Файл: Методология исследования межличностных отношений (Методология психодиагностической оценки межличностных отношений).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к методологии исследования межличностных отношений
1.2. Методология психодиагностической оценки межличностных отношений
ГЛАВА 2. Пример проведения исследования проблемы межличностных отношений
2.1.Описание процедуры проведения исследования
2.2.Обработка и интерпретация полученных результатов
Психологический портрет «буллера»
2.3.Рекомендации по предотвращению буллинга в подростковом возрасте
Во время перемен проявляются некоторые физические агрессивные реакции по отношению к жертве, стиравший с доски мел, кинул тряпку в лицо Николая. Так же ученики портили его вещи, и это проявлялось в том, что они кидали его куртку на пол, ходили по ней ногами, перекидывались портфелем, скидывали со стола вещи. Девочки чаще проявляли вербальную агрессию. Они говорили, что Коля «дурачок» и какой-то странный, и не нужно обращать внимание на то, что мальчики его дразнят.
Когда все ученики играют в какую-либо игру, ученики относятся к Коле с пренебрежением, нетерпимостью и раздражением по отношению к Коле. Если он делает что-то не так, как установлено правилами игры, все ученики начинают в повышенных тонах оскорблять его, в ответ на это Николай только улыбается и продолжает играть с ребятами. Это может говорить о том, что он уже привык к таким нападкам своих одноклассников.
Если возникает какая-то ссора между Колей и другим мальчиком, которая заметна учителю, учитель наказывает скорее другого ученика и говорит фразу: «Оставьте Николая в покое!». Это может свидетельствовать о том, что случаи нападок на Н. повторяются уже не однократно.
Поведение Николая можно назвать не типичным в таких ситуациях. Он в различных ситуациях агрессии в его сторону просто улыбается и продолжает взаимодействовать с учениками. Если кидают его вещи, то он просто их поднимает и садиться на место. Если рядом находится учитель, он обращает внимание учителя на нападки со стороны одноклассников, но при этом на его лице улыбка и некое смирение с ситуацией, как будто, так и должно быть. Учитель, в свою очередь, либо не обращает внимание на жалобы Николая, либо пытается успокоить учеников. Но такая реакция направлена лишь на некоторые конкретные проявления травли, а не на прекращение неприятных действий учеников по отношению к Николаю в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ученики данного класса проявляют действия, которые можно обозначить как буллинг. Эти действия носят физический (со стороны мальчиков), вербальный (со стороны девочек) характер агрессии, а так же действия направленные на порчу имущества. Жертвой в данном случае является ученик Николай, так как именно по отношению к нему направлены агрессивные действия учеников. Буллер в данном случае обозначить сложнее, но есть несколько человек, которые чаще других, а иногда и самыми первыми в той ли иной ситуации проявляют действия травли. Ими являются ученик Антон, ученик Евгений и ученик Максим. Девочки же скорее играют роль сторонних наблюдателей или приближенных к буллерам. Жертва Николай, оказавшись в ситуации буллинга, часто улыбается, обращается к учителю за помощью и в целом относится к этому смиренно. Учитель не обращает на такую ситуацию в классе внимания и не старается исправить положения дел в целом.
Можно предположить, что если ситуация останется неизменной, то ученики повзрослев начнут применять более серьезные приемы буллинга и таким образом, могут нанести непоправимый вред Николаю как психологический, так и физический. У Коли нет поддержки со стороны одноклассников, так как он не находится ни с кем в близких отношениях.
С целью получения более полной картины данной ситуации в классе был проведен метод экспертного оценивания классным руководителем в ходе, которого стало ясно, что Николай пришел в эту школу в 5 классе и уже тогда дети стали совершать на него нападки. По её словам, он активный мальчик, но в тоже время очень скромный и вежливый, учится на четверки, но по некоторым предметам имеет тройки, но если будет стараться, как говорит учитель, то будет круглым хорошистом. Он любит играть с одноклассниками на переменах, однако, ученики как будто сделали из него человека, на котором можно отреагировать негативные эмоции. Они часто обижают его и издеваются, но он не пытается с этим бороться, возможно, принимает это как игру. Так же она сказала, что он общается с мальчиками, но не находится с ними в очень близких отношениях. Учитель так же заметила, что «он как будто в коллективе, но в тоже время как, будто сам с собой».
