Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (человеческие ресурсы в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современные предприятия уделяют внимание менеджменту человеческих ресурсов. Что касается предприятия, то человеческие ресурсы – это работники предприятия. Главная цель менеджмента человеческих ресурсов - это принятие на работу компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, совершенствование их профессиональной подготовки. Важно учитывать отношение к труду как к источнику доходов организации и создание для каждого сотрудника таких условий труда, чтобы они приносили доход.

Актуальность данной темы очевидна: в условиях рыночной конкуренции каждое предприятие стремиться к стабильному доходу. А для этого необходима грамотная кадровая политика.

Цель работы: рассмотреть менеджмент человеческих ресурсов.

Задачи:

  • Рассмотреть основы менеджмента человеческих ресурсов
  • Рассмотреть человеческие ресурсы на предприятии
  • Изучить менеджмент человеческих ресурсов на предприятии

Объектом работы является ООО «Бест»

Предмет работы – система менеджмента человеческих ресурсов ООО «Бест».

В работе использовались методы – изучения и анализа материала.

Само понятие менеджмента человеческих ресурсов достаточно молодое. Изучение данного вопроса началось на Западе в начале 20 века. Современные концепции базируются на работах Дж. Дугласа, С.Клейна, Д.Ханта, Э. Шейна. В России рассмотрением данного вопроса занимаются Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И., Исаенко А.Н. и другие.

Работа состоит из Введения, Двух глав, Заключения, Списка использованных источников, Приложения.

Глава 1. Основы менеджмента человеческих ресурсов

Основные понятия менеджмента человеческих ресурсов

Рассматриваемая тема включает в себя два понятия. Это человеческие ресурсы и понятие менеджмента человеческих ресурсов.

Под человеческими ресурсами понимается совокупность различных качеств людей, их трудоспособность к производству материальных и духовных благ.[28] Человеческие ресурсы бывают организации, региона, отрасли, страны. Существуют уровни управления человеческими ресурсами. Интерес вызывают уровень личности, уровень коллектива, уровень общества и его подструктур. Под человеческими ресурсами подразумевают также персонал предприятия. К нему относят личный состав организации, объединенный профессиональными признаками. Управляют им менеджеры по персоналу. Сам менеджмент подразумевает под собой искусство управления людьми, орган управления. Главное в менеджменте – это достижение целей, используя эффективные методы. Это необходимо для мотивации трудовой деятельности человека, что способствует эффективному производству.


Термин управление человеческими ресурсами представляет управление отношениями работников предприятия.[27] Его цель состоит в эффективном использовании отношений работников с компанией. То есть работодатель должен получить желаемую выгоду, а работник удовлетворение от своего труда, как моральное, так и материальное.

Управление человеческими ресурсами основывается на достижениях психологии труда и использует определенные технологии и процедуры.

По другому можно говорить о управлении персоналом. Соответственно, вопросы, касающиеся этого управления, состоят из комплектования штата предприятия, выявления и удовлетворения потребностей работников и практических правил и процедур, которые управляют взаимоотношениями между организацией и ее работником. [15]

Можно сказать, что управлять человеческими ресурсами сложнее, чем материальными. Это связано с взаимоотношениями между людьми, между которыми может быть конфликт.

Немаловажной является и система управления человеческими ресурсами. Она состоит из создания, использования и развития трудовых ресурсов.

К целям системы относят своевременное и качественное обеспечение предприятия соответствующими кадрами; создание условий для максимальной реализации способностей работников и достижения целей организации. [28]

Задачи:

  1. прогнозирование и планирование потребности в работниках;

2. анализ спроса и предложения на рынке труда;

3. привлечение, подбор и отбор кадров;

4. адаптация вновь прибывших работников; 

5. подъем эффективности выполняемых работ; 

6. повышение качества деятельности работников; 

7. повышение качества деятельности организации в целом; 

8. рост уровня жизни работников; 

9. совершенствование систем мотивации; 

10. развитие инициативности и новаторства. [27]

Сущностью системы управления формированием трудовых ресурсов является предоставление работникам возможности получения и повышения образования, расстановка кадров и распределение полномочий, планировании и развитии карьеры.

Совершенствовать знания и навыки сотрудников необходимо постоянно. 

Очень важен и социально-психологический климат в коллективе.

В России возникает необходимость совершенствования системы подготовки руководителей, создания условий проявления профессионализма. Это связано с расширением и усложнением системы управления человеческими ресурсами.[17]

Для развития человеческих ресурсов необходима разработка и реализация программ ориентации для вновь принятых работников. Для таких работников необходима адаптация. Если же работник не будет ощущать поддержку со стороны организации, то это негативно скажется на его обучении и адаптации в целом, вплоть до ухода с должности.


Если организация обладает соответствующими ресурсами, то в течение первого месяца организуется специальный семинар для всех вновь принятых работников. На нем будет рассказано об организации, ее деятельности, перспективах. При необходимости будет организовано обучение. В некоторых организациях новый работник проходит такое обучение в обязательном порядке.

Если говорить о менеджменте человеческих ресурсов, то он базируется на следующих исходных положениях:

  1. необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития фирмы; 
  2. количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияние на экономические показатели производства; 
  3. определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда. [12]

Менеджмент человеческих ресурсов – система взаимосвязанных организационно – экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации. [13]

Важнейшей особенностью менеджмента является единое и комплексное воздействие на весь персонал в целом. Задаче менеджмента – связать интересы работников с интересами и целями предприятия. От этого зависит эффективность функционирования организации .

