Файл: Методология исследования межличностных отношений (Методология психодиагностической оценки межличностных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В подростковом возрасте для детей актуальным является мнение сверстников, а не взрослых, поэтому следует сохранять конфиденциальность при исследовании данной проблемы. Это будет способствовать тому, что ученики смогут довериться и поделиться переживаниями со специалистами.

Работу по предотвращению буллинга следует проводить поэтапно:

  • диагностика и изучение проблемы внутри коллектива;
  • согласие участников буллинга на проведение мер по предотвращению этой ситуации;
  • разработка программы, её реализации и оценка эффективности результатов.

Не следует обвинять и наказывать участников процесса, а так же классных руководителей и других учителей в том, что ситуация сложилась таким образом. Вместо этого следует применять меры по её коррекции. Не следует вызывать у детей жалость к жертве, следует стимулировать их на осознание трагичности ситуации и на то, что это проблема всего класса и решаться она должна совместно.

Подходить к вопросу индивидуально. В каждом классе свои особенности взаимоотношений, «буллер» и «жертва», поэтому следует учитывать все нюансы и привлекать специалистов из разных сфер деятельности (психологи, социальные работники, врачи, педагоги, руководство школы и др.).

Просветить учеников в особенностях данной ситуации. Рассказать, что все люди разные и если что-то не нравится в людях, то это не повод издеваться над ними. Стимулировать негативное отношение к деструктивным проявлениям и травли, а наоборот проявлять дух коллективизма и общности. Дети должны сами осознать и дать моральную оценку ситуации, а не поддаваться влиянию формальности, так в дальнейшем будет легче вести работу по предотвращению травли в коллективе.

Когда ситуация начнет меняться в положительную сторону, следует поддерживать этот процесс, помогать при затруднениях, регулярно проводить мониторинг, иначе ситуация может повториться.

В качестве профилактики буллинга следует проводить работы по командообразованию, избегать положения строго закрепленных ролей в коллективе. Каждый ученик должен вносить свой вклад в группу, отношения должны строиться на равных и с уважением друг к другу. В этом случае следует чаще проводить групповые мероприятие, где ученики могут объединяться и трудиться во благо общего дела. Это будет способствовать формированию чувства общности и коллективизма, а так же пониманию команды, как единого целого.

Если родители «жертвы» заметили особенности характерные для детей в данной ситуации, следует обратиться к классному руководителю, психологу или директору школы. Если на данном уровне не удается решить ситуация, то можно обратиться к администрации школы. Так же следует поддержать своего ребенка, убедить в том, что он не виноват, но если он не хочет говорить об этом, то не нужно заставлять. Поспособствуйте тому, чтобы он общался со сверстниками в свободное от учебы время.


Детям, оказавшимся в такой ситуации, особенно «жертвы» травли, не следует винить себя в этом, сохранять спокойствие и обратиться к школьному психологу, рассказать о своих чувствах и переживаниях родителям. Если есть те, кто поддерживают вас, то продолжать взаимодействовать с ними, больше общаться со сверстниками, посещать кружки, секции в свободное от учебы

Выводы по второй главе

Эмпирическое исследование проблемы межличностных отношений подростков в ситуации школьной травли проводилось на базе средней общеобразовательной школы г. Тольятти. В исследовании приняли участие 18 учеников (10 девочек и 8 мальчиков) в возрасте 12-13 лет. В данном классе был выявлен случай буллинга.

Мы провели метод наблюдения и беседы с классным руководителем. В результате были выяснены особенности ситуации, ситуация после которой началась школьная травля, а также «жертва» и «обидчик» процесса. «Обидчик», по результатам метода социометрия, занимает лидирующее положение в классе и имеет большое количество положительных выборов, «жертва» имеет низкий социальный статус в группе.

Обидчик предпочитает авторитарный и эгоистичный тип межличностных отношений, а жертва подчиняющийся и дружелюбный.

Жертва в отличие от обидчика имеет личностные характеристики такие как, уход в себя, экстернальность, непринятие себя и других, а так же эмоциональный дискомфорт.

В классе преобладает средний уровень эмпатии, это может способствовать эффективному предотвращению буллинга.

Был составлен психологический портрет «буллера» и «жертвы». Характерные особенности «буллера» это ориентация на себя, самоуверенность, эгоистичный черты и выбор способа самоутверждения за счет других. Характерные особенности «жертвы» — это непринятие себя, низкая самооценка, повышенная тревожность и самообвинение.

Последним этапом было составление рекомендаций по предотвращению буллинга в классе для учителей и специалистов, столкнувшихся с этой ситуацией. Основными положениями являются обозначение ситуации как общая проблема для класса, привлечение специалистов из разных сфер, составление поэтапной программы и работа по коррекции и реабилитации, а не наказания и обвинения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема буллинга в подростковом возрасте крайне актуальна в настоящее время и должна решаться комплексно и целенаправленно. Ситуация школьной травли существует уже давно, но исследования в данной области проводятся относительно недавно. В подростковом возрасте эта проблему ощущается острее, так как ведущей деятельностью в данном возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками, а неприятие, изоляция, отчуждение и травля ведет за собой негативные последствия.