Можно предположить, что Николай находит общий язык с одноклассниками и даже дружит с ними, но занимает как бы позицию «крайнего», то есть человека, на котором можно сорваться и он примет это и не сможет сделать ничего в ответ. Поэтому ученики, чтобы выплеснуть негативные эмоции (в основном мальчики), используют агрессию по отношению к Коле.
Так же в беседе прояснился один важный момент это то, что основным агрессором является Антон, он постоянно старается как-то навредить Коле, а ученики Женя и Максим как бы подыгрывают ему. Сопоставив это высказывание с результатами наблюдения, можно сделать вывод о том, что буллером является Антон, а ученики Женя и Максим являются приближенными к буллеру.
Мы так же попросили описать поведение и личностные особенности Антона. Классный руководитель нашла его слишком грубым и агрессивным, он любит драться и всегда начинает конфликт первым. Учится на тройки и по некоторым предметам имеет четверки. Он любит портить вещи других учеников и это доставляет ему удовольствие. У него есть друзья, которые как бы подыгрывают ему и стараются ему соответствовать. Он пользуется популярностью среди девочек. Учитель сказала, что некоторые девочки признавались ей, что испытывают чувства к нему. На вопрос: «Можно ли назвать его лидером класса?» последовал положительный ответ.
Таким образом, можно предположить, что Антон является буллером и имеет статус лидера в классе, а Николай имеет низкий социометрический статус. Чтобы подтвердить это предположение количественными показателями, была проведена метод социометрия.
Беседа проводилась в течение 30 минут.
Методика социометрия направлена на изучение межличностных отношений в группе, а так же на выявление лидера. С этой целью были подобраны вопросы, которые показывают дружественные отношения между членами группы вне школы (кого бы вы позвали на день рождения?), а так же дружественные отношения в школе (с кем бы вы сели за одну парту?). Так же были использованы обратные вопросы с целью определения низкого статуса ученика в классе. Ученики должны были выбрать троих учеников из их класса с учетом отсутствующих.
Исходя из результатов, указанных в сводной таблице 3 методики социометрия видно, что Николай К., который по результатам наблюдения и беседы с учителем, являющийся жертвой буллинга, имеет всего один положительный выбор и 7 отрицательных. Это говорит о том, что он имеет низкий социометрический статус в группе. Антон С. имеет 11 положительных выборов и 2 отрицательных, следовательно, он имеет высокий социометрический статус.
Таблица 1
Сводная таблица результатов методики «социометрия» (n = 18)
Ф. И.ученика |
Общее кол-во |
Общее кол-во |
положительных выборов |
отрицательных выборов |
|
Анастасия А. |
10 |
0 |
Илья А. |
6 |
0 |
Людмила Б. |
6 |
1 |
Илья Б. |
6 |
1 |
Татьяна В. |
6 |
1 |
Юрий В. |
5 |
0 |
Анна В. |
6 |
0 |
Евгений Г. |
7 |
0 |
Мария Д. |
6 |
0 |
Максим Е. |
9 |
1 |
Дарья К. |
6 |
0 |
Светлана К. |
5 |
1 |
Борис К. |
6 |
1 |
Николай К. |
1 |
7 |
Жанна Л. |
5 |
1 |
Вероника Л. |
6 |
0 |
Антон С. |
11 |
2 |
Анастасия Т. |
5 |
2 |
Стоит отметить, что выбор отрицательного значения Антону присвоил Коля. Это может означать, что Коля имеет неприязненное отношение к Антону. Так же ученики Женя и Максим имеют высокие оценки положительного выбора (7 и 9 соответственно), что может подтвердить предположение о том, что они являются приближенными к буллеру. Хотя Николай не вписывал их в бланк отрицательных выборов. Это может свидетельствовать о том, что он не относиться к ним с негативной стороны. А они в свое время ставят ему отрицательное значение выбора. Среди девочек высокий социометрический статус в группе имеет ученица Анастасия А. (10 положительных выборов). Таким образом, метод наблюдения и беседы подтверждается количественными показателями.. Для того чтобы проанализировать типы межличностных отношений в группе мы провели методику Т. Лири.
