Файл: Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школы.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ В ДОШКОЛЬНОМ И НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Сущность преемственности в подготовке ребенка к обучению в школе
1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Педагогические условия преемственности в математике дошкольного и начального образования
–максимальное обеспечение двигательной активности детей на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы);
–использование многообразия форм обучения «неурочного типа», включающих специфически детские виды деятельности на интегративной основе, объединение по подгруппам, организация деятельности кооперативного типа;
–создание развивающей предметной среды, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;
–широкое использование методов, активизирующих у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, то есть элементы проблемности в обучении, дивергентные задачи, задачи открытого типа, имеющие варианты «правильных решений».
Отметим, что совершенствование преемственности в работе детского сада и школы обеспечит условия успешного обучения в первом классе.
При этом важно знание воспитателями основных подходов в методике обучения математике в первом классе, ознакомление их с современными учебниками.
Все разнообразие форм преемственности в современном обучении детей математике можно систематизировать, выделив условно три типа преемственности. Первый тип характеризуется дублированием в дошкольной подготовке основного содержания и конкретных заданий программ первого класса школы. При втором типе подготовка детей к школе, не посещающих дошкольные учреждения, осуществляется дома, в семье, самими родителями.
В случае , как правило, стихийный , особенно в , где воспитанию не уделяется внимания, при такой усваивают не сведения и из учебной школы, часто недостаточно и педагогически . Характерно, что в с объективными , учетом условий и именно на тип преемственности современное в первом массовой (учебные , учебники и т.д.).
правильным и следует третий тип . При использовании его в школьников, в математике, меньше чем учебного первого . Этот дается для ознакомления. задания и ученикам класса при одного и же факта свою .
Такое упрощение программы с возрастных детей, осуществляется работниками учреждения и , дает достичь результатов при детей от обучения к обучению.
В годы все чаще к проблемам обучения . Прорабатываются усовершенствования именно в методики.
В Н.Я. Поповой, В.И. , А.В. Сочневой[16] и учитываются механизмы учебной ребенка, а такие, относятся к и образованию у элементарных о размере, , числе.
В на первое выдвигается обучения и шестилетних . Главное в ней - одинаковой, прочной детей к . До сих пор есть очень подготовки к школе, что усложняет учителей классов, в начале . Шестилетние обучаются и в неодинаковых : часть - в детских , другая - в подготовительных школы в со школьными и методиками и, наконец, детей к школе родители, на субъективные обучения. всего школой форсировать обучения , учат , в основном , считать в 100, 1000 и вычислениям, в том иногда таблицу , пытаются сложные задачи, не должного формированию о множестве, , пространстве и .
Обеспечение высокого математического детей, в первый , их предварительная , безусловно, влияют на усвоения материала в . Поэтому серьезное уделяется организации работы в садах, в старшем возрасте.
ские последних лет возможность содержание дошкольников, в математике. вариативных обучения и в детском осуществляется, всего, в с требованиями школы, предъявляются к подготовке , и особенностей их развития.
работы в группе частью системы математике и интеллекта , которая занятия с лет. В старшей содержательным программы формирование о числе как о числовой .
Большое придается образного и абстрактного детей, интереса и "" к математике как особой человеческого .
С этой предлагаются задания, в продуктивные деятельности как усвоения и математического .
Можно , что работа по разделу две цели: связана с детей к в школу и в ней, вторая - с интеллекта и . Проведем анализ программ.
анализ задач по в ДОУ и в 1 классе.
«Детство»
: В.И. Логинова, Т.И. , Н.А. Ноткина и др.
усвоения по математике 6-7 лет
- Уметь в «свойствах» и «»
- Знать и цифры
- Отношение
- Воссоздание и форм и геометрических
- Уметь условными
- Ориентироваться во и пространственных
- Решать и арифметические
- Знать чисел, и в натуральном
- Знать «», «меньше», «», «не равенство»
- вставить число.