В подростковом возрасте школьная травля очень остро переживается подростками, особенно человеком, оказавшимся «жертвой» в этих обстоятельствах. Негативные последствия сказываются не только в момент травли, но и в дальнейшем, на протяжении жизни. Некоторые крайне опасные случаи буллинга могут привести к суициду со стороны «жертвы» травли или приобретают форму организованной преступности со стороны «обидчиков». Профилактика и предотвращение буллинга должны проводиться комплексно и должны быть направлены на коррекцию межличностных отношений подростков непосредственно при помощи взрослых, так как именно они находятся в этих условиях и именно таким образом можно справиться с этой проблемой.

В данном исследовании мы изучили проблему школьной травли в контексте агрессивного поведения и особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

Нами было проведено исследование, в котором мы изучили особенности межличностных отношений подростков в ситуации школьной травли.

Эмпирическое исследование проводилось на безе средней общеобразовательной школы среди учеников 6 класса в составе 60 человек. В ходе исследования были получены данные о проявлении буллинга в классе и особенностях межличностных взаимоотношений среди подростков.

По результатам исследования выяснилось, что «жертва» буллинга имеет низкий социометрический статус в классе, а «буллер» высокий. При межличностном взаимодействии «жертва» выбирает подчиняющийся тип межличностных отношений, так же выражен эмоциональный дискомфорт и неприятие себя. «Обидчик» при межличностных взаимоотношениях выбирает доминирующий тип. Другие участники данного процесса, очевидцы, имеют средний уровень эмпатии, что является ресурсом для предотвращения буллинга в данном классе.

Гипотеза частично подтвердилась. Предположение о низком уровне эмпатии было опровержено, по результатом исследования выявленный уровень эмпатии был средним. Были составлены рекомендации по профилактике буллинга в подростковом возрасте для педагогов, родителей и непосредственно участников ситуации.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 823 с.
  2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - СПб., 1994. - 324 с.
  3. Агеев, В. С. Психология межгрупповых отношений: учебное пособие для вузов [Текст] / В. С. Агеев. - М., 1993. - 265 с.
  4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 378 с.
  5. Артамонова, А. А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений [Текст] / А. А. Артамонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. - Серия «Право». - 2009. - № 1. - 70 с.
  6. Бердышев, И. Лекарство против ненависти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ps.1september.m/artide.php?ID=200501822 (дата обращения: 26.10.15).
  7. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком: учебное пособие для вузов [Текст] / А. А. Бодалев. - М., 1982. - 350 с.
  8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М., 1968. - 446 с.
  9. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.
  10. Бочавер, А. А., Хломов, К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен [Текст] / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. - 2013. - № 3. - 85 с.
  11. Бочавер, А. А., Хломов, К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий [Текст] / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Том 11. - № 3. - 79 с.
  12. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
  13. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М.: Педагогика, 1991. - 142 с.
  14. Волкова, Л. А. Причины криминально-агрессивного поведения подростков [Текст] / Л.А. Волкова // Среднее профессиональное образование.

  • 2009. - № 8. - 93с.
  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии: собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1984. - 560 с.
  2. Гриненко, Д. Н. Взаимосвязь условно допустимой агрессии и развитие личности участников буллинга [Текст] / Д. Н. Гриненко // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения.
  • 2014. - № 41. - 70 с.
  1. Дубинин, С. Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков [Текст] / С. Н. Дубинин // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 4. - 56 с.
  2. Еникополов, С. Н. Дети и психология агрессии [Текст] / С. Н. Еникополов // Школа здоровья. - 1995. - №3. - 58 с.
  3. Иванченко, Р. Б., Соловьев, В. С. Современные подходы к определению и классификации школьного насилия [Текст] / Р. Б. Иванченко, В. С. Соловьев // Вестник Воронежского института МВД Росии. - 2014. - № 3. - 67 с.
  4. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
  5. Козлов, Н. И. Треугольник Карпмана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/ articles/view/treugolmk_karpmana (дата обращения 26.10.15).
  6. Кон, И. Что такое буллинг и как с ним бороться [Текст] / И. Кон // Семья и школа. - 2006. - №11. - 59 с.
  7. Креч, Д., Кратчфилд, Р. Элементы психологии [Текст] / Д. Креч, Р. Кратчфилд // Вопросы психологии. - 1992. - №1. - 107 с.
  8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. - М.: Сфера, 2004. - 464 с.
  9. Кулешова, А. В. Категории жизни подростков: субкультуры, агрессия, любовь [Текст] / А. В. Кулешова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2008. - № 2. - 305 с.
  10. Лейн, Д. Школьная травля [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://psifeya.ru/wp-content/uploads/2014/02/ (дата обращения

26.10.15).

  1. Лозовик, Л. А. Типология криминального агрессивного поведения несовершеннолетних [Текст] / Л. А. Лозовик, Т. В. Фёдорова, Е. А. Фиденко // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2006. - №2. - 84 с.
  2. Лоуси, Б. Последствия буллинга в школе и рекомендации по его профилактики с позиции экологического подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edupolicy.ru/archive/5-55-2011 (дата обращения 5.11.15).
  3. Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] / А. С. Макаренко.
  • Саратоа: Саратовское книжное издательство, 1953. - 336 с.
  1. Маланцева, О. Д. Буллинг в школе. Что мы можем сделать? [Текст] / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - №4. - 39 с.
  2. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога [Текст] / И. Г. Малкина- Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.
  3. Мерцалова, С. Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? [Текст] / С. Т. Мерцалова // Директор школы. - 2000.