Таблица № 2
Сводная таблица результатов методики диагностики межличностных
отношений Т. Лири по основанию актуальное «Я» (n = 18)
Ф. И. ученика |
Типы межличностных отношений |
|||||||
Авт. |
Эго. |
Агрес. |
Подоз. |
Подч. |
Зав. |
Друж. |
Ал. |
|
Анастасия А. |
9 |
5 |
3 |
4 |
4 |
6 |
14 |
11 |
Илья А. |
6 |
8 |
9 |
2 |
10 |
5 |
7 |
8 |
Людмила Б. |
6 |
5 |
3 |
6 |
6 |
7 |
11 |
9 |
Илья Б. |
6 |
10 |
7 |
8 |
6 |
5 |
7 |
6 |
Татьяна В. |
5 |
7 |
5 |
3 |
2 |
4 |
12 |
8 |
Юрий В. |
7 |
6 |
5 |
6 |
9 |
7 |
5 |
4 |
Анна В. |
8 |
4 |
2 |
3 |
7 |
4 |
8 |
7 |
Евгений Г. |
9 |
9 |
7 |
10 |
6 |
11 |
8 |
6 |
Мария Д. |
3 |
5 |
5 |
7 |
5 |
7 |
9 |
10 |
Максим Е. |
13 |
14 |
9 |
6 |
5 |
5 |
7 |
6 |
Дарья К. |
4 |
8 |
7 |
7 |
5 |
8 |
4 |
4 |
Светлана К. |
6 |
4 |
8 |
2 |
7 |
11 |
7 |
6 |
Борис К. |
6 |
6 |
7 |
10 |
9 |
8 |
8 |
4 |
Николай К. |
6 |
6 |
7 |
8 |
13 |
9 |
11 |
4 |
Жанна Л. |
5 |
7 |
6 |
5 |
8 |
9 |
4 |
7 |
Вероника Л. |
3 |
5 |
3 |
7 |
4 |
10 |
8 |
6 |
Антон С. |
14 |
10 |
9 |
7 |
3 |
8 |
5 |
3 |
Анастасия Т. |
5 |
5 |
4 |
7 |
6 |
5 |
9 |
8 |
В данной таблице представлены результаты методики межличностных отношений Т. Лири по основанию актуальное «Я». Испытуемые отвечали на вопросы с позиции настоящего. По результатам видно, что в настоящий момент «обидчик» использует авторитарный и эгоистичный тип межличностных отношений, а «жертва» использует подчиняющийся и дружелюбный тип межличностных отношений.
Таблица 3
Сводная таблица результатов методики диагностики межличностных
отношений Т. Лири по основанию идеальное «Я» (n = 18)
Ф. И. ученика |
Типы межличностных отношений |
|||||||
Авт. |
Эго. |
Агрес. |
Подоз. |
Подч. |
Зав. |
Друж. |
Ал. |
|
Анастасия А. |
12 |
9 |
6 |
6 |
5 |
4 |
15 |
10 |
Илья А. |
7 |
9 |
5 |
4 |
4 |
7 |
10 |
6 |
Людмила Б. |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
6 |
9 |
6 |
Илья Б. |
9 |
9 |
7 |
4 |
3 |
4 |
7 |
7 |
Татьяна В. |
6 |
5 |
6 |
2 |
3 |
2 |
8 |
9 |
Юрий В. |
6 |
7 |
7 |
4 |
4 |
5 |
9 |
6 |
Анна В. |
3 |
5 |
8 |
2 |
6 |
4 |
10 |
9 |
Евгений Г. |
9 |
6 |
6 |
5 |
7 |
3 |
7 |
5 |
Мария Д. |
5 |
6 |
7 |
3 |
8 |
4 |
14 |
13 |
Максим Е. |
10 |
7 |
8 |
4 |
6 |
9 |
9 |
8 |
Дарья К. |
6 |
5 |
6 |
6 |
2 |
5 |
8 |
9 |
Светлана К. |
9 |
4 |
5 |
7 |
3 |
7 |
11 |
9 |
Борис К. |
6 |
6 |
7 |
11 |
10 |
9 |
8 |
4 |
Николай К. |
9 |
7 |
11 |
9 |
7 |
7 |
7 |
3 |
Жанна Л. |
10 |
7 |
6 |
2 |
4 |
6 |
9 |
9 |
Вероника Л. |
12 |
8 |
7 |
9 |
7 |
2 |
10 |
10 |
Антон С. |
14 |
11 |
9 |
8 |
3 |
5 |
8 |
2 |
Анастасия Т. |
9 |
7 |
6 |
7 |
2 |
3 |
9 |
7 |
Расшифровка обозначений в таблице № 4 и таблице № 5.
Аспект актуальное «Я» означает представление о себе на данный момент, а аспект идеальное «Я» означает к чему стремиться ученик, каким он хочет себя видеть на самом деле.