в ситуации буллинга, часто улыбается, обращается к учителю за помощью и в целом относится к этому смиренно. Учитель не обращает на такую ситуацию в классе внимания и не старается исправить положения дел в целом.


Можно предположить, что если ситуация останется неизменной, то ученики повзрослев начнут применять более серьезные приемы буллинга и таким образом, могут нанести непоправимый вред Николаю как психологический, так и физический. У Коли нет поддержки со стороны одноклассников, так как он не находится ни с кем в близких отношениях.

С целью получения более полной картины данной ситуации в классе был проведен метод экспертного оценивания классным руководителем в ходе, которого стало ясно, что Николай пришел в эту школу в 5 классе и уже тогда дети стали совершать на него нападки. По её словам, он активный мальчик, но в тоже время очень скромный и вежливый, учится на четверки, но по некоторым предметам имеет тройки, но если будет стараться, как говорит учитель, то будет круглым хорошистом. Он любит играть с одноклассниками на переменах, однако, ученики как будто сделали из него человека, на котором можно отреагировать негативные эмоции. Они часто обижают его и издеваются, но он не пытается с этим бороться, возможно, принимает это как игру. Так же она сказала, что он общается с мальчиками, но не находится с ними в очень близких отношениях. Учитель так же заметила, что «он как будто в коллективе, но в тоже время как, будто сам с собой».

Можно предположить, что Николай находит общий язык с одноклассниками и даже дружит с ними, но занимает как бы позицию «крайнего», то есть человека, на котором можно сорваться и он примет это и не сможет сделать ничего в ответ. Поэтому ученики, чтобы выплеснуть негативные эмоции (в основном мальчики), используют агрессию по отношению к Коле.

Так же в беседе прояснился один важный момент это то, что основным агрессором является Антон, он постоянно старается как-то навредить Коле, а ученики Женя и Максим как бы подыгрывают ему. Сопоставив это высказывание с результатами наблюдения, можно сделать вывод о том, что буллером является Антон, а ученики Женя и Максим являются приближенными к буллеру.

Мы так же попросили описать поведение и личностные особенности Антона. Классный руководитель нашла его слишком грубым и агрессивным, он любит драться и всегда начинает конфликт первым. Учится на тройки и по некоторым предметам имеет четверки. Он любит портить вещи других учеников и это доставляет ему удовольствие. У него есть друзья, которые как бы подыгрывают ему и стараются ему соответствовать. Он пользуется популярностью среди девочек. Учитель сказала, что некоторые девочки признавались ей, что испытывают чувства к нему. На вопрос: «Можно ли назвать его лидером класса?» последовал положительный ответ.


Таким образом, можно предположить, что Антон является буллером и имеет статус лидера в классе, а Николай имеет низкий социометрический статус. Чтобы подтвердить это предположение количественными показателями, была проведена метод социометрия.

Беседа проводилась в течение 30 минут.

Методика социометрия направлена на изучение межличностных отношений в группе, а так же на выявление лидера. С этой целью были подобраны вопросы, которые показывают дружественные отношения между членами группы вне школы (кого бы вы позвали на день рождения?), а так же дружественные отношения в школе (с кем бы вы сели за одну парту?). Так же были использованы обратные вопросы с целью определения низкого статуса ученика в классе. Ученики должны были выбрать троих учеников из их класса с учетом отсутствующих.

Исходя из результатов, указанных в сводной таблице 3 методики социометрия видно, что Николай К., который по результатам наблюдения и беседы с учителем, являющийся жертвой буллинга, имеет всего один положительный выбор и 7 отрицательных. Это говорит о том, что он имеет низкий социометрический статус в группе. Антон С. имеет 11 положительных выборов и 2 отрицательных, следовательно, он имеет высокий социометрический статус.

Таблица 1

Сводная таблица результатов методики «социометрия» (n = 18)

Ф. И.ученика

Общее кол-во

Общее кол-во

положительных выборов

отрицательных выборов

Анастасия А.

10

0

Илья А.

6

0

Людмила Б.

6

1

Илья Б.

6

1

Татьяна В.

6

1

Юрий В.

5

0

Анна В.

6

0

Евгений Г.

7

0

Мария Д.

6

0

Максим Е.

9

1

Дарья К.

6

0

Светлана К.

