Файл: Виды юридических лиц. Общая характеристика и значение классификации юридических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пока законодательные уточнения на этот счет отсутствуют, в то время как дополнительная деятельность юридических лиц, приносящая доход, может принять и более «причудливые» формы, с каким и наша история уже сталкивалась, и меры администрирования

могут оказаться здесь бессильными. Дело за постоянным развитием института юридического лица, его приспособлением к быстро меняющимся потребностям развивающегося имущественного оборота.

Коммерческими юридическими лицами являются организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. К указанным организациям относятся: 1) хозяйственные товарищества и общества; 2) государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества и общества - это корпоративные коммерческие организации. Уставной (складочный) капитал в таких организациях разделен между учредителями (участниками) на доли (вклады), все имущество (вклады учредителей (участников), произведенное и приобретенное в процессе деятельности организации) принадлежит организации на праве собственности (ст. 66 ГК РФ). Хозяйственные товарищества и общества подразделяются на публичные и непубличные. Публичными являются акционерные общества (ОАО). Непубличными - общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, чьи акции и ценные бумаги не размещаются путем открытой подписки и публично не обращаются.

Государственные и муниципальные предприятия действуют в организационно-правовой форме унитарного предприятия, являющегося коммерческой организацией, не имеющей права собственности на имущество. На базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). Унитарное предприятие по своим обязательствам несет ответственность всем имуществом, которое ему принадлежит, по обязательствам собственника его имущества не несет ответственности.

Некоммерческими являются организации, не преследующие цели извлечения прибыли от своей деятельности и не распределяющие ее. Некоммерческие юридические лица могут иметь одну из 11 организационно-правовых форм, перечисленных в ст. 123.2-123.28 ГК РФ.


2.2 Классификация юридических лиц в зависимости от наличия у учредителей юридического лица права участия (членства) в нем и формирования высшего органа (корпоротивные и унитарные)

Актуальность исследования проблемы типологии юридических лиц в гражданском праве продиктована произошедшими в России экономическими изменениями, обусловившими появление новых организационно-правовых форм. Новеллы коснулись некоммерческих (некоммерческую организацию можно создать только в одной из тех организационно-правовых форм, которые указаны в Гражданском кодексе России), а также коммерческих организаций. Появилось разделение юридических лиц на корпоративные и унитарные, хозяйственных обществ - на публичные и непубличные.

Критерием деления на корпоративные и унитарные выступает наличие у учредителей юридического лица права участия (членства) в нем и формирования высшего органа. При наличии указанного права учредители участвуют в общем собрании (съезде, конференции, ином высшем органе управления), после этого юридическое лицо считается корпоративным. В случае отсутствия у учредителей прав членства в юридическом лице организация является унитарной.

К корпоративным юридическим лицам (корпорациям) относятся: хозяйственные общества; хозяйственные товарищества (полные и коммандитные); крестьянские (фермерские) хозяйства; хозяйственные партнерства; производственные и потребительские кооперативы; общественные организации; ассоциации (союзы); товарищества собственников недвижимости; казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; общины коренных малочисленных народов России.

Унитарными юридическими лицами считаются: государственные и муниципальные унитарные предприятия; фонды; учреждения; автономные некоммерческие организации; религиозные организации; публично-правовые компании.

Принимая во внимание, что в ГК РФ отсутствуют детальные нормы о такой правовой форме, как публично-правовая компания, мы и остановимся на ней подробнее. Публично-правовая компания - это унитарная некоммерческая организация, не преследующая цели извлечение прибыли. По мнению А.А. Диденко, публично-правовая компания - это компания, созданная в интересах государства и общества и наделяемая отдельными публичноправовыми полномочиями . Схожее по своему содержанию определение публично-правовой компании предлагают Е.Ю. Ливанова и Х.М. Юрьева, между тем добавляя ей признаки унитарной некоммерческой организации .


Основными целями деятельности данных компаний являются: осуществление государственной политики, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом, обеспечение инновационного развития, реализация особо важных программ. Для достижения данных целей организации могут заниматься деятельностью, приносящей доходы. При этом все вышеназванные авторы предполагают, что деятельность публичноправовых компаний, в современных государственно-правовых условиях, непременно будет связана с их функционированием в виде государственных корпораций.

Подобная позиция видится нам оправданной. Действительно, между вышеуказанными формами юридического лица имеются элементы единства. К ним мы можем отнести, во-первых, механизм образования. Как известно, создаются они решением Правительства РФ либо путем издания федерального закона. Во-вторых, организационная и финансовая составляющие деятельности. Первая связана с долгосрочным периодом функционирования по целевым направлениям, а вторая - с имущественным взносом, который передается публично-правовой компании от Российской Федерации, уполномочивая ее владеть и распоряжаться имуществом.

