Файл: Метод тестирования в психологии и педагогике: надежность, валидность, стандартизация (Стандартизация, надежность и валидность теста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Х - сырой балл по тесту,

Х - средний балл по выборке стандартизации,

S - стандартное отклонение по выборке стандартизации.

После получения стандартного балла Z можно перевести тестовый балл в любую стандартную тестовую шкалу, принятую в психодиагностике.

В качестве примера приведем методику исследования ценностных ориентаций дошкольников Валявко С.М. и Аверьяновой Е.В.

2.1. Краткая характеристика сконструированной методики исследования ценностных ориентаций дошкольников Валявко С.М. и Аверьяновой Е.В.

На кафедре специальной и клинической психологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ под руководством кандидата психологических наук, доцента Валявко С.М. была сконструирована методика исследования ценностных ориентаций дошкольников. Были протестированы дети с нормативным и нарушенным речевым развитием. Данный тест относится к группе проективных тестов.

По данной методике, ребенок должен отвечать на задаваемые вопросы доступным ему способом. Это может быть ответ жестом, при помощи одного слова, словосочетанием, предложением. В данной методике используется предъявление фотографических изображений хорошо знакомых современным дошкольникам предметов, что соответствует особенностям восприятия детей.

В результате работы был отобран перечень ценностей старших дошкольников, состоящий из 18 позиций. Из них, в результате наблюдения, бесед с детьми и родителями, а также проведения «мозгового штурма» с участием воспитателей, учителей-логопедов и психологов были выбраны те, которые наиболее актуальны для современных детей дошкольного возраста. Было решено сократить набор до 10 предметов, показывающих основные ценности дошкольника: игра, здоровье, общение, получение удовольствия, духовно-нравственные и познавательные ценности. Были использованы наиболее популярные на момент исследования среди детей дошкольного возраста игрушки, диски и книги. Затем предлагался расширенный набор из этих предметов детям для узнавания, оценки и называния. Экспертное оценивание выбранных предметов подтвердило, что они соответствуют ценностям, которые были включены в предложенный перечень.


Далее были сделаны фотографии отобранных предметов. Фотографии были обработаны, как принято в стандартизированных тестах, например, Векслера, и представлены в черно-белом варианте. Это сделано для недопустимости воздействия на испытуемого художественным образом или цветом. Потом фотографии распечатали в двух форматах – 10 х 15 и 15 х 20 на матовой бумаге, и были показаны детям. Было решено остановиться на на формате 15 х 20. В окончательном варианте все объекты были расположены на плоскости в горизонтальном положении. Следует отметить, что после каждого вносимого изменения проводилась апробация методики. Сконструированная методика получила название исследование ценностных ориентаций детей и прошла первое исследование, в котором приняла участие группа старших дошкольников. Результаты апробации оказались удовлетворительными. Авторы предлагаемой диагностической методики предлагают использовать ее для исследования ценностных ориентаций детей с различными речевыми недостатками и трудностями в общении. А так же и для других возрастных групп.

Для практического обзора приведем примеры апробации данной методики. Группа детей состояла из 284 дошкольников. Все они были обследованы психолого-медико-педагогической комиссией.

Были сформированы четыре контрастные группы с различными диагнозами, что обусловливает диагностическую валидность оценки ценностных ориентаций, получаемой с помощью предложенной методики

Проанализировав общие показатели рейтингов ценностных ориентаций старших дошкольников, был сделан вывод, что для всех исследуемых групп детей старшего дошкольного возраста характерна направленность на развлечения и получение удовольствия. Дети в первую очередь выбирали фотографии с изображением конфет и диска с мультфильмами.

При использовании методики были выявлены существенные различия между детьми 5 и 7 лет в различных группах, а так же различия в ценностных ориентациях между мальчиками и девочками. Автор методики показывает, что это свидетельствует о диагностической (конкурентной) валидности предложенной методики. [11]

При проведении исследования дети, выбирая фотографии, непротиворечиво объясняли свой выбор. Следовательно, говорит автор, можно говорить о содержательной валидности предлагаемого инструментария.[11]

Далее было сравнение результатов с проведенным позднее тестом, через 6 мес. При сравнении были обнаружены совпадения, что свидетельствует в пользу ретестовой надежности. По мнению авторов, «Установление прогностической валидности, …, элиминируется пониманием ценностных ориентаций как динамических личностных конструктов, зависящих от возраста.»[11]


Для подтверждения результативности теста используют критерии надежности, валидности и стандартизации. Данные критерии обязаны проходить каждые методики психологического тестирования.

Заключение

Основателем метода тестирования считается французский психолог Бине. С момента возникновения и до сегодняшного периода происходит развитие метода тестирования. Данный метод применяется практически во всех сферах деятельности: в производстве, в военном деле, в обучении. Очень популярны всевозможные личностные опросники.

Согласно классификации С. Розенцвейга, методы психодиагностики делятся на три группы: субъективные, объективные и проективные.

Для субъективных психодиагностических методик информация получается на основе самооценок исследуемым своего поведения и личностных особенностей.  Для таких методик характерно употребление тестов опросников и анкет.

В интерпретации объективных тестов определяется на основании информации об особенностях выполнения деятельности и ее результативности. Эти показатели зависят от представлений испытуемого о себе и от мнения лица, проводящего тестирование и интерпретацию. В этом их отличие от субъективных и проективных тестов. Сюда относятся тесты личности, интеллекта и прочие.

В отдельную категорию выделяют проективные тесты. Здесь получение информации основано на анализе особенностей действий испытуемого с внешне нейтральным материалом, который становится объектом проекции.

Во 2 главе дается характеристика основных критериев оценки теста. К ним относятся стандартизация, надежность и валидность. В качестве примера рассмотрена сконструированная методика исследования ценностных ориентаций дошкольников Валявко С.М. и Аверьяновой Е.В.

Список использованных источников

  1. Анастази А. Психологическое тестирование Книга 1. – М.: «Педагогика», 1982
  2. Акимова М.К. Психологическая диагностика – СПб: Издательство: Питер, 2005
  3. Белова О.В. Общая диагностика. Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
  4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психодиагностике – СПб: Издательство: Питер Ком, 2002
  5. Василюк Ф. Е.. Методологический анализ в психологии. - М.: МГППУ; Смысл, 2003
  6. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. Учебное пособие. – М., 2009
  7. Гуревич К. М., Борисова Е. М.. Психологическая диагностика: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО.,2000
  8. Демина Л.Д., Ральникова И.А.. Психическое здоровье и защитные механизмы личности – М.,2000
  9. Загвязинский В. И., Атаханов Р.. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М.: Издательский центр «Академия»., 2000
  10. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб.: «Каро», 2002
  11. Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования - Экспериментальная психология - 2012. Том. 5, № 2
  12. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000
  13. Образцов П. И.. Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер, 2004
  14. Общая психология./Под ред. Петровского А. В. - М.: «Просвещение», 1976
  15. Основы психодиагностики./Под ред. Шмелева А. Г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996
  16. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: «Высшая школа», 1981
  17. Психологические тесты./Под ред. Карелина А. А. В 2 кн., М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002
  18. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.—Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001
  19. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. - М.: «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2002
  20. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997
  21. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб.: «Питер», 2000