Файл: Метод тестирования в психологии и педагогике: надежность, валидность, стандартизация (Стандартизация, надежность и валидность теста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В психодиагностике под тестированием понимают стандартизированное исследование, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике.

Актуальность темы работы заключается в том, что метод тестирования на сегодняшний день применяется практически во всех областях деятельности человека. Широкое распространение метод тестирования получил и в педагогике. Даже во время приема в первый класс проверяется готовность к обучению и другие характеристики развития ребенка при помощи рассматриваемого метода.

Цель работы – проанализировать метода тестирования и его составляющие.

Задачи работы:

1)Рассмотреть историю развития метода тестирования;

2) Рассмотреть классификацию психологических тестов

3) Дать характеристику основным критериям теста: стандартизации, надежности и валидности. 

Объект исследования: метод тестирования

Предмет исследования: основные критерии теста: стандартизация, надежность и валидность. 

Работа состоит из: Введения, Двух глав, Заключения, Списка использованных источников, Приложения.

В работе были использованы исследования Анастази А., Акимовой М.К., Бурлачук Л.Ф. и других.

В работе были рассмотрена характеристика различных психологических методик. В качестве примера была взята Сконструированная методика исследований ценностных ориентаций дошкольников Валявко С.М. и Аверьяновой Е.В.

Глава 1. Общая характеристика психологического тестирования

Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. [4]Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т. п. Основой психологического тестирования является психологический тест. Психологический тест – стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.[5]

Изначально тестирование рассматривалось как разновидность эксперимента. В настоящее время тестирование выделяют в отдельную категорию, так как у него имеется своя специфика и тест обладает самостоятельным значением.


Существует наука тестология, которая изучает тесты. Так же психологическая диагностика изучает тестирование. Обе дисциплины занимаются теорией и практикой тестирования. Поясним.

 Психологическая диагностика – это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. [6]

Тестология – это наука о разработке, конструировании тестов.[]

Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:

1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;

2) собственно тестирование, т. е. сбор данных в соответствии с инструкцией;

3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.

В связи с этим, существуют и два типа психологического диагноза. Первый тип заключается в наличие или отсутствие какого-либо признака. В этом случае данные, полученные от тестирования, сравниваются с определенным критерием.

Второй тип диагноза позволяет соотносить нескольких тестируемых между собой. Тем самым определяется роль и место каждого из них.

При изучении и анализе тестов проводится разделение тестируемых на несколько категорий и распределяется по уровням изучаемых особенностей. Их три: высокий, средний и низкий.[10]

Психологический диагноз определяется при квалифицированной интерпретации с учетом особых факторов. К ним относятся, например, психологическое состояние тестируемого, ситуация, при которой проходит тестирование и прочее.[7]

Использование тестов – основная часть современной психодиагностики. Результаты психодиагностики используют в практических целях во многих сферах деятельности. К таким сферам можно отнести обучение и воспитание, профотбор и профориентацию, различные области экспертизы, сама психологическая и психотерапевтическая практика.

1.1. Возникновение и развитие метода тестирования

Возникновение метода тестирования произошло в конце 19 в. Основой для этого стало развитие экспериментальных методов для изучения психических явлений. Началось накопление знаний об индивидуально-психологических особенностях людей. Появилась возможность количественной оценки психических явлений и сопоставления результатов разных испытуемых между собой. Все это способствовало развитию метода тестирования.


Разработка психологических тестов велась во многих странах Европы и в США. Первоначально в качестве тестов использовались обычные лабораторные эксперименты, однако был другой смысл применения. В них рассматривали индивидуальные различия в реакциях испытуемого при соблюдении постоянных условий эксперимента.[7]

Первый тест как таковой разработал французский психолог Бине А. в 1905 г. Это был тест интеллекта для выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах. В 1907 г. этот тест усовершенствовал француз Т. Симон. В последствии он был назван Шкала Бине-Симона. Позже этот тест так же дорабатывался. Так в 1916 г. под руководством американского психолога Л.М. Термена в Стэнфордском университете (США) была данный тест дополнен. После этого начали называть шкалой Стэнфорд – Бине. [2]В 1912 г. немецкий психолог В. Штерном введел понятие коэффициента интеллекта (IQ). Он определялся как отношение   отношение умственного возраста к хронологическому возрасту, выраженное в процентах.

В начале 20 в. развитие тестирования определялось запросами промышленности и армии. Создавались тесты для отбора в различных отраслях производства и сферы обслуживания. Это тесты Мюнстерберга для профотбора телефонисток, тесты Гута для наборщиков и прочие. Для армии - тесты «Армия Альфа» и «Армия Бета». [2]

В первой половине 20 в. появился целый ряд методик, направленных на диагностику различных типов патологии. Немецкий психиатр Э. Крепелин преобразовал ассоциативный эксперимент Ф. Гальтона в «метод незаконченных предложений», который используется в работе современных психиатров. В 1921 г. швейцарский психиатр Г. Роршах создал «тест чернильных пятен». Этот тест используют до сих пор.[11]