Следует отметить, что в настоящее время действует Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Вместе с тем с августа 2011 г. на сайте Минэкономразвития РФ опубликован проект Федерального закона № 252441-6 «О публично-правовых компаниях Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В паспорте проекта закона определено, что он включен в программу законопроектной работы Государственной Думы РФ на декабрь 2014 г. В соответствии с проектом, публично-правовая компания - это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества и наделяемая в соответствии с решением о ее создании отдельными государственными полномочиями. Однако до настоящего времени проект Федерального закона не принят.

Таким образом, имеющаяся законодательная и подкрепленная доктриной гражданского права типология юридических лиц является весьма динамичной и недостаточно завершенной. Сказанное свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования данной сферы общественных отношений, в т.ч. с точки зрения востребованности определения правового статуса нового вида юридического лица - публично-правовой компании.


2.3 Проблемы видовой классификации юридических лиц публичного права

Проблема выделения видов юридических лиц пуб­личного права всегда вызывала в науке многочисленные дискуссии. Один из первых ученых, рассматривавший юридических лиц публичного права, Г. Ф. Шершеневич относил к ним только государство, суть которого сводил к казне [1, с. 122]. К. Д. Кавелин более широко подхо­дил к данному вопросу и относил к ним: 1) государство;

  1. ведомства и учреждения; 3) благотворительные заве­дения, университеты и академии, монастыри, пустыни, лавры, церкви, архиерейские дома; 4) сословные или местные общества, обязательные, с публичным харак­тером (общества земские, губернские и уездные, город­ские, волостные и сельские, дворянские, купеческие, ме­щанские, ремесленные, общества биржевого купечества, лоцманов, вольных матросов и т. п.).

Современный российский исследователь юридичес­ких лиц публичного права В. Е. Чиркин выделяет пять видов: 1) государство и государственные образования (субъекты федераций и территориальные автономии); 2) территориальные публичные коллективы разного уровня; 3) органы публичной власти (государства, субъек­тов федераций и муниципальных образований, то есть местного самоуправления); 4) учреждения публичной власти (государственные, то есть федеральные, субъек­тов федераций и муниципальных образований); 5) неком­мерческие организации общественного характера (слово «общественного» исключает религиозные организации). Внутри каждого из таких родов есть свои виды юриди­ческих лиц публичного права, например, среди органов публичной власти - органы государства и местного само­управления, среди некоммерческих общественных орга­низаций - политические (партии и др.) и неполитические (профсоюзы и др.) организации и т. д.

Очевидно, автор выделяет в качестве юридических лиц публичного права не только публично-правовые образования, сам народ, проживающий на территории субъекта РФ, но и отдельно органы государственной и му­ниципальной власти, созданные ими учреждения и неком­мерческие организации общественного характера.

Таким образом, можно выделить две основные точки зрения. Первая, когда к юридическим лицам публичного права относят публично-правовые образования, органы государственной власти и государственные учрежде­ния. Вторая - помимо публично-правовых образований, органов государственной власти и государственных учреждений к юридическим лицам публичного права относят общественные коллективы (народ) и иные об­щественные образования (партии, союзы и т. д.).


В зависимости от интересов, лежащих в основе со­здания юридического лица, предлагается выделять два вида юридических лиц: частные юридические лица и публичные юридические лица. Юридическими ли­цами могут быть организации, созданные организа­циями и гражданами в целях удовлетворения частных интересов (частные юридические лица), либо создан­ные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в целях удовлетворения общественных интересов (публичные юридические лица).

В зависимости от цели создания выделяются следую­щие публичные юридические лица:

  1. Коммерческие юридические лица (имеют в качестве основной цели извлечение прибыли), которые делятся:
  • на государственные, муниципальные предприятия;
  • казенные предприятия;
  1. Некоммерческие юридические лица (имеющие целью осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций) в форме:
  • государственных корпораций (агентства, Цент­ральный банк, Внешэкономбанк, фонды, созданные Рос­сийской Федерацией);
  • государственных компаний;
  • государственных, муниципальных учреждений, в том числе автономных, которые могут быть как наде­лены властными полномочиями, так и не наделены ими (медицинские, культурные, учебные).

По вещно-правовому признаку публичные юриди­ческие лица можно разделить на следующие:

  1. Находящиеся в собственности:
  • Российской Федерации;
  • субъекта Российской Федерации;
  • муниципальных образований.
  1. Имеющие имущество:
  • в оперативном управлении (например, автономные учреждения, казенные предприятия);
  • на праве хозяйственного ведения (например, госу­дарственное или муниципальное унитарное предпри­ятие);
  • на праве собственности (государственные корпора­ции).

В зависимости от задач, поставленных перед публич­ными юридическими лицами при их создании, выделя­ются:

  1. имеющие целью осуществление социальных функ­ций (медицинские, культурные и т. д.);
  2. имеющие целью осуществление управленческих функций (Фонд социального страхования Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и т. д.). Среди последних можно выделить юридические лица публич­ного права, осуществляющие:
  • правоохранительные функции;
  • функции обороны (военизированные организа­ции);
  • финансово-кредитные;
  • другие;
  1. имеющие целью осуществление иных обществен­но полезных функций (например, государственные и му­ниципальные учебные учреждения, благотворительные фонды и т. д.);