5

1

Борис К.

6

1

Николай К.

1

7

Жанна Л.

5

1

Вероника Л.

6

0

Антон С.

11

2

Анастасия Т.

5

2

Стоит отметить, что выбор отрицательного значения Антону присвоил Коля. Это может означать, что Коля имеет неприязненное отношение к Антону. Так же ученики Женя и Максим имеют высокие оценки положительного выбора (7 и 9 соответственно), что может подтвердить предположение о том, что они являются приближенными к буллеру. Хотя Николай не вписывал их в бланк отрицательных выборов. Это может свидетельствовать о том, что он не относиться к ним с негативной стороны. А они в свое время ставят ему отрицательное значение выбора. Среди девочек высокий социометрический статус в группе имеет ученица Анастасия А. (10 положительных выборов). Таким образом, метод наблюдения и беседы подтверждается количественными показателями.. Для того чтобы проанализировать типы межличностных отношений в группе мы провели методику Т. Лири.


Таблица № 2

Сводная таблица результатов методики диагностики межличностных

отношений Т. Лири по основанию актуальное «Я» (n = 18)

Ф. И. ученика

Типы межличностных отношений

Авт.

Эго.

Агрес.

Подоз.

Подч.

Зав.

Друж.

Ал.

Анастасия А.

9

5

3

4

4

6

14

11

Илья А.

6

8

9

2

10

5

7

8

Людмила Б.

6

5

3

6

6

7

11

9

Илья Б.

6

10

7

8

6

5

7

6

Татьяна В.

5

7

5

3

2

4

12

8

Юрий В.

7

6

5

6

9

7

5

4

Анна В.

8

4

2

3

7

4

8

7

Евгений Г.

9

9

7

10

6

11

8

6

Мария Д.

3

5

5

7

5

7

9

10

Максим Е.

13

14

9

6

5

5

7

6

Дарья К.

4

8

7

7

5

8

4

4

Светлана К.

6

4

8

2

7

11

7

6

Борис К.

6

6

7

10

9

8

8

4

Николай К.

6

6

7

8

13

9

11

4

Жанна Л.

5

7

6

5

8

9

4

7

Вероника Л.

3

5

3

7

4

10

8

6

Антон С.

14

10

9

7

3

8

5

3

Анастасия Т.

5

5

4

7

6

5

9

8

В данной таблице представлены результаты методики межличностных отношений Т. Лири по основанию актуальное «Я». Испытуемые отвечали на вопросы с позиции настоящего. По результатам видно, что в настоящий момент «обидчик» использует авторитарный и эгоистичный тип межличностных отношений, а «жертва» использует подчиняющийся и дружелюбный тип межличностных отношений.


Таблица 3

Сводная таблица результатов методики диагностики межличностных

отношений Т. Лири по основанию идеальное «Я» (n = 18)

Ф. И. ученика

Типы межличностных отношений

Авт.

Эго.

Агрес.

Подоз.

Подч.

Зав.

Друж.

Ал.

Анастасия А.

12

9

6

6

5

4

15

10

Илья А.

7

9

5

4

4

7

10

6

Людмила Б.

5

5

2

3

5

6

9

6

Илья Б.

9

9

7

4

3

4

7

7

Татьяна В.

6

5

6

2

3

2

8

9

Юрий В.

6

7

7

4

4

5

9

6

Анна В.

3

5

8

2

6

4

10

9

Евгений Г.

9

6

6

5

7

3

7

5

Мария Д.

5

6

7

3

8

4

14

13

Максим Е.

10

7

8

4

6

9

9

8

Дарья К.

6

5

6

6

2

5

8

9

Светлана К.

9

4

5

7

3

7

11

9

Борис К.

6

6

7

11

10

9

8

4

Николай К.

9

7

11

9

7

7

7

3

Жанна Л.

10

7

6

2

4

6

9

9

Вероника Л.

12

8

7

9

7

2

10

10

Антон С.

14

11

9

8

3

5

8

2

Анастасия Т.

9

7

6

7

2

3

9

7

Расшифровка обозначений в таблице № 4 и таблице № 5.

Аспект актуальное «Я» означает представление о себе на данный момент, а аспект идеальное «Я» означает к чему стремиться ученик, каким он хочет себя видеть на самом деле.