Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» города Рязани

Набирают детей для предшкольной подготовки в которой учат читать, писать, считать, развивают логическое мышление, творческие способности, внимание. Работают над обобщение и расширением словарного запаса детей, творческого воображения и память.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» города Рязани – школа адаптивной модели. Это массовая общеобразовательная школа, где есть место каждому ребенку не зависимо от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Свою историю средняя общеобразовательная школа N 39 г. Рязани начала в 1961 году. А возглавила школу Пародина Александра Васильевна, заслуженный учитель РСФСР, которая объединила вокруг себя опытных и преданных делу педагогов.

В 1964 году в школе открылся первый физико-математический класс, который продолжает работать в настоящее время. Выпускники таких классов заканчивают технические вузы страны, работают инженерами на предприятиях города, области, становятся преподавателями вузов, учёными.

Люди всех специальностей должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, чёрствых к добру. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. С этой целью в нашей школе с 1992 года и по настоящее время работают гуманитарные классы.

В начале 90-х годов школа в числе первых активно вступила на путь развития. За основу была принята философия образования, направленная на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Особое внимание уделялось и уделяется одарённым детям.

В школе осуществлена уровневая дифференциация в каждой параллели. В начальной школе и среднем звене открыты общеобразовательные, прогимназические классы. С 8 класса успешно реализуется физико-математическое направление, с 10 класса — гуманитарное. Большую роль в патриотическом воспитании учащихся играет военно-ориентированное направление. В 1996 году в школе был создан военно-ориентированный класс. В 2000 открыт кадетский класс. Кадеты — наша гордость. Они победители городских, областных военно-спортивных игр «Орлёнок», «Зарница», военно-спортивной игры «Боевое братство». Призёры и дипломанты Всероссийских слётов юных патриотов "Отчизны верные сыны" в городе Оренбурге, «Равнение на победу» в Смоленске, «Отчизны верные сыны» в Москве. Многие кадеты продолжают обучение в военных училищах и служат в разных точках нашей страны.


К 40 – летию школы (2001 год) был открыт музей «История школы № 39», а в 2009 году – музей воинской славы «Сильные духом».

Развитие МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» осуществлялось планомерно и поэтапно в соответствии с программами развития. Таких программ было три: первая - на 1995-2000 годы, вторая – на 2001-2005 годы, третья – на 2006- 2010 годы. В настоящее время школа работает в соответствии с программой развития на 2011-2015 годы.

Визитная карточка школы – это физико-математические классы. Работают в них высококвалифицированные педагоги, мастера своего дела. В 2015 году школа стала центром физико-математического образования и теперь она называется МБОУ «Школа № 39 «Центр физико-математического образования».

Кто и когда сумел создать здесь дружественную, теплую атмосферу, теперь не узнать. Но ее тщательно охраняют и берегут – не зря среди нынешних учителей столько бывших выпускников: Бурмистрова О.Б., Куприянова И.И., Порхимович Л.П. Только талантливые учителя способны увлечь ребят за собой, заинтересовать, научить видеть прекрасное в обыденных вещах. Именно такими учителями славится школа. С начала 2012-2013 учебного года школу возглавляет Заслуженный учитель Российской Федерации Сафронова Ольга Евгеньевна. Новому руководителю приходится не только высоко держать знамя прошлых побед, но и завоевывать новые.

С 1 сентября текущего года рязанская школа №39 изменит статус на физико-математический лицей. Об этом сообщил начальник управления образования и молодёжной политики администрации города Рязани Виталий Ерёмкин на заседании комитета по бюджету и налогам Рязанской городской Думы 17 апреля, обосновывая необходимость выделения средств на капитальный ремонт школе.

Предполагается направить на ремонт учреждения 2,6 миллиона рублей. В рамках этих работ будет заменена проводка, система холодного и горячего водоснабжения, отопления. Мероприятия проводятся в рамках поручения губернатора Рязанской области, который побывал в школе 1 сентября прошлого года.

На базе школы №39 «Центр физико-математического образования» Рязани  состоялась показательная тренировка по эвакуации и учение по тушению условного пожара в образовательном учреждении. В мероприятии приняли участие представители школ и начальники управлений образований муниципальных районов области, учащиеся и педагоги школы №39.

