Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6–7 годам уже достаточно велики.

В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания». Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6–7 лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. «В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок».

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4–5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6–7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6–7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.


Таким образом, к 6–7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.

Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. «Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности».

Развитие пространственных представлений ребенка к 6–7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.

«Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне». Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на основании определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

В возрасте 4–6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.


«Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретенная черта обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями». В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 6–7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6–7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.

При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все больше значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждая ребенка к определенным действиям. «У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки». Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми.

Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив – «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.


Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение этих правил ребенок переживает даже в отсутствие взрослого. Дети 6-летнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей.

Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для 6-леток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К 7-летнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнения себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6–7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицания и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6–7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

2ГЛАВА Формирование у дошкольника желание учиться

КАК СФОРМИРОВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКА ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ? Интерес к познанию нового закладывается у ребёнка в семье. Именно родители способны своим примером или совместными с ребёнком действиями научить его познавать новое и развить в ребёнке любознательность и желание учиться. Создайте атмосферу. Дошкольный возраст – это возраст любопытства, главная детская эмоция в это время – удивление, поэтому сейчас, когда дети в самом расцвете периода «как?» и «почему?», большой ошибкой будет игнорировать их вопросы. Родитель для маленького ребёнка – главный источник знаний. Второй такой источник, конечно, книга. Ребёнок должен видеть в доме и родительских руках разную литературу и печатные материалы. Всегда должно быть на виду что-то, что можно почитать. Из этих же познавательных соображений не стоит запрещать ребёнку разбирать (по мнению взрослых – ломать) игрушки: это один из способов ребёнка понять, как устроен мир. Добавляйте учебный элемент в игру. Учиться – не означает сесть за письменный стол, достать учебник и выполнять задания по образцу. Считать, повторять цвета, узнавать свойства предметов гораздо интереснее в игровой форме или на прогулке – трогая, нюхая, называя и пр. Новые приёмы изобретайте каждый день, по ходу взросления ребёнка. Научите детей добывать информацию. Рано или поздно у ребёнка возникнет вопрос, на который вы не будете знать ответа. И тогда у вас появится отличная возможность продемонстрировать, как вы сами ищете ответ на вопрос в энциклопедиях, словарях, интернете. Дайте ребёнку понять, что чем больше информации он узнает, тем лучше разберётся в предмете, который его интересует. Важно научить ребёнка выражать своё мнение, задавать вопросы, делать выбор. Возможность выбора нужно предоставлять с раннего возраста: в чём ребёнок сегодня хочет идти в детский сад, какую книгу почитать перед сном, какой кружок ему было бы интересно посещать: ИЗО или ритмику. И т.д. Занимайтесь вместе. Многие дела можно и нужно делать вдвоём: рисовать одну на двоих картину, раскрашивать, мастерить поделки. Даже задания в развивающих пособиях можно разделить. Во-первых, самое ценное для ребёнка – что родитель рядом с ним. Во-вторых, он видит результат совместной деятельности. А в-третьих, просто оставаясь рядом, вы развиваете усидчивость, которая будет так необходима ребёнку в школе. Придерживайтесь режима дня. Режим нужен не только для того, чтобы упорядочить день, но и выработать привычку чередовать активные игры и занятия – это репетиция будущей схемы «урок – перемена». Развивайте таланты. Если вы заметили у ребёнка склонность к определённой деятельности, будь то спорт, танцы, лепка или конструирование, обязательно развивайте его в этом направлении.


Даже если впоследствии какие-то школьные предметы будут вызывать у ребёнка сложности, у него будет свое «зато» – свой «конёк», любимое дело, которое придаст уверенности в себе и даст силы осваивать не самые лёгкие предметы. Создавайте небольшие сложности. Настойчивость и целеустремлённость развиваются, когда есть мотив к преодолению трудностей. Давая новое, чуть более сложное задание, убедитесь в том, что ребёнок усвоил пройденный материал. Большинству детей нужно закрепить материал несколько раз, чтобы хорошо его понять. Поэтому начните свой домашний урок с того, что ребёнку хорошо знакомо. Правильно ответив на вопросы, он настроится на занятие. Не преувеличивайте роль наград. Однажды сладости и игрушки, обещанные за выполнение родительской просьбы, перестают «работать», их становится недостаточно. В идеале мотивированный ребёнок выполняет задание не потому, что он ждёт награды, а потому что ему это интересно. Улыбка родителя и его слова похвалы – не меньшая, а большая награда, чем новая игрушка. Ориентируйте ребёнка на успех. Когда спортивные тренеры и психологи настраивают игроков перед матчем, они произносят ёмкие фразы, позволяющие спортсменам сконцентрироваться и поверить в победу. Родитель, зная особенности своего ребёнка, может подбадривать его простыми фразами: «У тебя всё получится», «Ты справишься», «Всё будет хорошо» и т.д. Не бойтесь хвалить. Обязательно нужно отмечать все, даже малейшие достижения ребёнка. Дети не умеют «по-взрослому» воспринимать критику, а вот похвала для них очень важна. Без признания и успеха у ребёнка не будет желания развиваться дальше. Поэтому интересуясь делами в детском саду, в кружке или секции, стоит сделать акцент не на том, был ли ребёнок первым, получил ли он сегодня хорошую оценку («звёздочку», наклейку на тетрадь), а на том, чему он научился, что интересного сумел сделать. Будьте терпеливы. Лучше, если подготовкой ребёнка к школе будет заниматься член семьи, менее склонный к нетерпению и раздражительности. Дети любят подолгу раскладывать карандаши перед занятием, задумываться над заданиями, которые взрослым кажутся очень простыми, и здесь важно не торопить их, дать им возможность поразмышлять. Развивайте у ребёнка умение преодолевать себя. Приучайте ребёнка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. Это – задача ещё дошкольного возраста. В конечном итоге мотивация – это внутренний стимул, который ребёнок однажды должен почувствовать в себе сам. Но пока он ещё маленький, родитель своей поддержкой и личным примером может ему в этом поспособствовать. Квалифицированную консультацию специалистов можно получить в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (запись по телефону 92-68-09)