Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

При поступлении в среднее учебное заведение у детей начинается новый период в жизни – наступает тот возраст, основной характерной чертой которого становится учебная деятельность. Специалисты по педагогике и психологии, а также родители прилагают много усилий к тому, чтобы устроить школьное обучение полезным и приятным для ребенка. Особое внимание при этом уделяется психическому состоянию учащихся, гармоничному формировании их личности. Данные особенности отчетливо заметны на примере появления новых течений в психологии: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.

Под термином «психологическая готовность» детей к школьному обучению имеется в виду необходимая и достаточная степень психологического становления ребенка для усвоения школьной программы при конкретных критериях обучения. Психологическая готовность ребенка к поступлению в школу – это один из важнейших результатов психологического становления на этапе дошкольного возраста.

На сегодняшний момент уже общепринято, что готовность к школьному обучению требует комплексных психологических исследований. 

Существующие данные, относящиеся к анализу психологической готовности детей в возрасте 6-7 лет к обучению в начальных классах, доказывают, что многие дети в том или ином смысле только частично готовы к восприятию школьной программы и полноценному усвоению знаний. Часть детей, которые готовы обучаться по своему настоящему возрасту, могут находится по своей психологической подготовленности на стадии развития ребенка-дошкольника, то есть в пределах 5–6-летнего возраста [38, с. 271]

Актуальностью проблемы касающейся психологической готовности детей к обучению в школе интересуются многие психологи, преподаватели, дефектологи: Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, А.В. Запорожец. Специалисты не просто анализируют необходимые умения, навыки, знания ребенка по окончании детского сада и рассматривают различные стороны дифференцированного подхода при подготовке дошкольников к поступлению в первый класс, но и описывают пути корректировки неблагоприятных результатов и разрабатывают советы для работы с детьми и их родителями. Исходя из этого ключевые вопросы, которые решают специалисты, заключаются в следующем:

- обнаружить, в каком возрасте актуальнее начинать процесс обучения,


- в каком состоянии ребенка процесс обучения не оказывает негативного влияния на его развитие. 

Высокие запросы жизни к системе воспитания и преподавания позволяют находить свежие, более действенные психолого-педагогические подходы, которые направлены на преобразование способов обучения в соответствие условиям жизни. В данном смысле вопрос подготовки дошкольников к обучению в школе обретает существенное значение: с его решением теперь будет связано установление целей и основ организации преподавания и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Основываясь на актуальности данной проблемы мною была выбрана тема этой курсовой работы «Исследование готовности детей к школьному обучению», объектом исследования которой будет являться готовность детей к школьному обучению, а предметом – анализ психологической подготовки ребенка к школьному обучению.

Целью исследования курсовой работы определим изучение отличительных черт психологической готовности детей к школьному обучению.

Задачи:

1. Определить главные теоретические методы решения вопроса психологической готовности детей к обучению в школе;

2. Предоставить значение термина "психологическая готовность" к школе и обнаружить ее составляющие;

3. Проанализировать психологические отличительные черты ребенка старшего дошкольного возраста;

4. Рассмотреть диагностические способы и программы психологической поддержки детям.

1ГЛАВА Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе

1.1 Готовность ребенка к школе как психологический феномен

Вопрос готовности к обучению встает особенно остро и является практически значимым вследствие того, что наблюдается выбор сроков, когда начинать обучение ребенка, и выбор школы, класса и видов образовательных услуг, с какими он сможет справиться. Раннее вовлечение в школьную жизнь усложняет привыкание ребенка к новым условиям и может негативно сказаться на индивидуальном развитии: у детей наблюдается неуверенность, тревожность, потеря заинтересованности в учебе, желание избегать неудачи вместо усилий к достижению успеха и т. д. Но также и позднее начало школьного обучения опасно отсутствием интереса к учебе.


На сегодняшний момент в таких науках как психологии и педагогике термин «психологическая готовность к школе» широко распространен и активно используется разными специалистами: воспитателями дошкольных учреждений, преподавателями в школе, практикующими психологами в сфере образования, социальными педагогами и др. Данное понятие знакомо и родителям, и самим детям.

Несмотря на то, что в теоретическом смысле проблему психологической готовности детей к обучению в школе в последние годы анализировали как отечественные психологи, преподаватели, гигиенисты, педиатры, так и зарубежные, общего и правильного формулировки понятия «психологическая готовность к школе» на настоящее время нет, как и не доконца ясны надежные и информативные аспекты этой готовности к систематическому школьному обучению.

Иностранные психологи объясняют термин школьной зрелости (которое возможно воспринимать в качестве синонима понятия психологической готовности) как взросление до такой стадии, когда дошкольник «становится способным принимать участие в школьном обучении», или же как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Первое определение слишком общее понятие, конкретно не ясно, что подразумевается под «способностью принимать участие в обучении». Следующее же определение также неприемлемо, потому что в нем соединены элементы психологической готовности (мотивация, поведенческие характеристики) и педагогической подготовленности (умения, знания). Минимальная база данных умений и навыков: чтение, счет, письмо не значит, что дошкольник психологически готов к школе. Обладая ими, ребенок может не располагать нужными механизмами умственной деятельности, которые дают ему возможность воспринимать школьную программу.

Так же термин «Психологическая готовность к школе» определятся как особый факт в том плане, что он касается не одного периода человеческого существования, а сразу двух: он подразумевает под собой окончание дошкольного и одновременно вступление в начальный школьный возраст.

В российской психологии теоретический аспект психологической готовности к школьному обучению базируется на работах Л.С. Выготского. Им занимались знаменитые детские психологи-специалисты Д.Б. Эльконин и Л.И. Божович, и до сих пор занимаются не менее известные современные ученые Е.Е. Кравцова, И.В. Дубровина,Н.И. Гуткина, B.C. Мухина,Л.А. Венгер и другие.


Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л.А. Венгера, B.C. Мухиной, которые подчеркивают, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др.) предлагают различные ее структуры.

Готовность к школе включает ряд взаимодействующих компонентов. Так, известный чешский психолог Й. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты психологической готовности. Немецкий психолог Г. Витцлак относит к таким компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению (обучаемости), а также социального поведения.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего из того, что она – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И. Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Эту точку зрения разделял А.В. Запорожец, включавший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. Н.Г. Салмина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности семиотической (знаковой) функции как характеристику интеллектуального развития ребенка и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Таким образом, психологическая готовность – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.


Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к школе. Например, Е.Е. Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе. Уровень их развития определяет, по ее мнению, степень психологической готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Обращает на себя внимание, что существуют определенные расхождения во взглядах на ведущий компонент в структуре феномена. Одни ученые в качестве такового выделяют интеллектуальный компонент, другие – личностный. Можно заключить, что отличительной чертой подхода отечественных психологов к данной проблеме является выделение в качестве ведущих мотивационной и социальной сфер личности ребенка. Обобщая точки зрения наших авторов, к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, могут компенсировать развитие друг друга.

Разработанная характеристика общей готовности базируется на следующих принципах:

–  непрерывности в развитии способностей, возможностей ребенка;

–  оптимального объема показателей;

–  понимания готовности как способности к обучению, а не результата обученности в дошкольном учреждении;

–  диалектики общего, частного и единичного в понимании уровня готовности.

Методологической основой представленной характеристики является системный подход к анализу готовности. Рассмотрение общей готовности к школе как целостной системы позволяет выделить системные качества (свойства), характеризующие сущность данного явления и позволяющие более обоснованно рассмотреть проблему диагностики готовности к школе и условий подготовки дошкольников к школьному обучению.