- количество и
- Величины
- геометрические (плоские и )
- Определять и неравные предметов
- не равные предметов
- обобщать,
- Знать , вычитание,
- Объединять по группам и целые
- Деление на части
- измерять и сыпучие
- Знать по часам
в 1 классе « России». усвоения учеников 1 на конец года:
- логически и мыслить
- решать, и интегрировано задачи
- владеть математических и иметь об идеях и математики
- решать , носящие , нестандартный и характер
- числа и выполнять с ними
- «величины»
- производить для принятия в различных ситуациях
- и записывать об окружающем на языке
- Сформировать рационального , математической и аргументации
- работать в с заданными ;
- Узнавать в окружающего известные формы и с ними;
- поиск (фактов, , оснований для ), преобразовать её в для изучения и формы
В по математике можно пять :
- знания о и счете,
- размера,
- ,
- ориентирование в ,
- времени.
программы, как раньше, выпускникам учреждений овладение в школе. Так, для знаний в первом «Десяток» имеют уровень . Они умеют считать , звуки, , хорошо названия, и обозначение десяти натурального . Формирование числа и действий над осуществлялось в саду и в первом на основании операций с конечными .
Этому опыт, детьми .
В первом идет углубление об отношениях смежными натурального , закрепляются установления - однозначного между двух накладыванием, и сравнением .
В детском уделяется развитию терминологии: чисел, (прибавления и ), знаков (, минус, ). В школе процесс речи специальными . Дети названия и искомых, действий и вычитания, читать и самые выражения и т.д.
значение для школьного математики своевременное дошкольников с задачами и . Выпускники садов уже математическую задачи, значение и вопросов , правильно на них, выбирают и выбор действия. В саду , а в первом продолжается детьми сложения и на основе состава из двух . Кроме , в первом дети с отдельными сложения и , когда из числовых равно .
Первоклассники выделять и непрямые , чертить разной , изображать фигуры в в клетку. они к этому еще в саду.
влияют на знаний о представления о непрерывных , что предусмотрено детского , а также в измерении мерой и общепринятыми , как метр, , килограмм. В классе продолжают протяженность, , вместимость, . Постепенно, с детского и продолжая эту в школе, подводят к функциональной между величиной, и результатом (количеством ). Все эти знания понятие о , развивают ребенка, его и способности.
из главных начального к математической заключается в развитии дошкольников. - это глубоко наука. ребенка в начальную математику невозможно без уровня логического [17].
Обучение началам строится так, , прежде , на основании с конкретными и формирования у знаний об характеристиках , размере и , потом их считать, , прибавлять и .
Весьма в этих то, что дети не получают сумму по математике, а и повышают общего развития: умения и воспринимать и инструкцию , использовать ее в работы, работу и контролировать соответственно . Значительные происходят и в обобщений, в них все начинают существенные и отношения, при решении задач. интерес для обучения математике исследования, под руководством Н.Я. , В.И. Стаховской, А.В. [18]. Они показали, что в обучения дошкольного приобретают различать признаки (цвет, , размер).
не только переход от низших к структурам деятельности, но, как психологи, необходимым их превращения. структуры не приходят , они вырабатываются в обучения на тех, которые раньше по , имеющимся в опыте, детьми. стимуляция в процессе действует внутреннюю ребенка.
в работе сада и по математике положительный в усвоении детьми.
показывают, что уровень развития не всегда с его личной к школе.
В случаев в обучения в у детей положительное к новому жизни, соответствующие условий, , требований обучения, и деятельности в .
В соответствии с нами показателями можно три уровня детей по к школе.
К уровню отнести , которые усвоили требования групп, неплохие в счетной , обследовании, , делении на части, задач и т.п. При дети группы выполнять действия в уме без на наглядность. При предметов по пользуются фигурой как , умеют , обобщать, в соответствии с педагога, навыки , проявляют к обучению, работать , не отвлекаясь, использовать терминологию, , качественно, в срок задания, оценивать работу.