В соответствии с Зайцевым Г. и Файбушевичем С. в управлении персоналом можно выделить три взаимосвязанных подхода: - формирование человеческого капитала; 

- использование в управлении трудовыми ресурсами факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля; 

- ориентация на концепцию преданности организации, что приводит к созданию поведенческой модели организации. [1]

По мнению Исаенко А. существует несколько основных принципов работы с персоналом:

  1. Общие принципы работы с персоналом: эффективность, прогрессивность, перспективность, комплексность, оптимальность, простота, научность, иерархичность, автономность, согласованность, устойчивость, многоаспектность, плановость, вознаграждение, подбор и расстановка кадров, эффективная занятость. 
  2. Принципы организации работы с персоналом: ротация, оптимальное соотношение управленческих ориентации, концентрация, специализация в системе управления персоналом, параллельность, адаптивность (гибкость), преемственность, непрерывность, ритмичность, концептуальное технологическое единство, комфортность, коллегиальность в управлении.[5]

Следует отметить, что в сфере развития человеческих ресурсов важно грамотное и эффективное управление. На предприятиях должна быть проведена работа по развитию человеческих ресурсов. На деле же обращается внимание только на прием и увольнение сотрудников. Другие мероприятия не проводятся.

Управление человеческими ресурсами – это система создания, использования и развития трудовых ресурсов. 

Цели системы:

1. обеспечение предприятия соответствующими кадрами; 

2. создание условий для максимальной реализации способностей работников. [8]

Задачи :

1. прогнозировании и планирование потребности в работниках; 

2. анализе спроса и предложения на рынке труда; 

3. привлечении, подборе и отборе кадров; 

4. подъеме эффективности выполняемых работ; 

5. повышении качества деятельности работников и организации в целом; 

6. постоянном росте уровня жизни работников. [9]

Сущность подсистемы управления заключается в разработке целевой программы развития. Такая программа охватывает весь персонал и является составной частью программы развития организации. 

Менеджмент основывается на таких условиях:

1. обоснованность, четкость и реальность поставленных целей; 

2. комплексный подход к анализу управления человеческими ресурсами; 

3. взаимосвязанность различных этапов работы организации; 

4. обеспеченность видами ресурсов; 

5. соответствие уровня квалификации и профессионализма сотрудников выполняемой работе; 

6. контроль со стороны руководителя за реализацией стратегического плана; 

7. внедрение и использование современных технологий; 

8. правильное делегирование полномочий; 

9. создание более гибких условий труда. [9]

В настоящее время актуален вопрос о совершенствовании системы подготовки руководителей, создании условий проявления профессионализма.

Человеческие ресурсы в организации

Основная сторона управления персоналом - это место человека в организации. 

К числу основных задач управления персоналом относят:

1. Помощь фирме в достижении цели. 

2. Обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками. 

3. Эффективное использование мастерства и способностей персонала. 

4. Совершенствование систем мотивации. 

5. Повышение уровня удовлетворенности трудом. 

6. Развитие систем повышения квалификации и профессионального образования. 


7. Сохранение благоприятного климата. 

8. Планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное. 

9. Поднималась творческая активность персонала. 

10. Совершенствование методов оценки деятельности персонала. 

11. Обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом. [11]

Наиболее общие 3 задачи управления персоналом:

- обеспечение кадрами; 

- эффективное использование кадров; 

- профессиональное и социальное развитие кадров. [12]

Существуют различные типы управления. Приведем некоторые из них.

Управление посредством мотивации. Эта модель опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников. Кадровая политика при такой модели ориентируется на развитие человеческих ресурсов, укрепление морально-психологического климата, на реализацию социальных программ. 

Мотивационный менеджмент-это построение системы управления на основе приоритетов мотивации, на основе выбора эффективной мотивационной модели. [22]

Существует несколько мотивационных моделей. Традиционные: рациональная мотивационная модель, мотивационная модель самореализации, мотивационная модель сопричастности.

Первая характеризуется активизацией внутренних мотивов человека возможности самовыражения, творчество в труде, признание заслуг, расширение самостоятельности и ответственности, перспективы карьеры и профессионального роста. Вторая состоит в активизации. Третья модель - через развитие сотрудничества, партнерства, участие в управлении, собственности.[15]

Модель рамочного управления. Сотрудникам предоставлена большая самостоятельность в пределах установленных рамок. Технология рамочного управления предполагает следующую последовательность действий: определение задания, получение его сотрудником, создание надлежащей информационной системы, определение границ самостоятельности и способов вмешательства руководителя.[4]

Управление на основе делегирования. Делегирование полномочий давно используется в менеджменте, подразумевая передачу подчиненному функций, закрепленных непосредственно за его руководителем.[27]

Такая модель управления часто называется Бад-Гарцбургской моделью по городу где его основал профессор Р. Хен. По своему замыслу эта модель направлена на изменение поведение сотрудников через «руководство в единстве с сотрудниками». [28]Главным достоинством гарцбургской модели управления человеческими ресурсами является развитие у сотрудников инициативы, самостоятельности и трудовой мотивации, что в целом повышает эффективность функционирования организации.[29]