В 1935 г. американскими психологами Х. Морган и Г. Мюрреем был разработан тест тематической апперцепции (ТАТ). Данный тест используется и в настоящее время, имеет множество модификаций. Продолжали развивались теоретические основы конструирования тестов, совершенствовались методы математико-статистической обработки. Ч. Спирмен, Т.Л. Кили, Л.Л. Терстон разработали корреляционный и факторный анализ. Это позволяло разрабатывать принципы стандартизации тестов. Появились методики, построенные по факторному принципу. К ним относился, например, опросник Р. Кеттелла 16PF. Возникли новые тесты интеллекта, например тест Векслера. Получили развитие тесты профессионального отбора и клинические тесты.[4]

В 1950–1960 гг. произошли особые изменения в содержании тестирования. Психодиагностика обратилась к проблемам отдельной личности. Появилось огромное количество личностных опросников. Главное в них - углубленное познание личности, ее особенностей. К таким тестам относятся опросники Г. Айзенка.


В связи с ростом промышленности и образования появились тесты специальных способностей и достижений. В середине XX столетия появились критериально-ориентированные тесты.

В настоящее время в арсенале психологов насчитывается более десяти тысяч тестовых методик.

1.2. Классификация психологических тестов

Одна из наиболее удачных классификаций предложена американским психологом С. Розенцвейгом в 1950 г. Он разделил методы психодиагностики на три группы: субъективные, объективные и проективные.[15]

Субъективные методы требуют от субъекта наблюдения за собой как за объектом. К таким методикам ученый отнес опросники и автобиографии.

Объективные методы требуют исследования через наблюдение за внешним поведением. 

Проективные методы основываются на анализе реакций испытуемого на кажущийся личностно-нейтральным материал.

Американский психолог Г.У. Оллпорт предложил различать в психодиагностике прямые и непрямые методы. [12]

В прямых методах выводы о свойствах и отношениях испытуемого делаются исходя из его сознательного отчета, они соответствуют субъективным и объективным методам Розенцвейга.

В непрямых методах выводы делаются на основании идентификаций испытуемого, они соответствуют проективным методам в классификации Розенцвейга.

В отечественной психологии принято подразделять все психодиагностические методики на два типа: методики высокого уровня формализации (формализованные) и малоформализованные методики [2]

Для формализованных методик характерно точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала и т. д. Та же в них предусмотрены нормы или другие критерии оценки результатов. Эти методики позволяют собирать диагностическую информацию в относительно короткие сроки, количественно и качественно сравнивать результаты большого числа испытуемых.[2]

Малоформализованные методики дают ценные сведения об испытуемом в тех случаях, когда изучаемые явления плохо поддаются обобщению или чрезвычайно изменчивы. Сюда можно отнести личностные смыслы, субъективные переживания, состояния, настроения. Малоформализованные методы требуют высокого профессионализма психолога, значительных затрат времени. Однако полностью противопоставлять эти типы методик не следует, так как в целом они дополняют друг друга.


Всю группу формализованных методик иногда называют тестами. Они включают в себя четыре класса методик: тесты, опросники, проективные техники и психофизиологические методики. К малоформализованным методикам относятся: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.[2]

Для субъективных психодиагностических методик информация получается на основе самооценок исследуемым своего поведения и личностных особенностей. Поэтому такие методики называют субъективными. Эти методики представлены в основном опросниками.

Согласно Словаря-справочнике по психодиагностике[4], опросник - психодиагностическая методика, задания которых представлены в виде вопросов. Но это обобщенное название.

Анкеты и опросники - не одно и тоже, хотя некоторое сходство есть. Определяющим является различие в направленности: анкеты действуют в любой направленности опросники – только в личной. На первый план у опросников выходит измерение личностных качеств. Анкетирование обычно анонимно, тестирование с помощью опросника – персонифицировано. Анкетирование, как правило, формально, тестирование – личностно. Анкетирование более свободно по процедуре сбора информации вплоть до рассылки анкет по почте, тестирование обычно подразумевает непосредственный контакт с тестируемым.[4]

Опросник, таким образом, включает инструкцию испытуемому, перечень вопросов, ключи для обработки получаемых данных, сведения по интерпретации результатов.

По принципу построения различают опросники-анкеты и собственно опросники. К опросникам-анкетам относятся методики, несущие в себе элементы анкеты с открытыми и закрытыми вопросами. Обработка закрытых вопросов производится по соответствующим ключам и шкалам, результаты дополняются и уточняются информацией, получаемой с помощью открытых вопросов. Обычно в опросники-анкеты включаются вопросы на выявление социально-демографических показателей: сведений о поле, возрасте, образовании и т. п. Опросник-анкета может целиком состоять из открытых вопросов. Кроме того, к опросникам-анкетам относят методику, имеющую формальные признаки опросника, но не касающуюся личностного исследования. Например, Мичиганский скрининг-тест алкоголизма.[17]

По сфере преимущественного применения различают

  • узкопрофильные опросники
  • опросники широкого профиля. [10]

Узкопрофильные опросники, в свою очередь, делятся по сфере преимущественного применения на

  • клинические,
  • профориентационные,
  • сферы обучения,
  • сферы менеджмента и работы с персоналом и др. [10]