Ко уровню отнести , которые программой по ; имеют навыки в деятельности, величин, целого на . Вместе с тем у них развита деятельность: им объяснить арифметического , обобщать и ; самоконтроль у детей , они не проявляют к учебной ; математический их беден; чаще занижена, завышена.
К уровню дети, усвоившие по математике. Эти имеют навыки в операций , но во всех видах деятельности слабые или вообще их не . Дети, к третьему усвоения знаний, значительные при выполнении операций , обобщения, . Эти дети не интереса к деятельности, используют математическую , часто не выполнить воспитателя, его с образцом.
2.2 Рекомендации по образованию
исследования Н.Я. , В. И. Стаховская, о возможностях в активном аналитико-синтетической , всех мышления. можно на основе обоснованной , как содержания, так и обучения.
методики соответственно с особенностями , их потребностью в , двигательной . Исходя из , в методических к работе со дошкольниками и первых широко дидактические , двигательные , наглядное разных отношений, практические , например с множествами, : измерение, сериационных и транзитивных . Разработка и проверка опираются на о психологической динамики интеллектуального старших , а также на изучения их здоровья, и утомляемости.
При , ошибкой является к стопроцентному детей возраста, обучением.
Для подготовительной особое приобретает этого перед детей в . Этому индивидуальные , дидактические и упражнения с , выполнение ими заданий и т.д.
При следует на такие :
- объем знаний и в соответствии с воспитания в саду;
- математических : осознанность, , запоминание, использования их в деятельности;
- умений и учебной ;
- степень познавательных и способностей;
- развития (усвоение терминологии);
- отношение к и учебной в целом;
- познавательной .
Уровень знаний легче, чем овладения учебной , тем более - сформированности интересов и . В связи с для выделения умений подбирать попарно: , первое - угадай, , покажи т.п., задание - , докажи, и др. Второе для детей , но именно его свидетельствует об подготовленности к школе.
готовности шести- и возраста к в школе с помощью как , так и индивидуального .
В процессе развивается мыслить , делать и сравнения, эти умения при задач. деятельность осознанный и направляется . Психологическая учебной - развитие у учебных и потребностей.
У дошкольного нельзя учебную в таком , как о ней говорилось . Воспитатель условия для у дошкольников учебной .
Успешность учебной связана с развития психических ребенка. В. И. выделяет , которые рассматривать как условия деятельности. К качествам
- умение воспитателя,
- по указаниям ,
- возможность свои от действий детей,
- самоконтроля и др.[19]
В к школе значение правильная и целенаправленное внимания в процессе . Следует , что учебная вообще без соответствующего развития . У детей дошкольного значительное в деятельности произвольное . Ребенок сконцентрировать на выполнении действия. В возрасте увеличиваются и устойчивость . Воспитатель сада учебную ребенка, его понимать , цели и выполнения заданий.
детей лет наиболее , кульминационный в процесса , памяти, , представлений. На старшего возраста достаточно родной , проявляют интерес к всего . Усиленно центральная система. Это значительное психических . Возможность и обобщать окружающего успешному умственных в целом. возможности в процессе и целенаправленного с объектами и окружающего, природы, отношений людьми.
элементам деятельности на фоне умственной детей. процесс - иллюстрация И.П. Павлова о природе , о переходе от ступени к логической[20]. Так, счетной на начальном обучения, как умение, на развернутое рук, глаз, на числительных . Позднее, , операция заметно , проходя от развернутых счета с предметов, считают, к приемам на них, называния вслух и устным про себя.
из признаков предмета его размер. размер, не только каждый отдельно, но и соотношение ними. Это на формирование знаний об . Любое величины получает выражение. развитие о размере дает углубить числа. размеров дошкольниками влияет на умственных в целом, требует действий , различия, [21].
Научные раскрывают психологические восприятия математических . Эти закономерности знать и воспитатели детских и учителя классов, для чтобы осуществлять в обучении и .