По замыслу тренировки в одном из учебных классов школы возник условный пожар на третьем этаже. Сработала автоматическая пожарная сигнализация, информация о пожаре была передана диспетчеру пожарной охраны, после чего началась эвакуация учителей и школьников. По повышенному номеру, в месту условного происшествия прибыли пожарные подразделения, служба пожаротушения, дежурная смена поисково-спасательной службы города. С помощью автолестницы, прыжкового спасательного устройства «куб жизни» и спасательного оборудования было организовано спасение четырёх человек и передача их врачам скорой помощи. В это же время пожарные организовали тушение условного очага возгорания.


По итогам тренировки был проведён анализ действий педагогического состава и персонала учебного заведения, которые в целом с поставленными задачами справились.

В МБОУ «СОШ № 39» для учителей математики проходил семинар «Пути реализации концепции математического образования при переходе общеобразовательной школы в центр физико-математического образования». К гостям с приветственным словом обратилась директор школы О.Е. Сафронова. Учителя школы №39 представили систему работы по реализации концепции математического образования с начальной школы до выпускного класса и поделились с учителями города своим опытом работы. Кахимова Н.Ю., рассказала о внедрении курса «Умники и умницы» в начальной школе, Кузнецова Т.А. познакомила с программой по геометрии в 5 классе и продемонстрировала фрагменты уроков. Продолжила тему изучения геометрии в среднем и старшем звене Кабанова В.И., которая поделилась с преподавателями богатым материалом по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, проведению физкультминуток и рефлексии на уроках. С вопросом по организации развивающего лагеря профильного (физико-математического) направления для одаренных детей «Эврика» выступала Коконова Е.В., учитель информатики. 

Во время работы семинара были рассмотрены вопросы организации кружковой работы и реализации программ дополнительного образования. Были продемонстрированы фрагменты занятий школьников из 13 учебных заведений города Рязани по предметам естественнонаучного цикла. Доронин В.И., заместитель директора МБОУ «СОШ № 39», привел статистические данные, характеризующие результативность работы школы. 

Участники семинара получили ответы на свои вопросы, выразили слова благодарности за тщательную подготовку и большую методическую пользу мероприятия. Присутствующим на семинаре учителям математики были вручены сертификаты. 

В Рязанские школы возвращается физико-математическое направление.

Школе №39 вернут статус физико-математической

В номере «Рязанских ведомостей» от 4 декабря опубликовано интервью декана физмата РГУ Натальи Федоровой, в котором она рассказала о том, что рязанской школе №39 вернут статус физико-математической. В возрождении направления участвует физико-математический факультет РГУ им. Есенина.

— Мы обязались, например, привлекать одаренных учащихся из профильных классов к совместной творческой деятельности на кафедрах факультета, содействовать проведению всех видов практики школьников по учебному плану. Кроме того, преподаватели физмата заключили со школой дополнительные соглашения и сейчас преподают в ней математику, физику и информатику. — Рассказала Наталья Федорова.


3ГЛАВА Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплектное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к нарушению или затруднению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность

Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителем, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки не интересные, школа плохая и учительница злая.

Существуют различные варианты различия детей 6-7-лет с личностными особенностями, которые влияют на уверенность в школьном обучении.

1)Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольствии учебной работы ученика со стороны учителя и родителей, обилие замечаний и упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошему, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки, снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указанию взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах, что усиливает дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция усиливает в свою очередь сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя, и учителя. Близкие взрослые, концентрирующие внимание на малейшем достижении ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.


2) Негативистическая демонстративность. Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели- обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема- постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка –недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на формы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно является недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье «заброшенными», «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.

Завышенные требования предъявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок действует по-принципу: «пусть лучше ругают, чем не замечают» - извращенно реагируют на внимание и продолжают делать то, за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в утренниках, спектаклях, концертах, детям подходят другие виды деятельности, в том числе и изобразительная.

Но самое главное – снять или ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых объединиться без нотаций и назиданий, не обращать, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

3)«Уход реальности» - это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театральной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.